Смекни!
smekni.com

Сознание и искусственный интеллект (стр. 1 из 3)

Министерство образования Российской федерации

Уральский государственный лесотехнический университет

Кафедра философии

Реферат на тему :

Сознание и искусственный интеллект

Выполнил : Борисов А.В., ДС-36

Проверил : Яковлева Е.А.

Екатеринбург – 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Взгляды на термин “знание” 5

Сознание и разум 8

Искусственный интеллект и теоретические проблемы психологии 11

Заключение 13

Список использованной литературы 14

ВВЕДЕНИЕ

Все расширяющееся применение электронных вычис­лительных машин и повышение их роли в жизни об­щества сделало актуальной проблему соотношения возможностей человеческого мышления и так называ­емого машинного, или искусственного, интеллекта.

В настоящее время практически невозможно ука­зать ни одной, сферы человеческой деятельности, где бы не использовались или не могли быть использо­ваны ЭВМ. При этом возникают вопросы: «Какой вид работы принципиально не могут выполнить со­временные ЭВМ и почему?», «Какие сферы, уровни человеческой деятельности не подвластны автомати­зации?», «Каковы перспективы развития и использо­вания ЭВМ?»

Ответы на эти вопросы в значительной мере за­висят от решения проблемы соотношения и связи че­ловека и кибернетических машин. Она имеет не толь­ко теоретический, но и практический аспект, так как распределение функций между человеком и ЭВМ невозможно осуществись без правильного понимания вопроса о характере этого соотношения и его комп­лексной разработки в ряде аспектов: кибернетиче­ском, логическом, математическом, психологическом, психофизиологическом. Но при исследовании состоя­ния проблемы и трудностей, встающих на пути ее ре­шения, выдвигаются вопросы, которые выходят за рамки компетенции специалистов по кибернетике, ло­гике, математике и психологии и требуют философско-методологического анализа и аргументации.

В литературе, посвященной философским пробле­мам кибернетики, рассмотрение проблемы соотноше­ния мышления человека и возможностей ЭВМ нередко подменялось вопросом: Думают ли машины? При этом понятие «машина» трактовалось слишком аб­страктно, а мышление определялось в терминах формальной логики и машинных операций. Предпо­лагалось, что развитие «машинного мышления» стол­кнется лишь с чисто техническими трудностями, ко­торые будут преодолены, подобно тому как авиация, постепенно совершенствуясь, преодолела «звуковой барьер»

Поводом для поспешных оптимистических выво­дов послужили первые успехи в решении достаточно простых задач, допускающих их полную алгоритми­зацию, программирование и последующую автоном­ную обработку информации на ЭВМ. При этом казалось, что решение и более сложных задач возможно путем увеличения скорости переработки информации, объема «памяти», путем автоматического распозна­вания вводимого в ЭВМ текста с помощью автомати­ческих читающих устройств и главное—путем совер­шенствования информационно-логических программ, в частности методов эвристического программирова­ния.

Однако при переходе к решению сложных задач оказалось невозможным создать полно­стью формализованные решения и машинные про­граммы. Причина этого заключается в том, что про­цесс их решения на всех основных этапах включает неформальные, в частности творческие, элементы, яв­ляющиеся прерогативой исключительно человека.

Осознание этого обстоятельства и послужило толчком к изменению стратегии применения ЭВМ во всех сферах человеческой деятельности; от стратегии, предполагавшей постепенную принципиально не ограниченную замену функций человеческого интеллекта искусственным, к стратегии кооперирования возмож­ностей человека и ЭВМ. Если раньше кибернетики стремились обосновать и доказать плодотворность далеко идущих аналогий между человеческим мыш­лением и кибернетическими устройствами, то в на­стоящее время это уже мешает трезвой научной оценке возможностей ЭВМ.

Поэтому актуальной задачей кибернетики стало изучение фундаментальных различий, возможностей и связей человека и кибернетических устройств.

Методологический анализ проблем «искусственно­го интеллекта» и диалогового взаимодействия че­ловека с ЭВМ важен не только для обоснования об­щей стратегии решения этих проблем, но и для разработки вопросов распределения функций человека и ЭВМ в процессе самого решения.

ВЗГЛЯДЫ НА ТЕРМИН “ЗНАНИЕ”

В последние годы термин “знание” все чаще употребляется в информатике. Он встречается в таких словосочетаниях, как “база знаний”, “банк знаний”, язык представления знаний”, “системы представления знаний” и других. Специалисты подчеркивают, что совершенствование так называемых интеллектуальных систем (информационно-поисковых систем высокого уровня, диалоговых систем, базирующихся на естественных языках, интерактивных человеко-машинных систем, используемых в управлении, проектировании, научных исследованиях) вот многом определяется тем, насколько успешно будут решаться задачи представления знаний.

