Смекни!
smekni.com

История русской души (стр. 1 из 5)

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДУШИ

(Листая страницы русской философской и художественной литературы ХIХ – ХХ в. в.)

ВВЕДЕНИЕ.

"И в мире нет людей бесслёзней, Надменнее и проще нас... "

А. Ахматова

"Умом России не понять" - эта строка из стихотворения Ф. Тютчева стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет "Умом России не понять" россияне обрели как бы духовное кредо, многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека.

С давних времен у русского народа было предчувствие, что Россия предназначена к чему-то великому, что Россия - особенная страна, не похожая ни на какую страну мира. Идет это от старой идеи Москвы как Третьего Рима (1).

Русское государство давно уже признано великой державой, с которой должны считаться все государство мира и которая играет видную роль в мировой политике. История всей русской культуры во многом история потерь и последующих попыток вернуть утерянное.

Череда беспрецедентных переломов, взлетов и падений, отрицаний - все это затрудняло и искажало представление нашего исторического прошлого, нашей духовности. Великая Россия все еще остается уединенной провинцией в жизни мировой и европейской культуры, ее духовная жизнь обособлена и замкнута.

России все еще не знает мир, искаженно воспринимает ее образ и ложно и поверхностно о нем судит. Для западного человека Россия все еще остается, каким - то чужим Востоком: то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают его, как экзотическая пища, непривычно для него острая. Да и для нас самих Россия остается неразгаданной тайной. Н. В. Гоголь, призывавший своих соотечественников к серьезному изучению своей страны, к постижению души народа со всеми светлыми и темными свойствами приходил к невеселому выводу:

"Велико незнанье России посреди России". Россия противоречива. Душа России не определяется никакими доктринами.

Недаром Тютчев сказал о ней:

Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.

А верит в Россию каждый по-своему, и каждый находит в противоречивом бытии России факты для подтверждения своей веры.

Мне бы хотелось обратить внимание в своей работе на то, что особенность русского народа совсем не в том, чтобы пребывать в безволии и бессмыслии, наслаждаться хаосом, а в том, что мы призваны и обязаны идти своим путем. Как бы ни были велики наши исторические несчастья и крушения, мы призваны самостоятельно быть, наша самобытная духовная культура - из русского сердца, русского сознания, русской свободы.

"Клянусь честью, - писал Пушкин, - что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал ".

Мне очень бы хотелось подойти к разгадке тайны, скрытой в душе России. Как бы ни интересен или необычен взгляд на Россию со стороны, очевидно, что настоящий путь к её познанию лежит через проникновение в тайники характера русского народа

Так почему же "Умом России не понять?"

РОССИЯ - самая...

Противоречия русского бытия всегда находило свое отражение в русской литературе и русской философской мысли. Творчество русского духа так же двоится, как и русское историческое бытие. Это ярче всего отразилось в характерной нашей национально// идеологии - славянофильстве и в творчестве нашего национального гения Достоевского -русского из русских.

Лик Достоевского так же двоится, как и лик самой России, и вызывает противоположные чувства. Бездонная глубь и необъятная высь сочетаются с какой-то низостью, неблагородством, отсутствием достоинства, рабством. Бесконечная любовь к людям, поистине "Христова любовь", сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Достоевский порождает в нас нестерпимую жалость, от которой разрывается сердце; он с неотразимой человечностью рисует бедных людей, забитые души, униженных и оскорбленных: эта девушка Оля из "Подростка", которая повесилась от недоверия к миру, к обманывающим людям и которую мать все же ищет по улицам, робко всматриваясь в проходящих девушек, - не случится ли чудо, не воскреснет ли дочь...

И, с другой стороны, те заседатели- мужички из "Братьев Карамазовых", которые вынесли Димитрию обвинительный приговор: это ничего не значит, что фактически не он убил отца: достаточно, что он хотел его убить. Достоевский не принимает оправдания " от века виноватой человеческой души" и, не задумываясь, предпочел бы десять невинных осудить, чем одного виновного оправдать!

Не такова ли сама Россия?

Россия самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире.

И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Анархизм - явление русского духа, он по-разному был присущ и нашим крайне левым, и нашим крайне правым. Эта анархическая русская природа нашла типичное выражение в религиозном анархизме Льва Толстого.

