Смекни!
smekni.com

Социальные институты и организации (стр. 5 из 7)

Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия - идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени - в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением “перевернутой пирамиды”. Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель - ученик (от объектных к субъектно-объектным).

Формирование образовательных общностей, связанных включенностью в образовательные процессы и ценностным отношением к образованию, и их воспроизводство.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности общества.

По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

институт Политики

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:

1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;

2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;

4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества;

6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.

Реальные и потенциальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.

Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.