Смекни!
smekni.com

Суздаль, Украина, Израиль (стр. 3 из 10)

2.6 Киев. Его история

Археологические раскопки показывают, что поселения на территории Киевской области существовали уже 15 000 – 20 000 лет назад.

Для периода бронзового века территориям юго-западной части характерна белогрудовская культура. Период энеолита (медный век) и неолита представлен трипольской культурой, памятники и периоды которой исследователи разделяют на три этапа: ранний (4 500 – 3 500), средний (3 500 – 2750) и поздний (2 750 – 2 000 гг. до н. э.).

Зарубинецкая культура характерна для северо-запада Киевщины второй половины I тыс. до н. э. – первой половины I тыс. н. э.

Железный век на территории современного Киева и Киевской области представлен черняховской археологической культурой, которую также называют «киевской культурой» и которая существовала на рубеже II – III вв. – рубеже IV – V вв. в лесостепи и степи от Нижнего Подунавья на западе до левобережья Днепра и Черниговщины на востоке.

Существует легенда, что Киев основан тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата.

По археологическим исследованиям, первое городское поселение на территории Подола появилось не ранее 880-х гг. Согласно традиционной точке зрения, с 882 г. Киев являлся столицей Киевской Руси. Византийский император Константин Багрянородный, писавший в середине X века, отмечал, что у Киева существовало второе название – Самватас. Вероятно, оно было или древним названием города, или его обозначением в неславянской среде. Слово, возможно, происходит из хазарского языка и означает «верхние укрепления». Результаты некоторых археологических раскопок дают основание считать, что уже в VI – VII вв. поселения на правом берегу Днепра можно считать городскими. Эта концепция, подкреплённая празднованием в 1982 г. 1500-летия Киева, рассматривалась как общепринятая. Однако в противоположность «юбилейной концепции» часть историков и археологов считает, как и прежде, что образование Киева как города проходило в VIII – Х веках. Только в конце этого периода отдельные поселения слились в единое поселение городского характера.

В Киевской Руси и первое время после её распада на отдельные княжества владение Киевским великокняжеским столом обеспечивало князю старейшинство в роде. В 1240 г. разрушен монголо-татарами. С 1362 находится в составе Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой; после Люблинской унии 1569 Киевщина входила в состав не ВКЛ, а польских коронных земель.

С 1654 года (Переяславская рада) Киев в составе Российского государства; в отличие от остальной Левобережной Украины, Киев был уступлен Польшей первоначально временно, затем, по «Вечному миру» 1686 года с Речью Посполитой – постоянно; с 1721 в составе Российской империи, центр Киевской губернии.

C ноября 1917 до лета 1920 Киев переходил из рук в руки, власть постоянно менялась.

С января 1918 до апреля 1919 г. – столица независимой Украины (Центральная Рада, Гетманщина Скоропадского, Директория Петлюры). В то же самое время, с 1918 г., столицей советской Украинской ССР являлся Харьков. В 1934 г. в Киев из Харькова по решению Совнаркома Украины перенесена столица Украинской ССР.

Во время Великой Отечественной войны Киев был оккупирован немцами с 19 сентября 1941 по 6 ноября 1943. В августе – сентябре 1941 г. в районе Киева произошло одно из крупнейших сражений начального периода Великой Отечественной Войны, известное в мировой историографии как битва за Киев 1941.

За героизм, проявленный во время обороны, Киеву было присвоено звание города-героя. С декабря 1991 Киев – столица независимого государства Украина.

2.7 Достопримечательности Украины

2.7.1 Собор Святой Софии

Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке – чугунные напольные плитки.

Святая София Киевская – это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде – фигура молящейся Святой Девы Марии. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (около 177 оттенков разных цветов). Мозаики, на которых изображена Евхаристия и Отцы Церкви, поражают своей сбалансированностью. Центральная апсида и купол украшены мозаиками, стены собора расписаны фресками.

Архитектурные формы и роспись собора образуют неповторимое единство. Фрески как орнамент вышивки украшают стены, столбы, своды. Среди изысканной и яркой живописи можно увидеть изображения Святых и сюжеты из Евангелия. В отличие от других образцов византийской церковной живописи, которые дошли до наших времен, на некоторых фресках в соборе представлены не библейские темы, а мирские сюжеты - среди них портреты семьи Великого князя Ярослава.

