Смекни!
smekni.com

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения (стр. 2 из 3)

ОФР и тем более ОПР - особый кредитно-финансовый механизм,применяе­мый в настоящее время только в отношении развивающихся стран. Системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались также для кре­дитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано способствовать решению одной из глобальных проблем - ликвидации отсталости. Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. в речи тогдашнего президента США Г.Трумэна(четвертый пункт его внешнепо­литической программы). В то время США были единственной страной, которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздейс­твия на глубинные процессы социально-экономического развития стран - по­лучателей помощи. Если первоначально предоставленние льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при этом игнори­ровались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При выделе­нии льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность удов­летворения так называемых основных нужд, т.е. потребность в пище,во­де,жилище,медицинском обслуживании, образовании.

Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитова­нию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льгот­ных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инф­раструктурных объектов (транспорт, связь, энергетика). Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только государство. Кроме того, при повышении цен на нефть многие развивающиеся страны были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики.

Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кре­дитования в рамках ОПР,все же акцент смещается в сторону решения соци­альных проблем. К середине 80-х годов ассигнования на образование, здра­воохранение, другие социальные и управленческие нужды несколько превыси­ли расходы,связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышлен­ности, то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей сум­мы). Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том,что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, моби­лизованных на мировом рынке капиталов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного прои­водства.

Важная роль принадлежит продовольственной помощи, которая обычно направляется в наиболее нуждающиеся страны, где складывается взрывоопас­ная социально-политическая обстановка. В 50 - 60-е годы продовольствен­ную помощь получали в основном страны Южной Азии. Однако в настоящее время некоторые закупают продовольствие на обычных рыночных условиях. Продовольственная помощь ныне оказывается преимущественно странам Африки.

Впервые программа продовольственной помощи была провозглашена в 1954 г.,когда в США был принят закон о развитии торговли сельскохзяйс­твенными излишками и помощи. Принятие этого закона было обусловлено не только продовольственными трудностями развивающихся стран, но и громад­ными излишками зерна в США. Чтобы сократить эти запасы, американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать их в раз­вивающихся странах в кредит с оплатой в местной валюте. Эти средства пе­реводились на эквивалентные счета, с которых выделялись кредиты и субси­дии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу единственным донором программ продовольственной помощи. Однако по мере исчерпания сельскохозяйственных излишков и быстрого развития сельского хозяйства других западных странах, число государств-доноров превысило 25, и доля США снизилась примерно до 1/3 в начале 90-х годов.

В первой половине 50-х годов практически вся помощь поступила из трех государств - США, Франции,Англии. В настоящее время ее потоки зна­чительно дифференцированы по странам-донорам. В оказании помощи развива­ющимся странам принимают участие все промышленно развитые страны. США остаются ведущим донором, но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до ме­нее 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за собой роль одного из основных доноров, но ее кредитно-финансовые отношения в этой сфере кон­центрируются на группе африканских стран, входящих в зону франка. Резко ослабли позиции Великобритании, поскольку она утратила былые тесные свя­зи со своими бывшими колониями, а стерлинговая зона распалась. Одновре­менно на авансцену в качестве ведущих доноров выдвинулись Япония и ФРГ.

Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1% до 3% бюджетных расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно различаются, то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных стран-доноров, направленные на оказание помощи. Для подобных сопоставле­ний используется показатель ОПР/ВНП. В ряде международных документов за­фиксировано, что страны-доноры выделять на оказание помощи средства в размере 0,7% ВНП. Однако у большинства ведущих доноров (США, Японии, ФРГ, Великобритании) этот показатель колеблется в среднем в пределах 0,25 - 0,35%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и кредит­но-финансовые отношения в зоне франка,выделяет на оказание помощи более 0,7% ВНП. Наибольшие усилия по оказанию помощи развивающимся странам де­монстрируют, руководствуясь гуманными соображениями, Швеция, Норвегия, Данния. Они направляют на эти цели до 1% ВНП. В целом увеличение ресур­сов, выделяемых на ОПР, происходит примерно такими же темпами, как и рост ВНП. Вследствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на уст­ройчивом уровне, составляя около 0,35%. Динамика этого показателя обычно мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более сущест­венное значение имеет внешняя, в том числе экономическая, кредитно-фи­нансовая политика в отношении <<третьего мира >> в целом и отдельных стран.

Первоначально ОПР предоставлялась преимущественно странам Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении одних стран экономичес­кий эффект оказался невысоким. Но другие страны, включая Южную Корею и Тайвань, опираясь на крупные льготные займы и субсидии, сумели добиться социально-экономического прогресса. Достигнув определенного уровня раз­вития, страна, некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР, практи­чески перестает пользоваться этим источником и переключается на заимс­твование средств в международных валютно-кредитных и финансовых институ­тах на рынке ссудных капиталов. Получение помощи в существенных размерах может возобновиться в кризисной ситуации. В качестве примера можно сос­латься на некоторые латиноамериканские страны.

Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы. К первой, самой многочисленной, группе относится примерно 60 стран, у которых го­сударственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы по­лученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития. Во вторую группу входит около 30 средне-разви­тых стран, которые привлекают не менее 2/3 денежных ресурсов на рыночных условиях. К промежуточной группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные креди­ты. Состав этой группы, в отличие от первых двух, неустойчив, так как постепенно некоторые из этих стран переходят во вторую группу.

Поскольку основным критерием при распределении ОПР является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в рас­чете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них при­ходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако,например, Израиль получает более 1/20 льготных креди­тов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1% населения разви­вающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и по­литических факторов.

Таким образом,двухсторонняя ОПР - специфический финансово-кредитный механизм перераспределения ресурсов в мировом масштабе, сложившийся в после-военный период и цементирующий отношения между центром и перифери­ей мирового хозяйства. Это финансирование не связано с состоянием миро­вого рынка ссудных капиталов, поскольку средства поступают из государс­твенных бюджетов. При выделении их правительства и парламенты руководс­твются преимущественно не коммерческими, а социально-экономическими, по­литическими и военно-стратегическими соображениями. Однако они реализу­ется в рамках общей стратегии Запада, которая разрабатывается Комитетом содействия развитию при ОЭСР. Принципы распределения ОПР являются объек­том противоречий между странами-донорами и получателями (реципиентами). ОПР оказывает не однозначное, но в целом позитивное воздействие на соци­ально-экономические процессы в развивающихся странах, способствуя прео­долению экономической отсталости и смягчению острых кризисных ситуаций.