Смекни!
smekni.com

Украина как «сателлитное» общество (стр. 1 из 2)

В концепциях, объясняющих сущность современного украинского общества, наиболее часто употребляется термин «трансформация». Украина рассматривается как трансформирующееся или транзитивное общество. Трансформация рассматривается как процесс преобразования политического, экономического, социкультурного пространства. Процесс перехода плановой экономики в рыночную, авторитарного общества в демократическое, процесс формирования плюралистического по идеологии, нормам и ценностям социума. Сущность трансформации объясняется процессами модернизации. Последняя рассматривается как международная социализации страны, т. е. приведение экономических, политических и социокультурных показателей к западным образцам или точнее к стандартам современных развитых, цивилизованных государств. В этом ключе Украина характеризуется как «догоняющее» общество.

Но многих в этой теоретической схеме смущает то обстоятельство, что по уровню экономического развития наша страна настолько сильно отстает от современных развитых государств, что догнать их представляется утопией. Называются цифры, характеризующие экономические показатели страны на уровне ниже сотого места в мире. У наиболее впечатлительных натур это вызывает отчаяние, чувство неполноценности и неизлечимый пессимизм.

Очевидно, что необходим иной теоретический подход, который давал бы шанс для оптимизма и придавал импульс к конструктивным изменениям и вере в будущее.

Мы предлагаем рассматривать трансформацию как процесс приспособления отставшей страны к способности развиваться совместно с западными странами. Как процесс формирования механизмов совместного развития на сателлитной основе. Это фраза требует пояснения.

Слово «сателлит» от латинского «satelles» означает «спутник», «сообщник». Это слово используется в политологии для обозначения формально независимого государства, но фактически подчиненного крупной развитой стране. Первоначальный смысл слова предполагал значение «зависимый попутчик», например, наемник, сопровождающий господина. Именно в первоначальном смысле мы и используем слово сателлит. Сателлитное общество — это такое, которое: а) формально независимо; б) фактически зависит от развитой страны(или стран) экономически, политически, социокультурно; в) является зависимым попутчиком в историческом процессе; г) страна-домен «подхватывает» свой сателлит в историческом развитии.

В результате, хотя сателлитное общество зависимое, но зато оно постоянно находится в одном социальном времени с обществом доменом. Домен как бы несет на своих плечах сателлит в процессе социального и исторического развития.

Здесь страна-сателлит не догоняет, а «прицепляется» к динамично развивающемуся обществу, к более развитому обществу. Менее развитое государство становится сателлитом более развитых стран. Понятие «сателлита» в данном случае более емкое, чем обычный его политологический смысл. Это системно «прицепляющееся» государство в экономическом, политическом и ментальном, социокультурном смыслах. Но для такого прицепления нужны механизмы сцепки, стыковочные узлы. В процессе трансформации и вырабатываются такие «узлы». С помощью них наша страна идет в новую эпоху. Конечно оставаясь зависимой, конечно оставаясь на вторых ролях, но все же находясь в той же точке исторического времени, что и развитые страны.

Основным механизмом приспособления является институциональная трансформация. Новые институты, преобразуются таким образом, что обеспечивают способность общества развиваться совместно с западными странами. Социо-и технополисы, идея Е. Марчука, о которой часто пишет газета «День», так же могут быть теми крючьями, с помощью которых украинское общество прочнее и надежнее «прикрепится» к развитым странам в их движении вперед.

В таком контексте статистические выкладки, приводящие нас в ужас от отсталости нашей страны, дают искаженную картину реальности. Да, темпы развития страны таковы, что оставляют нашу страну вечно отстающей. Причем отсталость увеличивается. Но реальность такова, что мы пользуемся плодами технического и культурного развития развитых стран, мы находимся в зоне их развивающегося влияния.

Крайне важна способность воспринять новые достижения, сделать эти достижения объектом своих потребностей, желаний. Если нет таких потребностей, то никакие достижения не смогут заинтересовать человека. Что папуасу до самолетов?

Если сохранятся нынешние темпы развития, то объем производства 1991 г. мы достигнем через 30 лет. Но нам не нужен такой объем производства. Во многом этот объем вызывался фиктивными потребностями военно-промышленного комплекса и неэффективной экономики. Нужны другие критерии развитости. И самый главный из них — образ жизни и уровень, характер потребностей. Ибо в истории всегда было так, что рано или поздно страна добивается удовлетворения повысившихся потребностей. Но они должны быть и соответствовать современному уровню. Сателлитное общество обладает рядом необычных свойств . Одно из них — это явление без сущности. То есть от явления есть только название, а подлинного содержания обозначаемого этим словом — практически нет или есть жалкое подобие его или вообще не то, что принято. Взять к примеру демократию, гражданское общество. Эти слова наполняются сущностью по мере возможности их наполнения, по мере того, как общество в состоянии соответствовать смыслу этих слов. Слова появляются, потому что они сопровождают развитое общество, но сущность нужно заслужить, дорасти до нее. До потребности в компьютере, удобной жизни мы доросли. А до потребности в гражданском обществе нет. Здесь дело не в отсутствии опыта и навыков, а опять таки в потребностях. Есть ли потребность в демократии? Многие исследования говорят, что такой потребности практически нет. Итак, сформулируем парадокс: средством развития демократизма в условиях трансформации является авторитаризм. «Демократия» это норматив, заданный обществом-доменом. Но сателлитное общество решает любые проблемы авторитарно, оно не знает других способов. Поэтому и проблема демократии решается привычным и понятным способом — авторитаризмом.