Великий князь Ярослав, названный “Мудрым” – выдающийся деятель в истории ранней Киевской Руси. Именно Ярослав Мудрый заложил фундамент собора Святой Софии.

Живопись XI века, которая украшает колокольню собора, изображает сцены игр, организованных в Константинополе императором Константином Порфирогенетом в честь княгини Ольги. На фресках изображены мимы, жонглеры, музыканты, танцоры, дрессировщики, гонки колесниц. Более поздние фрески собора (17 – 19 веков) посвящены только религиозной тематике. 300 графитти на стенах собора свидетельствуют о высоком уровне грамотности Киевской Руси XI века.

2.7.2 Дом с химерами

Когда-то честолюбивый поляк Владислав Городецкий всерьез увлекся архитектурой и охотой. Именно благодаря этому в центре Киева и появился "Дом с химерами".

Это знаменитое здание, построенное в 1902 – 1903 годах, можно смело назвать самым необычным украинским особняком.

Его химеры не могут не впечатлять. К тому же стиль интерьера этого дома, выполненный в эпоху модерна, никогда и нигде не повторялся.

Архитектор хотел сделать дом «на века», строил на свои деньги. Многие считали безумием начинать строительство на обрыве – на бывшем берегу осушенного Козьего болота, запрещенном к застройке киевским домостроительным обществом. Этот дом всегда был окутан легендами, хотя явился всего лишь своеобразной рекламой возможностей нового строительного материала – цемента. Фасад обильно декорирован изображениями экзотических животных и охотничьих мотивов. И снова, с целью рекламы, был использован цемент.

«Дом с химерами» уникален не только для Киева, но и всего СНГ. Судьба уготовила «Дому с химерами» стать лицом столицы Украины наравне с Мариинским дворцом.

Со строительством «Дома с химерами» связано немало легенд. Говорят, что Владислав Городецкий создал дом в память о дочери-утопленнице. Но это лишь легенда.

Русалки, дельфины и лягушки на крыше здания, гигантский светильник в лестничном проеме, изображающий огромного сома в стеблях лотоса, лепнина на потолке в виде спрута, тонущие корабли, рога и черепа – плод фантазии большого оригинала, а не потерявшего рассудок отца.

Есть другая скандальная версия – пари с другими архитекторами, утверждавшими, что на таком обрыве строить невозможно.

Вполне реальной может быть и строго практическая мотивация строительства. Это первый дом, построенный в Киеве при помощи цемента. По тем временам – грандиозная рекламная акция для цемента промышленника Рихтера.

Доходный дом и жилище знаменитого архитектора после революции и до Отечественной войны был коммуналкой, затем – больницей ЦК КПУ.

В 2003 – 2004 годах «Дом с химерами» реставрирован. Стоимость реконструкции дома Городецкого – около 30 миллионов долларов. Полностью восстановлен интерьер здания, включая паркетный пол, роспись. После реставрации «Дом с химерами» стал Малой резиденцией приемов Президента Украины. Здесь принимаются зарубежные делегации.

На базе дома Городецкого создан музейно-культурный центр "Шедевры искусства Украины" как филиал Национального музея.

Встречи Президента Украины с высокими гостями, которые устраиваются в реконструированном "Доме с химерами", не препятствуют посещению музея небольшими экскурсионными группами.

Музейный центр создан для популяризации художественного наследия Украины. В экспозиции центра представлены произведения изобразительного искусства, скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства из фондовых собраний ведущих музеев Украины. Среди раритетов экспозиции: "Острожская Библия" печати Ивана Федорова (1581 год), бронзовая посуда VI столетия до нашей эры и многие другие бесценные реликвии.

2.7.3 Андреевский спуск

Андреевский спуск пролегает от Владимирской и Десятинной улицы к Контрактовой площади. Верхняя часть Андреевского спуска образовалась на пути, который уже со времен Киевской Руси связывал Старый Киев (Гору) с Подолом, пролегая между Андреевской и Замковой горами.

В 1711 г. по приказу киевского губернатора проезд между Замковой и Андреевской горами был расширен, и он стал пригодным для пользования не только для пешеходов и всадников, но и для проезда запряженных конями и волами телег.

Название Андреевской спуск получил от имени Святого Андрея Первозванного. Существует легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св. Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при первом же ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье.