Смекни!
smekni.com

Обзорной экскурсии по городу Костроме (стр. 3 из 5)

22 марта 1917 года Адамсон получил телеграмму от особого комитета, предписывающую остановить скульптурные работы. Автор памятника был в отчаянии, обратился в Кострому с просьбой выплатить неустойку и сохранить отлитые в бронзе скульптуры. По воспоминаниям очевидцев возле постамента долгое время, до 1920 годов лежали ящики в которых хранились бронзовые скульптуры, затем их, вероятно, отправили на переплавку на завод «Пло».

Такова история этого своеобразного памятника – памятника двух эпох.

Памятник в честь 300-летия Дома Романовых был заложен на территории Старого города Костромского Кремля, где по преданию находился осадный дом инокини Марфы. Здесь же в конце 18 века сооружается Соборный ансамбль не сохранившийся до наших дней (к 850-летию Костромы планируется начать восстановление этого ансамбля с колокольни Богоявленского собора). В 1619 году к северо-западной стене Кремля пристраиваются дополнительные укрепления, окружившие торговую площадь средневекового города. По генеральному плану 1781 года на месте Нового города и деревянных торговых лавок начинается сооружение каменных торговых рядов.

Ансамбль торговых зданий складывался на протяжении нескольких десятилетий – с конца 18 века до 30-х годов 19 века. Строительство велось местными архитекторами: Степаном Андреевичем Воротиловым, Николаем Ивановичем Метлиным, Петром Ивановичем Фурсовым. Всего за это время было построено 18 торговых корпусов, которые существуют и по сей день. Торговые ряды сохранили старые названия: Пряничные, Квасные, Красные, Соляные, Рыбные, Мелочные, Большие и Малые мучные, Табачные, Хлебные и др.

Все постройки кажутся похожими друг на друга. И это не случайно: общим является то, что в основу всех корпусов положена секция купеческой лавки размером 4,5 на 7 метров. Все корпуса окружены галереями, которые обрамлены арками. Но в тоже время каждая постройка имеет свой неповторимый архитектурный облик.

Первым торговым зданием, выстроенным в городе по генеральному плану 1781года, был так наз. Гостиный двор и Красные ряды. Их сооружение начато в 1791 году под руководством местного зодчего С.А. Воротилова, который выступил в качестве подрядчика вместе со своими братьями Иваном и Петром и сыном Ефремом. Проект Красных рядов был составлен Карлом Клером, исполнявшим в то время обязанности главного архитектора Владимирского и Костромского наместничеств. Во изменение прежнего проекта Воротилов в 1792-1793 гг. по собственному проекту построил портик обращенных к Волге юго-западных ворот с башней-колокольней над проездом, чтобы новый торговый центр был виден и в общей панораме Костромы с реки волги и из отдаленных мест города. Эта «башня» служила бы колокольней для церкви Спаса в рядах. Во время ее сооружения зодчий умер, а позднее его братья и сын, закончив строительство ворот «с четырьмя колоннами, фронтоном и башнею» отошли от строительства Гостиного двора, которое было завершено в 1796 году под руководством землемера Ивана Гове, исполняющего обязанности губернского архитектора.

Степан Андреевич Воротилов родился в 1741 году в костромском посаде Большие Соли в бедной мещанской семье. По воспоминаниям современников, он сначала «…занимался с родителем своим рыбной ловлей, потом, обучившись искусно портному, а после того кузнечному мастерству, вступил в каменную работу и, находясь в подчиненности у подрядчиков прилежно вникал в сою обязанность. Сам собою научился рисовать и чертить планы, наконец, около 30-го года жизни своея по природному влечению без помощи посторонних учителей и наставников сам по себе, со вниманием читая геометрию и алгебру, научился архитектуре, в чем успел и совершенствовал себя на самой практике, имея 4 братьев и двух сыновей обучил и их тому же художеству, которые, впрочем, все до такого совершенства дойти не могли». Главным делом всей своей жизни зодчий считал, наверное, постройку в костромском Кремле в 1776-1791 гг. Богоявленского собора с колокольней и восстановление там же Успенского собора. Также архитектор работал в Нерехте, где он строил Воскресенскую и Преображенскую каменные церкви, и в селе Левашово по Ярославской дороге, где он возводил колокольню Воскресенской церкви, в конце 18 века Воротилов ездил в Рязань.

Красные ряды выстроены в виде замкнутого прямоугольника с четырьмя проездами во двор. Ряды оформлены сводчатой колокольней, арки которой опираются на массивные столбы – пилоны. Со двора торговые помещения обрамлялись открытой галереей. Каждому арочному пролету галереи соответствовала 1 купеческая лавка. «Красными» ряды назывались так как в них торговали красным товаром (тканями, кожаными изделиями, мехами и т.д.).

В общую композицию Красных рядов включена и церковь Спаса, выстроенная еще в 1766 г. на средства костромского купца С.с. Белова. Церковь имеет придел Покрова.

Интересным образцом торговых зданий Костромы 1/3 19 века являются Мелочные ряды, выстроенные в стиле позднего классицизма. Они предназначались для торговли мелкой галантереей. Два корпуса имеют более крупные «Г»-образные в плане объема вытянутые вдоль продольной оси двора, два других короткие прямоугольные расположенные, наоборот, по поперечной оси. Эти четыре корпуса окружены колоннадой в виде деревянного навеса на колоннах. Еще два корпуса построены позднее и выполнены в духе эклектики, они отличаются от первых четырех корпусов по соей архитектуре. Их прямоугольные объемы окружены навесами на чугунных фигурных столбиках.

