Смекни!
smekni.com

Агротуризм в Беларуси (стр. 4 из 9)

Пример Деда Мороза в Беловежской Пуще показал, что нужны проекты, придуманные с фантазией, и только так можно привлечь туристов. Где взять такие идеи? Может, стоит объявлять национальные конкурсы?

Думаю, что мы к этому придем, ведь экзотика в странах с большой туристической активностью не взялась ниоткуда: ее создали специалисты, основываясь на местных традициях. У нас пока не хватает выдумки и фантазии, чтобы "презентации" туристических объектов вызывали живой интерес у гостей, и конкурсы помогли бы восполнить этот недостаток. Возьмем, к примеру, Мирский замок, где, по сути, сейчас демонстрируется только архитектура. А почему бы не устроить там театрализованное представление времен Средневековья? Но до этого ли, если там даже поесть и купить сувенир негде?! А между тем исследования говорят о том, что в районе объектов показа туристы оставляют вдвое больше денег, чем в любых других местах. А это - те доходы, которые республика должна получать от туризма.

Агротуризм - одна из любимых тем белорусских государственных мужей. По официальным данным, сельский туризм развивается в Беларуси хорошими темпами: неизменно растет число агроусадьб и их посетителей. Так ли это на самом деле? Между музеем и массовостью В минувшее воскресенье в Беларуси массово пекли блины и сжигали чучело Масленицы. Поддавшись напору рекламы, обещавшей незабываемые проводы зимы, вместе с друзьями отправился в Белорусский государственный музей народной архитектуры и быта в Строчицах, что под Минском. Увиденное там не то, чтобы удивило, но заставило задуматься, почему наши соседи - поляки и латыши - организовывают многотысячные и многодневные фесты на высшем уровне, где все предусмотрено буквально до мелочей, а в Беларуси организаторы празднеств не могут предусмотреть пару-тройку биотуалетов и палаток общепита на полдня? А ведь этот и ему подобные комплексы - лицо белорусского агротуризма, о котором так много говорят и на который так рассчитывает государство.

Разочаровали длиннющие очереди в билетные кассы и в палатки за блинами, которые можно было купить всего в нескольких точках. Нехватка туалетов и отсутствие парковочных мест, когда машину приходилось оставлять у обочины дороги и топать до музея добрый километр, а то и больше. Не вдохновила и сама экспозиция, которая за последние годы мало изменилась: деревянные "хатки", наполненные предметами крестьянского быта - соха и бричка, куфар и ступа. Тут все хоть и подлинное, но "неживое". Помещения не отапливаются и не освещаются, прикоснуться ни к чему нельзя. Все надписи только по-белорусски, Интернет-сайт - также одноязычный. А как же быть с иностранными туристами? Корреспонденты "Радио TUT. BY", "проинспектировавшие" недавно расположенные неподалеку от Минска туристические аттракции, сначала вообще не нашли Музей белорусской архитектуры и быта на карте автомобильных дорог, а потом заглянули в местный туалет-"еврояму": "Евро - внешняя отделка строения, которое изнутри выглядит так, что возникает желание все увезти с собой".

Директор Белорусского государственного музея архитектуры и быта Светлана ЛАКОТКО в разговоре с корреспондентом TUT. BY сразу призналась, что не удовлетворена тем, как у них прошла Масленица.

"Сегодня возможности нашего музея позволяют единовременно принять до 1000 посетителей, идеальный вариант - 700-800 человек. Мы никогда не ставили перед собой задачу проводить народные гуляния. Наша цель - сохранение и популяризация национальных и духовных ценностей. Народные обряды и аттракционы невозможно демонстрировать перед многотысячной толпой. А 1 марта в Строчицы приехало около 3,5 тысяч посетителей, что стало для нас полной неожиданностью, ведь массовые гуляния были организованы по всему городу, но многие решили отправиться за город".

