Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по философии для вступительного экзамена в аспирантуру (стр. 10 из 16)

40.Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

Диалектика – мир изменяется, находится в движении. С 19 в (Маркс, Гегель) – мир находится в развитии. Метафизика – мир статичен, неизменен. Гегель ввел понятие метафизики как противоположность диалектики. Формы диалектики: 1) Античная (наивная) – Гераклит. 2) Классическая немецкая – Гегель. 3) Материалистическая диалектика Маркса (маркситсткая). 4) Современная диалектика. Опирается не только на марксистскую, но и на естествознание.

Метафизика - 1.то, что идет после физики, трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории Ф. термин "метафизика" нередко употребляется как синоним философии. В Ф. марксизма этот термин употребляется в значении антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в процессе познания. Диалектика - учение о наиб закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основ на этом учении метод мышления.

Уже античн Ф. подчеркнула изменчивость всего сущ, поняла действит-сть как процесс, осветила роль, какую в этом пр-се иг-рает переход всякого св-ва в противоположное (Гераклит, пифа-горейцы). Первонач. термином Д. обозначались: 1) способн вес-ти спор посредством вопр. и отв.; 2) иск-во классиф-ции поня-тий, разделения вещей на роды и виды. Идеалистич. Д. Гегеля - он впервые представил весь природн, историч и духовн мир в виде процесса, т. е. в беспрерывн движении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутр. связь этого движе-ния и развития. Д. - движущая душа всякого научн развертыв мысли. Истинно научное понимание Д. - Маркс и Энгельс, они построили Д. на основе материалистич. понимания историч. про-цесса и развития познания, обобщ реальн. процессов, происх. в природе, о-ве и мышлении. Вещи и явления есть то, чем они становятся в пр-се развития, и в них, как тенденция, заложено их будущее, то, чем они станут. Противоречие - движущ сила и источник всякого развития.

41.Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей.

1) Закон перехода кол-ва в качество и качества в количество. Суть: кол-ые изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым кач-ым изменениям. Переход кол-ва в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изм-ие качества. Хар-ки (категории) закона: кач-во, кол-во, мера, скачок, свойства и отношения. Первая всеобщая сторона вещей - специфичность - будет обозначена категорией качества, вторая связанная с однородностью и измеримостью – кол-ва. Кач-во - внутренняя специфическая определённость вещи. Кач-во - есть внутренняя определённость вещи (вещь сохраняет свою природу в каких-то широких пределах, за которыми она приобретает другую определённость, другое качество. Второй момент в определении качества - специфичность. Будучи определённой, вещь всегда специфична, т.е. отлична от других вещей, в которые она может перейти. Кач-во - целостная хар-ка вещи, св-ва – множ-ая хар-ка. Вещь обладает одним кач-ом и многими св-ми. Свойство - это выражение качества вещи в отношении к другой вещи; признак вещи. Свойства не возникают, а обнаруживаются при взаимодействии вещей (химические свойства, свойства личности). Чтобы выявить свойства вещи, надо встать к ним в определённые практические отношения, опосредованные орудиями труда. Отношение - связь вещей, их устойчивое взаимодействие. Вещь - качество - свойство - отношение. Вещь не существует без свойств и отношений, однако свойства и отношения принадлежат вещи. Количество - внешняя специфическая определённость вещи. Характерным признаком количества является его делимость на однородные элементы. Количество может быть определено через перечисление его видов: это всё что может быть выражено величиной, размерами, степенью и т.д. качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь называется мерой. Мера - диалектическое единство качества и количества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняются качественная определённость предмета. Единство качества и количества. Граница существования данной вещи. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (возникновение жизни, возникновение и смена общественно-экономических формаций, новые виды растений). Эволюция - постепенные количественные и качественные изменения. 2) Закон единства и борьбы про­тивоположностей является ядром диалектики. Суть его со­стоит в том, что развитие объективной реальности и процесс ее познания осуществляется путем раздвоения единого на проти­воположности, в борьбе которых и происходит развитие. В этом смысле диалектика и есть изучение противоречия в самой сущности предметов: ничто не движется без противоречий. 3) Закон отрицания отрицания - это закон противоречивого развёртывания целостной сущности. Каждое конечное является результатом и своего рода отрицанием предшествующего ему бесконечного процесса развития материи, всякое конечное может быть рождено только бесконечностью. В свою очередь последующее бесконечное развитие выступает в качестве отрицания этого конечного.