Неудивительно, что перед теми, кто занимается проблемой представлении знаний, встает вопрос о том, что такое знание, какова его природа и основные характеристики. В связи с этим предпринимаются, например, попытки дать такое определение знания, из которого можно было бы исходить в решении задач представления знаний в компьютерных системах. Подчеркивается, что для разработки средств и методов представления знаний необходимо использовать результаты когнитивной психологии - науки, выявляющей структуры, в виде которых человек хранит информацию об окружающем его мире. Высказывается мнение, что язык и представление знаний в системах искусственного интеллекта должны рассматриваться в рамках особого научного направления - когитологии. Предметом когитологии должно стать знание как самостоятельный аспект реальности.

Представлению данных присущ пассивный аспект: книга, таблица, заполненная информацией память. В теории искусственного интеллекта особо подчеркивается активный аспект представления: “знать” должно стать активной операцией, позволяющей не только запоминать, но и извлекать воспринятые (приобретенные, усвоенные) знания для рассуждений на их основе. Следовательно, истоки представления знаний - в науке о познании (эпистемологии или гносеологии), а его конечная цель - программные средства информатики.

Вместе с тем вопрос, что такое знание, каковы его основные свойства и способы получения, - это исконно философский вопрос. Закономерно поэтому стремление дать философское осмысление вопросов компьютерного представления знаний, выявляя прежде всего их гносеологические и философско-логические аспекты.

Принципиальная мировоззренческая установка состоит в рассмотрении ЭВМ как предмета-посредника в человеческой познавательной деятельности. Компьютерная система, подобно другим предметам-посредникам (орудиям труда и предметам быта, инструментам, приборам, знаково-символическим системам, научным текстам и т. д.), играя инструментальную роль в познании, является средством объективизации накопленного знания, воплощением определенного социально-исторического опыта практической и познавательной деятельности. Ее важнейшая теоретико-познавательная роль и обусловлена тем, что выделение человеком во вновь познаваемых объектов черт, которые оказываются существенными с точки зрения общественной практики, становится возможным именно при помощи предметов-посредников. “ЭВМ, - подчеркивает акад. Г. С. Поспелов, - представляет собой инструмент для интеллектуальной деятельности людей, а научное направление “искусственный интеллект” придает этому инструменту новые качества и обеспечивает новый, более перспективный стиль его использования. Спор между сторонниками и противниками искусственного интеллекта оказывается в связи с этим совершенно беспредметным.

Для философского анализа рассматриваемой проблематики важен вопрос о том, считать ли термин “знание” в выражении “представление знаний” явлением профессионального жаргона или действительно переход от представления данных к представлению знаний имеет существенные гносеологические характеристики и какие именно? Особенности ЭВМ как предмета-посредника в познании во многом определяются тем, что ЭВМ относится к такому типу предметов-посредников, как модели. Термин “модель” употребляется в обыденном языке и в языке науки в различных значениях. Пусть под моделью понимается некоторая система (материальная или концептуальная), в той или иной форме отображающая некоторые свойства и отношения другой системы, называемой оригиналом, в точно указанном смысле замещающая ее и дающая новую информацию об оригинале. При анализе гносеологических аспектов моделирования ЭВМ рассматривались в философско-методологической литературе прежде всего как материальные модели, создаваемые на основе действия определенных физических закономерностей и функционирующие благодаря протеканию в них вполне определенных физических процессов. Моделирование на ЭВМ понималось как техническая реализация определенной формы знакового моделирования. Однако, рассматривая ЭВМ в гносеологическом плане как предмет посредник в познании, имеет смысл не фиксировать внимание прежде всего на “железной части” (hardware) компьютера, а рассматривать всю компьютерную систему как сложную систему взаимосвязанных и до некоторых пределов самостоятельных моделей - как материальных, так и знаковых, т. е. идеальных. Такой подход не только соответствует рассмотрению компьютерных систем в современной информатике, но является и гносеологически оправданным. Многие важные философские аспекты проблем, возникающих в связи с компьютеризацией различных сфер человеческой деятельности, требуют для своего исследования обращения прежде всего к знаковым составляющим компьютерных систем. Это верно и в отношении философских аспектов проблем представления знаний.