Говоря о степени развития музейного комплекса, его директор сообщила, что из шести запланированных секторов лишь первый оборудован экспонатами на 90 процентов, второй-третий - фрагментарно. Выделяемых государством средств хватает лишь на содержание и реставрацию существующего фонда, но не на его развитие. Естественно, нужны новые помещения для билетных касс, сувенирной продукции и санитарные сооружения.

По словам Светланы Лакотко, музей заинтересован в привлечении инвестиций, но в этом вопросе не все так просто. "Поскольку у нас все-таки музей, а не развлекательный комплекс, к инвесторам предъявляются довольно жесткие требования. Все наши постройки аутентичные, они являются историко-культурными ценностями, но и включены в национальный музейный фонд. Изменять и осовременивать их категорически запрещается. Инвесторов же, прежде всего, интересуют объекты, которые будут приносить прибыль. Сейчас мы ведем переговоры с одной фирмой на предмет строительства на въезде в музей гостинично-ресторанного комплекса".

Есть и другой вариант. В знаменитых "Дудутках", которые позиционируют себя как средневековую шляхетскую усадьбу, можно подержать в руках кузнечный молот, сесть за гончарный круг, поучаствовать в создании ткани и выпить чарку самогона. Однако там мало аутентики, в основном - стилизация… Беларусь может стать первопроходцем "Строчицы" и "Дудутки" являются своеобразными визитными карточками агротуризма, за развитие которого Беларусь взялась последней в Европе. Так, в ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию "Агро - и экотуризм".2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь". Что изменилось за это время? Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы - в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз - с 2006-м. По данным ОО "Агро - и экотуризм", реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агротуристов, то в 2008 году - уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей. Много это или мало, и как привлечь инвестиции в эту отрасль? "Если учитывать, что агротуризм начал развиваться не так давно, динамика по числу усадеб и туристов обнадеживающая, - считает редактор газеты "Туризм и отдых" Лилия КОБЗИК. - Даже если 100-200 из них реально работающие, это уже хороший показатель для Европы. Однако, как и в любой экономической отрасли, есть этапы взлета, стабилизации с последующим выходом на верхнюю точку и снижение динамики.

Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка"… Вскоре, возможно, начнется спад".

Эксперт предполагает, что государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. "По крайней мере, в Европе таких тенденций нет. Я была в итальянской Тоскане, слывущей раем для туристов, и убедилась в том, что тамошних владельцев агроусадеб вполне удовлетворяет скромный семейный формат. Наши же люди, достигшие в этой сфере определенных успехов, хотят большего. Им мало усадебки на 6-7 номеров, они желают гостиницу на 30, - рассказывает наш собеседник. - Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, нам удастся сказать новое слово, стать законодателями моды в агротуризме. Ведь догонять всегда сложней, чем начинать нечто свое. Да, и примитивное копирование иностранных стандартов вовсе не гарантирует успеха".

Касательно иностранных инвестиций, Лилия Кобзик считает, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. "Учитывая уровень доходов белорусов, они понимают, что на нас особо не заработаешь. - говорит эксперт. - Значит нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Можно сколько угодно бить себя в грудь, утверждая, что иностранцы спят и видят наш райский уголок, однако одного домика в деревне мало. Помимо инфраструктуры, которой у нас пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда. Чтобы люди приезжали в Беларусь с какой-то целью и уже заодно 2-3 дня могли провести и в агроусадьбе".

Причем Л. Кобзик подчеркивает, многое будет зависеть от конкретных лиц. "Думаю, тут большой потенциал для турфирм, у которых, в отличие от владельцев агроусадедб, за годы работы установились серьезные партнерские отношения с иностранцами. Кроме того, в свое время белорусские турфирмы мечтали о собственных отелях, но капитализации турбизнеса так и не произошло. А это для них реальная возможность", - полагает она.

Нужно работать над имиджемПредседатель правления общественного объединения "Агро - и экотуризм" Валерия КЛИЦУНОВА убеждена, что у агротуризма в Беларуси большое будущее. "Сегодня наш каталог насчитывает поряд 250 действующих усадеб. Тогда, как предполагаемый предел для Беларуси - 1000-1500. Это говорит о том, что мы находимся на начальной стадии".