Хочется отметить, что сейчас очень разные взгляды на само творчество писателя. Он и "огромен и могуч, и "человеческая гора", и "певец простодушия, певец классического русского простеца". Он отвергает всякую "мишуру и позолоту..., он видит внутреннюю ложь... источник оптимизма... сама природа демократа коренится у Толстого... "

Мне не нравиться то, что Толстой лишает своих героев предыстории: у них будто нет предшественников, они - люди без прошлого. Не потому ли в своих моральных взглядах он так чуждался историчности, так пренебрегал прошлым? Толстой был выразителем непротивленческой и пассивной стороны русского народного характера. Из временного он делает вечное, он как бы заставляет жить героев второю и лучшею жизнью, приносит им в дар" идеальное бессмертие'' : " и надо всем этим расстилается высокое, спокойное небо, то, на которое смотрел истекающий кровью Андрей Болконский". Для Толстого в мире нет кладбищ.

"Он смело считал себя пособником Бога, сотрудником Творца и увеличивал жизнь на Земле''. (Айхенфальд Ю.)

Толстовская мораль животная природа человека с ее самыми элементарными инстинктами - расслабила русский народ. Она убивала в русской природе инстинкт силы и славы ,но оставила инстинкт эгоизма, зависти и злобы Толстой был крайним анархистом, врагом всякой государственности по морально идеалистическим основаниям. Он отверг государство, как основанное на жертвах и страданиях, и видел в нем источник зла, которое для него сводилось к насилию.

Надо признать, что толстовский анархизм одержал победу в русском народе. В лучшей, героической своей части, русская интеллигенция стремилась к абсолютной свободе и правде, невместимой ни в какую государственность. Нагие народничество, - явление характерно - русское, незнакомое Западной Европе, - есть явление безгосударственного духа.

Русский народ как будто хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства. Государственная власть всегда была внешним, а не внутренним принципом для русского народа; она из него не создавалась, и приходила как бы извне. И поэтому власть так часто производила впечатление "иноземной".

Русский народ всегда любил жить в тепле коллектива, в какой-то растворённости, в стихии земли, в лоне матери...

Русский анархизм - женственный, а не мужественный, пассивный, а не активный.

Русская безгосударственность - не завоевание себе свободы, а свобода от активности

Но Россия не была бы так таинственна, если бы в ней было только то, о чем я сейчас написал.

С другой стороны - Россия самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики.

Русский народ создал самое большое в мире государство. С Ивана Калитыпоследовательно и упорно собиралась Россия и достигла небывалых размеров. Интересы созидания, поддерживания и охранения огромного государства занимают совершенно исключительное и подавляющее место в русской истории. Почти не осталось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на укрепление и защиту государства. Личность была подавлена огромными размерами государства, предъявлявшего непосильные требования. Бюрократия развилась до размеров чудовищных.

Русская государственность занимала положение сторожевое и оборонительное. Она выковывалась в борьбе с татарщиной, в смутную эпоху, в иноземные нашествия. И она превратилась в самодовлеющее начало; она живет своей собственной жизнью (надо заметить и до сих пор), по своему закону, не хочет быть подчиненной функцией народной жизни. Эта особенность русской истории наложила на русскую жизнь печать безрадостности и придавленности.

Да, великие жертвы понес русский народ для создания русского государства, при этом сам остался в нем безвластным. Но почему тогда в России, даже когда не было никакого устава, вопрос жизни и смерти в бою за отечество решался однозначно - " во что бы то ни стало"?

Еще при первом вторжении татар русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться до" последнего".

У нас уже в " Слове о полку Игореве" звучат мотивы самопожертвования во имя отечества, и образ врага вечного, только и ждущего удобного момента нападения, довлеет над всеми остальными опасностями в жизни русича.

Я думаю, такие отношения русского человека и государства сложились исконно, потому что общие беды были сильнее личных горестей, обид и распрей. Например, Александр Невский, легендарный государственный человек и полководец, остался в памяти русского народа добрым, даже смиренным руководителем, готовым отложить свою гордыню в сторону и отправиться в Орду за ярлыком на правление.

Он оставил, как известно, в Орде своих сыновей и братьев, чтобы не допустить карательного набега ордынцев на Русь, который мог закончиться полной катастрофой для нашего отечества. Только в России сложилось убеждение, что служба - сама по себе честь. Дмитрий Донской облачается в доспехи простого воина и бьется и сражается рядом со своими ополченцами в пешем строю, как бы оправдывая этим в своих глазах, гибель множества плохо вооруженных крестьян, которых он вывел против Мамая.