Смекни!
smekni.com

Вексель и способы его передачи (стр. 11 из 16)

Положение о переводном и простом векселе предусматривает только такой вид обеспечения, как залог. Российская судебно-арбитражная практика выработала положение, по которому основанием передачи векселя по залоговому индоссаменту может быть как урегулированный гражданским законодательством договор о залоге, так и иные обеспечительные сделки, в том числе не предусмотренные законом, но не противоречащие ему (подп. 1 п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 329 ГК РФ). Однако это не означает, что в тексте залогового индоссамента могут быть употреблены иные фразы кроме тех, что характеризуют индоссамент, в основе которого лежит залог.


2.2 Передача прав по векселю в порядке цессии

Вексель, в исключение из общего правила, передается в порядке цессии, если он содержит ректа-оговорку. Ректа-оговорка может быть проставлена векселедателем при составлении векселя или любым индоссантом. Векселедержатель, получивший вексель с ректа-оговоркой, может передать его только в порядке цессии.

Становится ли вексель с оговоркой "не приказу" именной ценной бумагой? Судебная практика отвечает на этот вопрос совершенно однозначно для случаев, когда оговорка помещена векселедателем: "При наличии подобных оговорок вексель должен рассматриваться как именная ценная бумага".

Необходимо учитывать, что теория ценных бумаг различает собственно именные ценные бумаги и именные ректа-бумаги (в современном российском законодательстве такого разделения пока не проведено). Для первых бумаг обязанное лицо (эмитент) ведет реестр владельцев именных ценных бумаг, для ректа-бумаг реестр не ведется. Поэтому вексель с оговоркой "не приказу" становиться не просто именной, а именной ректа-бумагой, (отсюда и название - ректа-вексель). Положение владельцев ректа-бумаг своеобразное, поскольку ректа-бумаги не обладают публичной достоверностью[112]. При предъявления ректа-векселя к платежу должник вправе заявлять векселедержателю любые возражения, основанные на отношениях должника к правопредшественникам векселедержателя (например, возражение, что уведомление об уступке права запоздало и долг уже уплачен предыдущему держателю)[113].

Возникают вопросы и в связи с восстановлением прав по ректа-бумагам в случае их утраты: их восстановление в порядке вызывного производства не предусмотрено (ст. 148 ГК РФ). Восстановление права по утраченному ректа-векселю происходит в порядке вызывного производства, но, по аналогии с закладной, возможно и в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Второй вариант, быть может, является предпочтительным, исходя из сущности ректа-векселя[114].

Что касается случаев, когда ректа-оговорка помещена не векселедателем, а одним из индоссантов, то квалификация такого векселя как именной бумаги уже не может быть однозначной, поскольку до помещения ректа-оговорки вексель был ордерной бумагой. Следовательно, ответственность индоссантов, их автономность и подобные черты, свойственные ордерным бумагам, сохранятся в отношении лиц, проставивших свои индоссаменты, до индоссамента с ректа-оговорки.

Легитимация держателя векселя с ректа-оговоркой. Согласно общим положениям, субъект прав, удостоверенных ректа-бумагой, легитимируется общегражданскими средствами[115]. Для того, чтобы держатель ректа-бумаги смог реализовать выраженное в ней право, он должен предъявить бумагу должнику и доказать, что он либо идентичен с первым держателем, названным в бумаге, либо является его правопреемником. Правопреемство доказывается записями (документами), удостоверяющими соглашение об уступке права из ректа-бумаги. Должник не может ограничиться только внешней проверкой непрерывности цепочки цессий, но должен удостовериться в подлинности соглашений о передаче права[116].

Подобная легитимация в полной мере относится к ректа-векселю, изначально существующему как именная ректа-бумага, благодаря ректа-оговорке, проставленной векселедателем. Держатель векселя с ректа-оговоркой, проставленной индоссантом, легитимируется двояким образом: непрерывным рядом индоссаментов, включая индоссамент с ректа-оговоркой, и непрерывной цепочкой цессий, следующих за ректа-оговоркой.

Оформление передачи прав по векселю в порядке цессии. Сделка уступки права по векселю в порядке цессии может быть оформлена как на самом векселе, так и в виде отдельных документов. При оформлении цессии отдельными документами они предъявляются вексельному должнику вместе с самим векселем[117].