42.Мораль и нравственность. Нравственность как проявление духовности человека. Нравственные качества личности.

Под моралью обычно понимают нормы и ценности, регули­рующие поведение людей. В более строгом понима­нии - совокупность норм и ценностей, которые ориентируют людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единства. Идеал единства выражается в солидарности и братской (мило­сердной) любви.

Мораль выступает как выражение потребности индивида строить гармоничные отношения с другими, общественная форма отношений между людьми, мера их человечности. Ос­новными формами объективации морали являются добродете­ли (совершенностные личностные качества), например, прав­дивость, честность, доброта, и нормы, содержащие критерий оценки общественно поощряемых действий (требования, запо­веди, правила) например, «не лги», «не кради», «не убий». Со­ответственно этому анализ морали можно проводить в двух на­правлениях: моральное измерение личности и моральное изме­рение общества.

Начиная с греческой античности мораль понималась как ме­ра господства человека над самим собой, показатель того, на­сколько человек ответственен за себя, за то, что он делает, т.е. как господство разума над аффектами. Разумное поведение яв­ляется морально совершенным тогда, когда оно направлено на совершенную цель - цель, которая считается безусловной (аб­солютной), признается в качестве высшего блага. Высшее благо придает осмысленность человеческой деятельности в целом, выражает ее общую позитивную направленность. Люди по-разному понимают высшее благо. Для одних это наслаждение, для других - польза, для третьих - любовь к богу и т.д. Наце­ленность разума на высшее благо обнаруживается в доброй во­ле.

43.Сущность эстетического. Развитие взглядов на прекрасное в истории философии.

Эстетика - это наука об исторически обусловленной сущно­сти общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, освоении, а также философская наука о наиболее общих прин­ципах эстетического освоения мира в процессе любой деятель­ности человека, и, прежде всего, в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Как это происходит во многих науках, эстетика претерпева­ла изменения своего предмета в процессе развития. Современ­ное определение предмета включает в себя изучение:

1) объективно-эстетического, понимаемого как природно-социальное и предметное основание эстетического знания и эстетической потребности;

2) творческо-преобразующей практики эстетического субъек­та, выраженной через эстетическую деятельность и созна­ние, а также через теорию и систему её категорий;

3) наиболее общих, универсальных законов художественного творчества и искусства.

Часть исследователей считает, что центральной категорией эстетики является эстетическое, определяемое как совершенное в своем роде. Совершенство предполагает полноту бытия объ­екта, это свойство такого объекта действительности, в котором наиболее явно выражаются признаки рода природного, соци­ального и духовного бытия. Эстетическое как совершенное об­наруживается и возникает в результате материально-духовной практики человечества, т.е. оно имеет двоякое происхождение: с одной стороны, оно объективно осваивается и преобразуется в практике (прекрасное в природе и в обществе), с другой - оно есть объективный результат этой практики ( в эстетическом идеале и искусстве).

Объект => Эстетическое <= Субъект

В результате столкновения в процессе духовно-практического освоения мира объективного состояния и субъ­екта социальной жизни, природного (материального) и идеаль­ного (духовного) возникает и функционирует новый объектив­ный феномен - эстетическое. Эстетическое выступает универ­сальной категорией. Помимо неё можно выделить три группы категорий, которые отражают:

1) объективные состояния /прекрасное, возвышенное, трагиче­ское, комическое/;

2) духовно-практическое освоение мира /эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство/;

3) мир субъекта социальной жизни /искусство, художествен­ный образ, творчество/.

Одну из важнейших эстетических категорий - пре­красное - можно определить как совершенное, гармоническое. В прекрасном с наибольшей полнотой выражено позитивное совершенство, тенденция развития в природе, обществе и ду­ховной жизни. Гармонию чаще всего понимают как внешнее непротиворечивое целое, в котором все элементы уравновеше­ны. В понимании прекрасного как совершенной гармонии очень важным является то, что гармония есть объективное свойство природной, социальной и духовной действительности.