Смекни!
smekni.com

Европейская философия до Канта (стр. 4 из 4)

Августин был не просто одним из крупнейших мыслителей Античности. Он был уроженцем Северной Африки, т.е. он родился недалеко от Карфагена, и по происхождению он был, очевидно, бербером, но по культуре он был римлянином в широком смысле этого слова. Его родным языком была латынь. Вопреки расхожим мнениям, Августин, конечно, был образованный человек, но вот сказать, что это был энциклопедически образованный человек - нельзя. Греческий он знал очень плохо, хотя это было важным условием принадлежности к тогдашней культурной элите, и, безусловно всех античных авторов он читал по латыни. Но это ограниченность компенсировалась очень мощным интеллектом и совершенно бурным, вулканическим темпераментом. Достаточно прочесть всего лишь несколько написанных им страниц, чтобы понять, какая это была титаническая натура. Августин не родился христианином, хотя христианкой была его мать. Отец его был человек служивого сословия и потому он исповедовал официальную религию. Но у самого Августина к Христианству был сложный путь. Мы не во всех деталях можем об этом судить, но ясно, что жизнь молодого Августина была весьма бурной и она, конечно была напряженной интеллектуально - Августин увлекался различными философскими и религиозными течениями пока в конце концов не уверовал в Христа. После этого он становится не просто христианским мыслителем, он становится одним из крупнейших деятелей христианской церкви, епископом, который способствовал распространению Христианства не только своими писаниями, но и своими проповедями, своей информационной работой и т.д. Вместе с тем это была эпоха упадка Римской Империи. В 413 году произошло событие, которое потрясло Августина и весь тогдашний мир, и оно стало стимулом к очень интересной концепции, которую создал Августин.

Дело в том, что в этом году, как известно, варвары под командованием Аллариха ворвались в Рим, взяли его штурмом и разгромили его. Значительная часть города была сожжена. И дело не в том, что это само по себе было трагично для Рима, но ещё и в том, что это было совершенно невероятно, т.е. впервые такому разгрому подвергся город, который считался вечным. Это событие очень ясно всем показало, что Рим уже не является столицей мира. Августин начал писать после этого события одну из главных книг своей жизни, которая называется «О граде Божием.». Итак, уже ясно, что коль скоро написание этой книги было связано с историческим событием, значит речь здесь идет, очевидно, об истории. И вот теперь мы можем совершенно спокойно сказать, что вообще говоря, есть два обстоятельства, в силу которых мы говорим именно об истории философии: первое - Августин был первым человеком, который занялся философией истории, и во-вторых, это был первый человек, который занялся философией человеческой личности. Августин написал очень много, и трудно сказать какое его произведение является главным, потому что они все очень связаны между собой и интересны почти все для нас сейчас. Но, все-таки, центральную роль в его творчестве играют два произведения, которые посвящены этим двум разным проблемам: одно из них называется «О граде Божием.» и оно посвящено истории, и второе произведение посвящено проблемам человеческой личности и оно называется «Исповедь». Т.е. эти два момента, эти две стороны творчества Августина прежде всего заслуживают обсуждения.

Итак, Августин написал книгу, которая в тогдашнем мире была абсолютно уникальна. Он написал автобиографию, в которой он описал историю своего мировоззрения, т.е. историю того, как он, Аврелий Августин, уверовал в Христа. Здесь возникает вопрос: а почему же он это сделал? Ведь дело в том, что не для всякой эпохи характерен интерес к человеческой личности. А вот Августин считал, что это не только интересно, но и необходимо потому что без этого нельзя познать сущность мира, без этого невозможно заниматься философией. Августину принадлежит фраза: «Я хочу понять Бога и душу. И более ничего.». Т.е. вот, собственно говоря, только это в мире и заслуживает познания, заслуживает внимания - Бог, который сотворил мир, и моя Душа. И вот, почему, казалось бы, бесконечный, всесильный, всемогущий Бог и моя Душа - душа одного отдельного конкретного ничтожного, как сам о себе говорил Августин, человека? Почему же и то и другое важно? А потому, что познавая себя, занимаясь самоанализом мы постигаем и замыслы Бога об этом мире. Как же так получается? В чем же тут связь? Дело в том, что рассказывая о себе, о своих сомнениях, о своих страданиях, о своих страстях, о своих ошибках, Августин всё время подчеркивает одно свойство человека, это свойство - человеческая греховность.