В юридической литературе признается спорным вопрос о форме надписей о передаче прав в порядке цессии, если надпись совершена на самом векселе: может ли эта надпись иметь форму индоссамента и, соответственно, подписываться только лицом, передающим право, или же эта надпись должна быть обязательна скреплена двумя подписями (прежнего и нового кредитора). Отмечается, что, как правило, соглашение о цессии подписывается и передающим, и принимающим лицом[118]. В судебной практике также наблюдается некоторая неустойчивость в этом вопросе.

При оформлении уступки права требования отдельным документом в нем необходимо индивидуализировать вексель, права по которому являются предметом уступки. При отсутствии такой индивидуализации уступка не может считаться состоявшейся как не содержащая условия о своем предмете[119].

Передача прав по векселю в порядке цессии вне зависимости от воли участников вексельного правоотношения. 1) Индоссамент, совершенный после протеста в неплатеже или после истечения срока, установленного для совершения протеста, имеет последствия лишь обыкновенной цессии (ст. 20 Положения о переводном и простом векселе). 2) При принятии векселя к оплате возникает общегражданское долговое обязательство вексельного должника, требование исполнения которого может быть передано другому лицу лишь по цессии[120].

2.3 Передача векселя без участия отчуждателя

Иногда передача векселя осуществляется вообще без участия его законного владельца-отчуждателя, т.е. переход прав по векселю не оформляется ни индоссаментом, ни цессией, а простого вручения недостаточно. Проблема разрешена судебной практикой. Выделяются четыре случая возможного перехода прав по векселю без участия отчуждателя:

1) в составе наследственной массы физического лица;

2) при реорганизации юридического лица;

3) в составе имущества предприятия при его продаже как комплекса;

4) при принудительной продаже векселя с публичных торгов.

Понятно, что при смерти векселедержателя проставление им индоссамента просто невозможно, в остальных случаях векселедержатель может по доброй воле поставить индоссамент, но если этого не случится, то механизма принуждения его в последующем к начертанию передаточной надписи не существует. Альтернатива в виде взыскания с векселедержателя убытков в данной ситуации весьма проблематична[121].

Поэтому судебной практикой выработано положение, что в указанных случаях векселедержатель, заявляющий требования по векселю, должен представить соответствующие доказательства перехода этих прав. Такими доказательствами, очевидно, могут быть (соответственно вышеуказанным случаям перехода прав по векселю):

1) свидетельство о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ);

2) передаточный акт или разделительный баланс в случае реорганизации юридического лица (ст. 58-59 ГК РФ);

3) договор купли-продажи предприятия с приложенным к нему актом инвентаризации и другими необходимыми документами (ст. 560-561 ГК РФ).

4) протокол о результатах торгов (ст. 448 ГК РФ).

При представлении доказательств того, что вексель перешел к векселедержателю на законных основаниях, отсутствие на векселе отметки в форме индоссамента само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении требования векселедержателя[122].

При подобной легитимации, конечно, нарушаются принципы вексельного права - документ, прикладываемый к векселю, прикрывает собой разрыв в ряду индоссаментов. Без сомнения, более правильной является практика (отчасти знакомая российскому дореволюционному праву), когда в экстраординарных случаях передаточные надписи делаются должностными лицами (судьями, нотариусами, судебными приставами-исполнителями). К сожалению, подобный порядок не известен действующему российскому законодательству[123].

2.4 Акцепт векселя

Акцепт является атрибутом переводного векселя. Акцепту посвящена гл. III (ст. 21-29) Положения о переводном и простом векселе.

Г.Ф. Шершеневич обращал внимание на то, что до предъявления переводного векселя плательщику он может даже и не знать о существовании обязательства, которое ему придется исполнять по векселю. Этой цели приобщения плательщика к вексельному отношению и служит акцепт[124].

В переводном векселе векселедатель предлагает уплатить вексельную сумму третьему лицу - плательщику. Тем самым векселедатель предпринимает попытку возложить на плательщика исполнение своего обязательства. Но в обязательном порядке возложить исполнение обязательства на третье лицо без его согласия нельзя. Следовательно, все будет зависеть от позиции плательщика - согласится ли он принять на себя обязательство вексельного платежа. Согласие плательщика уплатить по переводному векселю как раз и именуется акцептом.

За отказ акцептовать вексель плательщик не несет никакой ответственности перед векселедержателем, поскольку плательщика и векселедержателя не связывают никакие обязательственные отношения.

Иное дело - правовые связи векселедателя и плательщика: при отказе от акцепта векселедатель может потребовать от плательщика "уплаты долга и/или возмещения убытков, исходя из тех гражданских обязательств, которые их связывают".