Смекни!
smekni.com

Туристический потенциал Гродно (стр. 2 из 10)

Гродненский Старый замок – исторически сложившийся комплекс оборонных укреплений. Возник во времена Древнерусского государства. Многократно разрушался, восстанавливался и перестраивался. В его планировке и архитектуре обнаруживаются наслоения многих веков. Замок расположился на крутом холме на правом высоком берегу Немана при впадении в него речки Городничанки. Топография местности определила абрис плана замка, близкого к треугольнику. Протяженность крепостных стен достигала почти 300 м при средней толщине около 3 м. Стены имели неодинаковую высоту и завершались зубцами. С наружной стороны они, как и башни, подпирались контрфорсами. От города замок отделялся оврагом и глубоким рвом.

В замке во времена Витовта имелось пять укрепленных башен, которые не сохранились до нашего времени. К восточной стене замка между двумя башнями примыкал двухэтажный дворец, архитектура которого имела готические черты. В 80-х годах XVI в. при Стефане Батории Старый замок подвергался коренному переустройству итальянским архитектором Скотто из Пармы. Новым был подход к решению замка – он задуман как дворцово-замковый комплекс в формах архитектуры ренессанса. В XVII в., после войны Польши с Россией, замок ремонтировался под руководством литовского канцлера Паца. Часто достраивался замок в XVIII в. Надстройка третьего этажа, выполненная в XIX в., окончательно изменила его облик. Сейчас в Старом замке размещается Гродненский историко-археологический музей. Замок с городом соединяет каменный арочный мост, построенный взамен деревянного во второй половине XVII в.

По соседству со Старым замком расположен Гродненский Новый замок – бывший королевский дворец – построен в 40–50-х годах XVIII в. дрезденскими архитекторами Матеушем Даниэлем Пёпельманом, Иохимом Христианом Яухом и Яном Фредериком Кнёбелем. Дворец в плане представляет букву «П», имеет обширный парадный двор и главный корпус в глубине. Оба замка – Старый и Новый – связаны в один архитектурный комплекс, доминирующий в застройке правобережной части города. Наружная архитектура дворца была проста: фасадные стены членились лопатками и пилястрами, между окнами этажей имелись скульптурные картуши. Интерьеры отличались пышностью отделки. Выделялись Сенаторский и Круглый залы, обильно украшенные лепкой и резьбой с салонной легкостью стиля рококо. Дворец сгорел во время Великой Отечественной войны. В 1952 году восстановлен и реконструирован.

В качестве объекта архитектурно-градостроительных экскурсий представляет интерес ряд гродненских памятников гражданской архитектуры. Охарактеризуем архитектурные особенности некоторых из них.

На Городнице, в районе бывшей мануфактуры А. Тизенгауза, сохранились до наших дней постройки второй половины XVIII в. Это – жилой дом для мастера (ул. Ожешко), бывшие учебные заведения – так называемая медицинская школа (академия), музыкальная школа, несколько административных зданий (район площади Ленина и ул. Ожешко) и парк (некогда ботанический сад). Другие старинные постройки Городницы были разрушены во время первой и второй мировых войн.

Сохранившийся одноэтажный жилой дом с мансардой – образец типового малометражного жилья с новой для тех времен конструкцией. Он построен с применением различных строительных материалов. Боковые и задняя стены здания выполнены из брусьев; главная фасадная стена выложена из кирпича и оштукатурена. Таким образом обеспечивалась монументальность жилой застройки вдоль улицы. Разнообразие домам придавали фигурные фронтоны. Строительство домов осуществлял И. Мёзер. Деятельность этого мастера, несомненно, наложила отпечаток на архитектуру построек, но решающую роль оказали традиции местного массового городского строительства.

Значительное место в ансамбле Городницы отводилось учебным заведениям. Здесь находились специальные школы ветеринаров, землемеров, строителей, счетоводов, медиков, музыкантов и т.д.

Построенное в 70-х годах XVIII в здание медицинской школы – сочетание среднего трехэтажного объема и одноэтажных боковых крыльев, в целом образующих симметричную композицию. План школы имел черты, типичные для учебного заведения: по сторонам протяженного коридора располагались классы, кабинеты, комнаты преподавателей и подсобные помещения. Две большие шестиугольные аудитории выступают вперед, образуя по фасаду граненые башни. В сложном объемно-пространственном построении здания, живописном силуэте, формах и деталях преобладают черты барокко. Сейчас здание значительно изменено.