Ведь всё дело именно в том, что Августин показывает на своем примере, что человек приходит к религии, к идее Христианства не чисто интеллектуально, а он приходит к этому эмоционально, он приходит к этому потому что без этого ему плохо, он себя чувствует одиноким и заброшенным и нуждается в поддержке. Без этого он не видит в своей жизни смысла. Но тогда возникает вопрос: почему для того, чтобы обрести смысл, чтобы спастись, чтобы быть уверенным, что после смерти он обретет спасение и попадет в Рай, почему для этого необходимо обязательно стать христианином? Во всяком случае обязательно надо уверовать в Бога и соблюдать церковные обряды. Почему этого нельзя сделать без церкви? Дело вот в чём: проблема, которую обсуждает Августин состоит в следующем: человек греховен, человек слаб, человек падок на всяческие соблазны, но у человека есть душа, которая стремится к блаженству, которая стремится в высь. Почему, чтобы эта Душа спаслась обязательно принадлежать к церкви? Разве человек не может спастись своими силами? Августин говорит - НЕТ, он не может сделать этого без помощи церкви. А почему? И вот здесь мы сталкиваемся с одной очень интересной проблемой: Августин-философ вынужден осмысливать рационально вот эти странные, с точки зрения разума, христианские истины. Он говорит, что если бы человек должен был искупать только свои грехи, тогда бы, может быть, и в церкви не было бы никакой нужды, но вся трагедия заключается в том, что на каждом из нас лежат грехи всего человечества, начиная с праотца Адама, который согрешил первым. Т.е. человек рождается уже греховным. Почему это так? Строго говоря, этого объяснить нельзя, но с христианской точки зрения и с точки зрения других форм единобожия, это так, и поэтому искупить эти грехи без помощи внешних сил невозможно. Что же из этого следует? Из этого следует, что спастись человек может только милостью Божьей. Таким образом получается, что в мире нет ничего, что происходило бы не по воле Божьей. Но если это так, то почему же в мире столько зла? Августин был одним из первых, кто поставил этот острый и очень трагический для любой религии, признающей единого Бога, вопрос. Если мир создан Богом, который во-первых, всемогущ и во-вторых, всеблаг, т.е. он хочет только добра, почему же в мире столько зла? В частности, для Августина разрушение Рима варварами было злом. Почему же оно произошло?

