Смекни!
smekni.com

Туризм как вид деятельности человека (стр. 1 из 40)

ТУРИЗМ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Раздел 1. Туризм как вид рекреационной деятельности

1.1 Свободное время, досуг, рекреация в структуре

деятельности человека

Рассматривая туризм как вид рекреационной деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг» и «рекреация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиницийий более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.

Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социо­лого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «сво­бодное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения понятий «свободное время», «досуг» и «рекреация» мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время».

В.М. Пича отмечает: «Время – этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длитель­ность и последовательность всего сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом».[1] Следовательно «свободное время», «досуг», «рекреация» представляют собой совокупность видов деятельности, осуществляемых в определенный отрезок времени.

Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущно­сти времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «Основные формы всякого бытия, - есть суть пространства и время».[2] Время - это атри­бут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Определение времени как всеобщей формы существования дви­жущейся материи имплицирует вывод о существовании физического, биоло­гического и социального времени.

Время как таковое описывается через чередование материальных объ­ектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование поло­жений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что исполь­зуемая шкала - это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередование этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представление людей об их со­держании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, сол­нечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела различную длительность в разных странах и в разные эпохи (5-10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о струк­туре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Таким образом, очевидно, что летоисчисление - социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается в зависимости от культурного контекста. Отсюда на­личие разных летоисчислений в разных культурах. Таким образом, время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые ис­пользуются для его структурирования. Человеческое сознание может схва­тить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много изме­рений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения.

Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время из­меряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное простран­ство - это порядок расположения социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым - это последо­вательность действий людей, их групп и институтов. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени.[3]

Структура социального времени - это социальная конструкция, по­скольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений о важности событий. Конструирова­ние социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социаль­ного времени, ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценно­стей.

Для более подробного рассмотрения социального времени необходимо рассмотреть его характеристики. В.С. Поликарпов, на наш взгляд, представил наиболее полные характеристики социального времени.[4]

1) Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаменталь­ного ритма общественно-экономической формации.

2) Многомерность. Практическая деятельность является специфиче­ским способом бытия чело­века. Благодаря ей человек выходит за рамки на­личного бытия и «погружа­ется» в сферу возможностей;

3) Качественная неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социально-исторического про­цесса;

4) Относительность. В любом обществе, дифференцированном на классы и социальные слои, существует многообразие социальных ритмов, поскольку каждый ритм, собственное время и способ его исполь­зования, соответствующий потребностям класса.

5) Относительная обрати­мость. Социальное время необратимо, однако оно обладает относительной обратимостью в субъективном аспекте.

6) Детерминация будущим. Че­ловеческая деятельность в определен­ной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние кон­тинуум возможностей, существующий в настоящем.

7) Детерминация социальной формой движение материи. Со­циаль­ное время детерминировано человеческой деятельностью, обществен­ным производством, системой функционирующих общественных отноше­ний.

8) Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хро­но­логии «настоящее» в динамически развивающейся общественной системы начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформа­ция различных уровней подсистем системы - экономики, политического уст­ройства, культуры, религии и пр.

9) Знаковый характер существования со­циального времени. Предмет­ный мир культуры, который имеет знаково-сим­волические системы, является специфическим способом существования мо­дусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпрета­ции изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы.

10) Вариативный ха­рактер информационной емкости. Отличие со­ци­ального времени от природ­ного состоит в его изменчивой информацион­ной емкости.

11) Субъективный аспект. Социальное время является формой целепо­лагающей предметно-пре­образующей деятельности человека.

12) Ценно­стный характер. Время как форма человеческого бытия является и бо­гатст­вом, и ценностью.

Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

В настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, - это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В современной литературе существуют разнообразные исследо­вательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов) - глав­ным образом экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего вре­мени, связанного преимущественно с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.[5]

Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лаври­ненко[6] в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на со­вершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее раз­витие.

Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся.

Уже на основании указанных трактовок можно говорить о значимости свободного времени в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. В связи с этим свободное время, на наш взгляд, представляет собой самоценный ресурс для восста­новления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но мы считаем необходимым разграничивать понятия «свободное время» и «досуг».

Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает по­зволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода де­лать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, откры­вающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность рас­поряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение.[7]