Здание музыкальной школы, или музыкального флигеля, построенное в 70–80-х годах XVIII в., кроме учебных целей было предназначено для концертов с посещением публики. В первом и втором этажах школы размещались небольшие залы и классы для занятий, общежитие для учащихся и жилые комнаты преподавателей были в мансарде. Изогнутая форма плана здания (почеэтому его часто называли «кривая официна») была продиктована соображениями формирования архитектурного ансамбля площади на Городнице. Однако ансамбль не был завершен и «кривая официна» оказалась без композиционной поддержки соседними постройками. Весь облик здания, начиная от абриса плана, характерен для архитектуры барокко с его напряженными скульптурными формами.

Жилой дом начала XIX в. (ул. Замковая, 16) расположен вблизи Старого замка, на улице с издавна сложившейся каменной застройкой. Это предопределило и его план. Большая часть дома, образуя парадный внутренний двор, уходит в глубину квартала. На улицу выступает лишь небольшой корпус, прорезанный аркой въезда.

В результате многочисленных ремонтов и переделок планировка дома утратила первоначальный характер. Но архитектура фасада сохранилась почти без изменений. Она отличается строгостью и простотой. В архитектуре дома заметно прямое влияние русского классицизма конца XVIII– начала XIX в. Однако гродненские мастера придали постройке черты своеобразия: растительные лепные гирлянды над проездом во двор; своеобразная форма наличников окон, как бы вырезанных и накладных (прием, применяемый в народных постройках и небольших монастырских зданиях).

Другим памятником архитектуры классицизма является дом бывшего вице-губернатора Максимовича по ул. Ожешко. Время его строительства – первые годы XIX в. При сложной планировке дома, вызванной неправильной конфигурацией, фасад его очень четкий. Двухэтажная постройка отличается традиционной для того времени симметричностью. В центре располагается своеобразный портик из четырех колонн, поднятых на пьедесталы. Между средними колоннами устроен проезд во внутренний двор.

Ценным ресурсом архитектурно-градостроительных экскурсий является культовая архитектура. На территории Гродно сконцентрировано большое число памятников архитектуры подобного рода, значимость которых определяется их высоким художественным уровнем, развитой объемной и силуэтной композицией.

Выдающимися памятниками монументальной архитектуры древнего Гродно являются Нижняя и Борисоглебская церкви, расположенные на Замковой горе. Сохранившаяся в развалинах Нижняя церковь (середина XVIII в.) была соборным храмом гродненской крепости. Церковь представляла собой небольшой и цельный объем с одной главой. Стены храма выложены из плитнякового кирпича (плинфы). В них вмурованы глиняные кувшины-голосники, которые облегчали конструкцию и благодаря которым внутреннее пространство церкви имело хорошую акустику. Особенностью архитектуры Нижней церкви является декоративное убранство ее фасадов. Они украшены вставками из больших естественных камней-валунов. Красочность фасадов церкви еще больше усиливалась керамическими вставками, покрытыми глазурью коричневого и зеленого цветов.

Борисоглебская, или Коложская, церковь – замечательный образец древнерусского зодчества второй половины XII в. Композиция здания, его конструкция и декоративное убранство родственны Нижней церкви в Гродно (середина XII в.). Оба памятника подтверждают существование на Гродненщине самостоятельной архитектурно-художественной школы, где широко использовались местные строительные материалы, керамика и элементы народного прикладного искусства. Борисоглебская церковь, расположенная на высоком обрывистом берегу Немана, сохранилась не полностью: ее своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853 г. Здание относится к шестистолпным трехапсидным храмам крестовокупольной системы. Его стены сравнительно тонки, опорные столбы имеют круглое сечение, благодаря чему внутреннее пространство храма кажется просторным при незначительных размерах его плана (13X25 м). Уменьшение сечений несущих конструкций стало возможным благодаря использованию в сводах и верхних частях стен керамических горшков-голосников. Кладка стен церкви выполнена из тонкого плитнякового кирпича-плинфы. Для архитектурных деталей использован различный фасонный кирпич.

Наибольший интерес представляют фасады церкви: они расчленены вертикальными тягами-лопатками ступенчатого профиля. Поверхность стен декорирована вставками необработанных и полированных разноцветных валунов и майоликовых плит различной окраски. Майолика и камни размещены в определенной симметрии, но не строгой, что придает фасадам особую живописность: они как бы инкрустированы драгоценными камнями. Борисоглебская церковь вместе с комплексом памятников на Замковой горе в Гродно объявлены историко-археологическим заповедником.

Фарный (бывший иезуитский) костел и монастырь в Гродно – выдающийся памятник архитектуры Белоруссии конца XVI–XVIII вв. В прошлом костел и монастырь были самыми богатыми в Речи Посполитой. Они занимали целый квартал в центральной части города. В комплекс застройки входили коллегиум, аптека, библиотека и ряд хозяйственных помещений. Трехнефный план костела имеет размеры 30X60 м, высота около 50 м. В пространственной композиции совмещены системы базиликального и крестовокупольного храмов.