Смекни!
smekni.com

Философия множественности миров (стр. 2 из 2)

Такое видение мира требует обоснования необходимости иерархической структуры в сложных организованных системах и разработку алгоритма выявления и построения такой структуры. Несомненно, деятельность огромного числа элементов, подчиненных общей цели, нуждается в координации из общего центра. Кроме того, согласно теории информации координация работы системы из общего центра – наиболее рациональна и требует минимума сигналов, когда система имеет иерархическую структуру. Иерархической структуры требует и необходимость перераспределение вещества и энергии между взаимодействующими органами систем. Многоступенчатая иерархия структуры управления организмом наиболее обстоятельно была изучена Н.А.Бернштейном 6.

Итак, мы приходим к иерархической мегасистеме существующих миров, которые взаимодействуют между собой на основе принципа подчинения Хакена 7, расширенного за рамки одной системы. Мир для человека начинает звучать подобно ричеркару Баха. К сожалению, итоги познания и инструментарий передачи опыта, при любой их обильности, почти не влияют на подлинные отношения человека к миру, на стимулы его поступков. Синергетика утверждает, что порядок возникает из хаоса. Но возможен и обратный процесс, когда хаос возникает в результате нарушения порядка. Возможны две основные причины такого нарушения. Одна из них – это естественное развитие системы, в ходе которого она перестает соответствовать первоначальной целевой функции. Вторая причина состоит в искусственном нарушении порядка: из-за субъективного вмешательства человека в процесс управления системой, перенасыщения ее излишними элементами, либо несвойственными ей функциями, неоправданного ее количественного роста и пр. И все высочайшие знания и умения, даже глубочайшее понимание явлений – здесь только материал. Подлинный результат только один – утилитарно-потребительское, “преобразовательное” отношение к природе должно смениться на взаимодействие с ней по принципу “коэволюции” (идея, развиваемая Н.Н.Моисеевым). Отношение к другому человеку не как чему-то внешнему, а как к необходимому компоненту меня самого, диалог с ним, в ходе которого меняется каждый его участник (идеи М.М.Бахтина). Наконец, осознание роли культурной традиции включенности каждого индивида, сообщества и общества в эти традиции, постоянного взаимодействия настоящего и прошлого – вот некоторые направления, по которым может идти изменение технологической цивилизации.

Список литературы

Яковленко С.И. Философия незамкнутости // Вопросы философии . 1996. № 2.

Штеренберг М.И. Проблема Берталанфи и его определение жизни //Вопросы философии. 1996. №2.

Кузьмин М.В. Экстатическое время // Вопросы философии. 1996. № 2.

Яковленко С.И. Внешняя стохастизация макросистемы и дискретность состояний микрообъектов // Вопросы философии. 1993. № 11.

Эйген М., Винклер Р. Игра жизни. М. 1979.

Тьюринг А. Может ли машина мыслит.М.1960.

Хакен Г. Синергетика. М.1980.