Далее вопрос в том, к кому «прицепляться»: к России или Западному миру. Но Россия сама во многом тоже прицепляющееся общество. Для Украины обществом -доменом является западное общество.

«Прицепление» необходимо для того, чтоб быть современным государством. Современность проявляется, прежде всего, в образе жизни. Это полузабытое слово, незаслуженно игнорируется обществоведами. Образ жизни хорошо описывает социальную составляющую действительности. Способ жизнедеятельности значительного числа граждан государства-сателлита близок к образцам западного мира, во многом похож на него.

Но прицепляющееся общество неоднородно. Локомотив тащит не компактный целостный вагон, а аморфную, расползающуюся, неоднородную массу. Наше общество живет одновременно в четырех мирах, в четырех эпохах: традиционной, индустриальной, эпохе социалистической модернизации и постмодернизационной. Соответственно традиционную компоненту локомотиву тащить тяжелее, она волочится, теряя по дороге какие-то свои части, идеи и ценности.

Здесь есть измерение и пространственное. Чем ближе к Европе, тем легче локомотиву тащить за собой части украинского общества. Так, согласно одному из наших исследований западная Украина больше Европа, чем восточная. Значимость постматериальных ценностей(таких как участие в делах государства, свобода слова) на Западе Украины выше, чем на Восточной Украине. В аналогичных европейских исследованиях западно-украинские данные ближе всего приближаются к показателям характерным для населения западной Европы.

Исходя из разговоров о кризисе Запада и западных ценностей, может возникнуть мысль, что локомотив ведет в пропасть. Вместе с локомотивом провалятся в пропасть и те, кто прицепился к нему. Но, во- первых, это еще вопрос к пропасти ли движется западный локомотив, а во-вторых, прицепиться не значит слиться, не значит намертво скрепиться. То, что прицепилось, при желании может и отцепиться.

Образ «прицепившегося сателлита» позволяет понять, почему отсталая Украина движется примерно с той же скоростью по историческому пути, что и развитые страны. Мы пользуемся плодами развитой технологии, компьютерной техникой и соответствующими программами. Украинцы ездят на тех же машинах, смотрят телевизоры тех же марок, часть украинцев позволяет себе питание, идентичное западному. В чем собственно отличие? Разве, что в доле того населения, которое полноценно ведет образ жизни сравнимый с западным. В каждом из нижеследующих слоев что-то опускается, например, качество здравоохранения. Но и здесь довольно часто используется для лечения современное западное оборудование и препараты, искусственные почки и прочее и прочее.

Идея «прицепляющегося» общества позволяет выработать оптимистическую перспективу, занять конструктивную позицию и сформировать цели общества совместимые с интенциями молодого поколения. Нельзя жить с мыслью, что мы никогда не догоним развитые страны, что мы безнадежно отсталая страна, которая находится где-то на сто десятом месте по уровню своего развития.

Эффект общества-сателлита порождает парадоксы и казалось бы необъяснимые явления. Например, многие иностранцы приезжая в нашу страну очень удивляются несоответствию того, что они ожидали увидеть и тому, что они видят в Украине. Они, имея официальную статистическую информацию, ожидали увидеть нищую страну, печальных, плохо одетых граждан, полуразвалившиеся города и т. д. Но ничего подобного они не обнаруживают. Украина удивляет их современным обликом, развитыми, образованными гражданами с образом жизни и характером потребностей во многом соответствующим западным представлениям.

Еще несколько парадоксов. Уже само слово «трансформация» содержит в себе зародыш парадокса. Если процесс трансформации происходит достаточно долго, а сроки его для Украины не определены, то трансформация приобретает устойчивый стабильный характер, приобретает черты постоянства. Люди привыкают к трансформации, как к шуму моря, приспосабливаются и живут в таком обществе как в стабильном. Постоянство перемен заставляло не воспринимать их как нечто временное, наоборот, с самим фактом переменчивости свыкались, как с неизбежным и неизбывным качеством своего общества. Перемены стали элементом быта, по-своему стабильного и устойчивого. Кризис становится перманентной характеристикой общества и личности. Но это не вызывает чувства безысходности, а стимулирует выработку все новых способов приспособления к изменяющимся условиям существования. Итак, парадокс: изменчивость как фактор устойчивости.