Смекни!
smekni.com

Архитектура Мадрида (стр. 3 из 6)

Во дворце размещается несколько музеев — Музей живописи и декоративного искусства, Королевская библиотека, Нумизматический музей. Интерес представляет и аптека Королевского дворца, в которой выставлена фаянсовая посуда для снадобий. Перед главным входом во дворец находится площадь Пласа-де-ла-Армерия (Plaza de la Armeria) с Королевской оружейной палатой, в которой хранятся коллекции оружия и доспехов1.

Трудно представить нечто более не соответствующее реальной жизни, чем помпезный стиль правления Филиппа II. У многих, кто жил в одно время с этим королем, складывалось впечатление, что «на яркое платье Испании надели тяжелый, холодный рыцарский панцирь». В эпоху безудержного деспотизма и лишь внешнего могущества империи монархическая власть была особенно крепка. Тем не менее творческие силы общества не смогли подавить ни король, ни инквизиция, ни растущая нищета. В отличие от политики испанская культура во второй половине XVI века стремительно развивалась и обретала своеобразие, доказательством чему является великолепный архитектурно-исторический ансамбль под названием Эскориал.

Конструкция основного здания символизировала орудие пытки, ускорившее переход святого Лаврентия в мир иной. Массивный четырехугольный дворец походил на перевернутую решетку, на которой он был зажарен: четыре угловые башни означали ножки, а несколько выступающий дом инфантов — ручку. Начавшееся в 1563 году строительство велось около 20 лет под непосредственным контролем Филиппа. Обычно медлительный, здесь король с исключительной быстротой решал текущие вопросы, лично утверждал все чертежи. Он непрестанно интересовался тем, как продвигаются дела, требовал подробных докладов, наблюдая за ходом работ со скалы, где стояло так называемое кресло короля. Назначенный им начальник стройки, монах ордена иеронимитов Антонио де Вильякастина, к счастью, оказался хорошим организатором. К возведению дворца привлекались рабочие из всех районов Испании; участвовали в строительстве и другие страны Европы. Из дальних уголков страны доставлялись сосновый лес, мрамор, кованые решетки, церковная утварь, кресты, светильники, ткани, вышивки. Испанские колонисты в Америке поставляли золото, ценные породы дерева и строевой лес. Зодчие использовали мрамор всевозможных оттенков, от белого, добытого в Филабресских горах, до темно-коричневого и красноватого, привозимого из Гранады. Из каменоломен Бурго де Осма поставлялся зеленый поделочный камень яшма. В проектировании и строительных работах участвовали именитые зодчие не только Испании, но и Фландрии, Флоренции, Милана.

Со времен Филиппа II Эскориал являлся воплощением христианских традиций. Он стал для испанцев тем, чем был храм Соломона для людей, почитавших Ветхий завет. Внешний вид замка считался в Испании смелым новаторством. Современники восхищались мастерством архитектора, точно уловившего дух своего времени, глубоко осмыслившего его идеалы. Личность Хуана де Эрреры, талантливого зодчего, вдумчивого математика, сочетавшего в себе строгую дисциплину военного с выдержкой и бесстрастностью придворного, наложила заметный отпечаток на сооруженный им ансамбль. Творчество создателя Эскориала определило появление своеобразного стилевого направления в испанском искусстве: популярная в XVI-XVIII веках манера десорноментадо («безорнаментальность») иначе называется по имени создателя эрререско.

Хуан де Эррера нашел удачное соотношение между куполом собора и угловыми башнями, сильно вытянутыми вдоль фасада. Необыкновенно выразительны стены пятиэтажных фасадов — гладкие, плоские, словно уходящие в бесконечность. Их лаконичный декор создает впечатление общего движения. Ощущению единого ритма способствуют часто расположенные окна и горизонтальные тяги, которые являются не украшением, а необходимым элементом общей композиции. Все постройки Эскориала выдержаны в едином монументальном стиле и включены в строгую геометрическую систему ансамбля. Главное здание представляет собой гигантский прямоугольник со сторонами 208 и 162 м. Рассеченный основной осью с запада на восток, дворец монотонно тянется до восточной части, где зодчий оставил выступ — ручку решетки, то есть королевские покои. Расположение зданий и внутренних дворов в каждом из отсеков подчинено основному принципу деления плана на правильные прямоугольные части. Завершает ансамбль купол собора Святого Лаврентия.