Очень большой популярностью в те времена пользовалось учение, которое когда-то создал легендарный человек, которого звали Мани. И его учение принято называть манизмом. Оно восходит к некоторым древним представлениям Ирана. Идеей манизма заключается в том, что в мире не один, а два бога - бог Добра и бог Зла. Бога Добра они называли Ормузд ( от Ахура-Мазда ), а бога Зла - Ариман (от Ангра-Манью). И вот, Ормузд и Ариман - это предводители двух армий, сражающихся одна с другой, и весь мировой процесс - это поле битвы этих двух армий. Мысль о бескомпромиссной, жесточайшей борьбе двух сил всегда оставалась главной. Здесь война - это такое явление, в котором враждующие стороны в конце концов становятся похожи одна на другую и мало чем друг от друга отличаются на практике. Поэтому не случайно Манихейство проповедовало чудовищный аскетизм, оно отрицало семью, отрицало любовь, отрицало повседневную гуманность и видело мир в исключительно жестоком, трагическом варианте. И самое главное, что с точки зрения Манихейства Зло представляло собой Добро со знаком минус, это была тоже активная сила с которой надо именно бороться, именно воевать. И вот как раз эту мысль и отрицает Христианство, т.е. уже в самих основах Христианства присутствует другой ответ на вопрос о природе Зла, а христианские философы, и прежде всего Августин, развили эту мысль и создали совершенно другую концепцию. С точки зрения Августина, Зло - это не активная сила, которая выступает против добра, а это мера, это степень слабости Добра, это нехватка Добра. Ведь сам прародитель Зла, т.е. Люцифер, с точки зрения Христианства, это тоже существо, созданное Богом, это павший ангел. В позднейшей европейской культуре неслучайно появляются такие произведения, как например «Фауст» Гётте или «Мастер и Маргарита» Булгакова, где этот самый Люцифер играет позитивную роль, является орудием на службе у Бога, таким героем, предназначенным для выполнения «чёрной работы», например для борьбы со злом. Это конечно не всё так просто, но во всяком случае аспект такой присутствует. Отношения Добра и Зла намного сложнее, чем отношения двух армий, которые хотят друг друга уничтожить. Но всё-таки, почему возникает Зло? Откуда же оно берется? Ну хорошо, если Зло - это нехватка Добра, то почему же Бог не сделает так, чтобы Добра всегда хватало? И вот тут мы незаметно переходим к одной проблеме, которая тесно связана с той, о которой мы только что говорили. Почему происходят события, почему совершаются человеческие поступки? С одной стороны всё сотворено Богом, никто не может без воли Бога спастись, и всё происходит по воле Божьей. Так что же, и Зло происходит тоже по воле Божьей? НЕТ. А как же тогда? Вот здесь оказывается, что надо более внимательно присмотреться к тому, как Бог создавал мир, и в частности создавал человека. Чем человек отличается от животных и от других природных существ? А тем, что подобно тому, как у человека есть руки, ноги, голова и т.д., у него есть ещё одна особенность, эта особенность - свободная воля. Он умеет желать и стремиться к тому, чтобы умеет желать, а вот чего он уже желает, это уже зависит от него. Человек создан Богом так, что он в любой ситуации может выбирать так ему поступать или иначе. И поэтому человек может выбирать между Добром и Злом. Здесь появляется вопрос: а почему же Бог не создал такого человека, очень хорошего человека, который бы всегда выбирал Добро? Здесь можно вспомнить анекдот, как садовник постригал газон, и постриг его так ровно, что в конце концов осталась голая земля. Дело в том, что если представить себе человека, который будет во всех случаях однозначно запрограммирован на добро, то о нем можно будет сказать всё что угодно, но нельзя будет сказать, что он человек. Это будет уже другое существо, это будет не то существо, которое создано Богом, т.е. замысел Бога заключается в том, чтобы человек добровольно приходил к истине, добровольно выбирал Добро, а не под действием какой-то внешней силы. Поэтому причина Зла - это выбор человека, который возможен, потому что у человека есть что-то мирское. Но тем не менее, если говорить откровенно, это учение Августина, конечно, внутренне противоречиво. Но эта противоречивость заключается не в том, что Августин чего-то там не додумал, а потому что противоречива сама ситуация. Ведь что в человеке главное? Почему человек выбирает Зло? Значит он таким создан? Или же наоборот. Любой человек может выбрать как Добро так и Зло. Но в первом случае получается, что ограничивается свобода воли, т.е. человек уже как бы запрограммирован Богом, во втором случае сужаются возможности божественного предопределения, т.е. Бог предопределяет не всё. Т.о. здесь нужно сказать, что в последующей христианской мысли, философии и религиозной мысли были разные ответы на этот вопрос. Например в позднее Средневековье католики и особенно иезуиты считали что поведение человека определяется его свободной волей, и если человек совершает зло, значит Бог в какой-то форме это допускает, поэтому человеку достаточно искупить свой грех, чтобы стать хорошим человеком. Совершенно определенную идею здесь получает отпущение грехов. Считалось, что человек уже предопределен, уже до того как он родился, к добру или к злу. Уже до того, как человек родился, его создал Бог как грешника или как праведника. И весь вопрос состоит только в том, чтобы понять кто же ты. Хороший ты, или плохой? Спасет тебя Бог или нет? А как же это можно понять? Как это узнать? А очень просто, как выясняется. Надо всё время испытывать судьбу, испытывать милосердие Божие, всё время пускаться в такие предприятия, где и проверяется, везет тебе или не везет. Если тебе везет, значит всё хорошо, если нет, значит ничего не поделаешь. А чем занимается человек, чтобы убедиться, везет ему или нет, а конечно занимается бизнесом. Человек, которому везет, который получает прибыль, он не должен тратить эту прибыль на удовольствия и удовлетворение своих страстей, потому что он должен дальше проверять не перестал ли Бог ему благоволить. Поэтому он должен богатеть и одновременно вести аскетическую жизнь. И вот интересно, что Макс Вебер усмотрел в этом синдроме основу этики капитализма. Но, конечно, Августин ничего об этом не подозревал.