Одновременно с Красными рядами на средства местных купцов на рубеже 18-19 вв. сооружаются Пряничные ряды, которые являются одним из важнейших элементов обширного ансамбля торгового центра Костромы. Пряничные ряды построены на перепаде местности, поэтому со стороны обращенной к Волге они 4-х этажные, со стороны верхнего торгового ряда 2-х этажные. По бокам корпуса поставлены часовни, которые принадлежали Успенскому собору и Николо-Бабаевскому монастырю. А поскольку корпус стоит на склоне холма, то по сторонам от него и под корпусом (по центру) организованы лестничные спуски на нижний торговый двор, где сосредоточены корпуса Рыбных и Мясных рядов.

Рядом с Гостиным двором расположен замечательный памятник костромского гражданского зодчества ¼ 19 века выстроенный в стиле позднего классицизма, одно из лучших торговых зданий города – Овощные или Табачные ряды. Построены они в 1819-1824 годах по проекту известного русского архитектора В.П. Стасова, видимо, губернским архитектором Н.И. Метлиным на средства губернского правления костромских купцов на месте часовни Успенского собора, которая была включена в южный торец рядов. Разделенная на 9 типовых торговых секций-лавок здание Табачных рядов обращено в сторону Гостиного двора своей «полуоткрытой» галереей, поднятой на высокий цоколь и оформленной стройной колоннадой. Колоннада галереи расчленена крупными кирпичными пилонами с арочными проемами для прохода к лавкам.

Кострома, расположенная на Волжском торговом пути, с середины 16 века развивается как город купеческий и торговый.

Целый комплекс торговых зданий и хозяйственных построек (ряды, лавки, складские помещения) расположены по ул. Молочная гора. Эта улица была включена в генеральный план города 1781 года с названием Екатеринославская. Она являла собой парадный въезд в город от Московской заставы, что на берегу Волги. В 1823 г. поступило сообщение о предстоящем приезде императора Александра I, путешествовавшего по России. Власти поручили архитектору П.И. Фурсову благоустроить въезд в город со стороны Волги. Комплекс сооружений Московской заставы включает 2 обелиска, увенчанные шарами и двуглавыми орлами, и невысокие стенки с арочными нишами по сторонам от них. В 1912-1913 гг. к празднованию 300-летия Дома Романовых застава была перестроена по проекту городского архитектора П.И. Горлицына. К сохраненным обелискам вместо стенок пристроили два кирпичных одноэтажных здания.

Официально улица никогда не переименовывалась, но к концу 19 в. никто из костромичей не называл ее Екатеринославской, а только Молочной горой. Именем этим она обязана крестьянкам из правобережных селений Городища, Пантусово, Селище и др., которые каждое утро во множестве переправлялись через Волгу и располагались по склону горы, торгуя молоком, сливками и сметаной.

Дважды в году на площади между Красными и Большими мучными рядами проводилась ярмарка: Федоровская, открывавшаяся 14 марта и длившаяся 4-5 дней, и Девятая (с 9 воскресенья до 11 субботы после Пасхи). Они начинались с крестного хода, затем поднимался флаг ярмарки. Все пространство между памятником царю Михаилу Романову и кирпичной часовней в память кончины Александра 2 заполнялось деревянными лавками (полками). Ярмарка собирала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. Конечно, она уступала Нижегородской, но их торговые люди сюда приезжали. Ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Торговали тканями чистого льна высших сортов, табак, махорка, мука, крупа, лесной материал, колокола… На этой же территории располагался плац, оконтуренный низенькими полосатыми столбиками, - на нем лишь проводились учения и парады костромского гарнизона.

В марте проходила ярмарка в честь Федоровской иконы божьей матери. Вторя ее часть, разворачивалась на Павловской площади, которую горожане в обиходе называли Сенной. Здесь шла конная торговля. В эти дни на площади можно было увидеть десятки, а то и сотни лошадей разных пород. Тут же продавали сани, бровни, телеги, повозки, экипажи, пролетки, колокольцы поддужные, дуги расписные, возы с душистым сеном и прочее.

На месте где в 1884 г. была возведена Александровская часовня (разрушена после 1918 г.) 28 сентября 1967 г. был открыт памятник Ивану Сусанину. Авторы памятника – скульптор Никита Антонович Лавинский и архитекторы М. Бубнов и М. Марковский. На высоком постаменте цилиндрической формы возвышается 6-метровая фигура крестьянина. Общая высота памятника 12,5 метров. Он выполнен из желтого известняка из каменоломен Азербайджана. Автор памятника представил героя сродни богатырям из былин, хотя Иван Сусанин изображен в крестьянском одеянии с непокрытой головой, держащим посох в левой руке. Правой он указывает за землю русскую, как бы предупреждая, что для врага здесь нет пути, здесь его погибель. Скульптурный портрет героя – это образ крестьянина, сознательно отдающего свою жизнь ради спасения Родины. Но более подробно о подвиге Сусанина рассказывал памятник открытый в Костроме в 1851 году и простоявший на центральной площади города до 1918 года. в 1918 году памятник, полное название которого было: «Памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину», был разрушен. Сохранились лишь старые фотографии, макеты и изображения на посуде. Автор этого памятника известный русский скульптор Демут-Малиновский.