По углам прямоугольника находятся четыре башни, каждая высотой 56 м. В плане Эскориал имеет большое сходство с алькасарами, которыми так гордятся испанцы. Кроме того, специалисты могут отметить в нем черты архитектуры госпиталей с их четким симметричным планом в виде креста, особой системой замкнутых дворов и обходных галерей. Вместе с куполами собора все эти элементы придают сооружению структурное единство, чем мог бы гордиться создатель Эскориала. Творение Филиппа является первым в истории испанского зодчества образцом архитектурного ансамбля. Правда, ему предшествовала Альгамбра, но та строилась в арабской традиции, то есть представляла собой чисто светскую постройку в виде куба, с внутренним двором в качестве центра архитектурной композиции. В Эскориале уже при взгляде издалека возникает тема монастыря. Основным элементом во всей объемно-пространственной композиции является собор, возвышающийся над стенами гранитного прямоугольника. Стены грандиозного сооружения, дополненные угловыми башнями, действительно имеют сходство с монастырскими укреплениями. Главный западный вход напоминает фасад церкви и тем самым задает тон ансамблю, подчеркивая не светский, а культовый характер сооружения1.

2.2 Храмовая архитектура

В Старом Мадриде сохранились многие памятники храмовой архитектуры.

Собор Санта-Мария считается одним из самых интересных готических сооружений Испании и знаменит во всем мире своими витражами, которые почти без изменений уцелели с XIII-XV вв. Храм начали строить в 1255 г. на месте романской церкви, в свою очередь возведенной на фундаментах римских терм. Главный вход в собор находится с западной стороны; согласно христианской традиции, там помещены скульптурные изображения Страшного суда (XIII). В центре — Бог-судия, окруженный ангелами, чуть ниже — грешники в аду и праведники в раю, играющие на музыкальных инструментах. Фигуры на колоннах представляют библейских пророков и евангелистов. Каменной резьбой украшен также южный фасад — там изображены пророки, апостолы, причем многие композиции скопированы с собора в Бургосе.

В храме внимание сразу привлекают витражи — их общая площадь 1800 м2; всего в храме 125 больших и 57 маленьких окон. Сюжеты витражей очень разнообразны: здесь есть и просто орнаменты, и библейские сцены, и геральдические знаки королей Астурии-Леона. Обратите особое внимание на огромное окно-розу на западной стене собора и на витражи в восточных апсидах, где можно разглядеть сцены из реальной жизни Средневековья — уличных музыкантов, крестьян в поле.

В соборе открыт Музей, посещение которого позволит увидеть также внутренний двор, образованный готическими аркадными галереями. В музее собрана прекрасная коллекция средневековой живописи и скульптуры, иллюстрированных манускриптов и т. д. Внутри храма интерес представляют: великолепный хор, украшенный резьбой XV в., гробница короля Ордоньо II рядом с алтарем, а в южной части — гробницы нескольких леонских королей.

Напротив южного фасада собора стоит дворец епископа, а перед ним — одна из многочисленных уличных скульптурных композиций, которыми наполнен Леон (бронзовые мужчина и ребенок рассматривают храм). Начинающаяся за дворцом ул. Серрадорес приведет к чудом уцелевшей римской башне.

Несколько ступенек за ней ведут на главную площадь старого города пл. Майор. За ней стоит церковь Сан-Мартин, возведенная в XI в., но в XVII в. значительно перестроенная. Когда-то здесь находился торговый квартал, центром которого была украшенная цветами и очень уютная пл. Сан-Мартин. На соседней ул. Платериас стоит старейшая в Леоне церковь Палат-дель-Рей.

Барочная церковь XVII века Колехьята-де-Сан-Исидро (Collegiata de San Isidro), расположенная к югу от Пласа Майор по улице Калье-де-Толедо (Calle de Toledo), до 1993 года была главным собором Мадрида. После изгнания иезуитов из Испании интерьер церкви был обновлен архитектором Вентурой Родригесом, церковь получила новое название в честь покровителя Мадрида святого Исидора. Два года спустя в нее перенесли мощи святого, ранее находившиеся в Иглесия-де-Сан-Андрес (Iglesia de San Andres). Самым старым памятником храмовой архитектуры Мадрида является церковь Иглесия-де-Сан-Николас (Iglesia de San Nicolas), первое упоминание о которой относится к 1202 году. Церковь отличается кирпичной башней с подковообразными арками в стиле мудехар XII века. По предположениям, церковь выстроена на месте стоявшей здесь когда-то мечети. Главный храм современного Мадрида — собор Катедраль-де-ла-Альмудена (Catedral de la Almudena), посвященный покровительнице города Деве Марии. Собор расположен на улице Калье-де-Байлен (Calle de Bailen) напротив Королевского дворца. Строительство собора началось в 1879 году и продолжалось более 100 лет. Серо-белый неоготический фасад собора напоминает по облику Королевский дворец. В крипте хранится статуя Девы Марии де ла Альмудена (XVI в.). Рядом с собором, на улице Калье Майор (Calle Mayor), при раскопках были обнаружены остатки стен арабской крепости и средневекового города1.