Смекни!
smekni.com

Суд бытия: судьба как предмет философско-этимологического анализа (стр. 2 из 2)

Аналогично и в грузинском языке(*3) ;Беди; - судьба, но суд - ;сасамартло;, происходящее от ;самартали; - право, в свою очередь, оно происходит от ;мартали;, что означает правдивый, а его этимоном является слово ;марти; - сноровистый (делающий что-нибудь быстро, но при этом правильно, истинно).

5. Философема судьбы

5.1. Судьба как вердикт суда

Выяснив родство, этимологическую близость слов ;суд;, ;судьба;, мы видим довление прежде всего значения этимона ;суд; как ;разбирательства дел в суде;, государственном органе, ведающим ;разрешением гражданских споров и рассмотрением уголовных дел;, либо общественном органе, рассматривающем ;проступки членов какого-н. коллектива; [8, с. 675]. Довление этого значения обусловлено правовой традицией современного общества (цивилизации), восходящей (или порожденной) к появлению правовых способов урегулирования различных жизненных ситуаций в Древнем Риме. Конкатенация ;суд-судьба;, естественно, намного древнее правовой культуры общества и, как мы могли видеть, восходит к временам, когда права в его древнеримском понимании и осуществлении еще и в помине не было, т.е. к временам мифологического сознания древнего человека. Поэтому мы должны заключить отсюда, что ;суд; имеет первоначальное значение ;суждения;, или приводящееся у Ожегова последнее, пятое, значение - ;мнение, заключение;(*4).

Лишь намечая линию развития от мифологемы судьбы к ее философскому осмыслению и постижению и имея в виду указанную выше конкатенацию ;суд-судьба;, приведу знаменитое изречение Анаксимандра: ;Из чего происходит рождение всего сущего, в то же самое все исчезает по необходимости. Все получает возмездие друг от друга за несправедливость и согласно порядку времени;. По мнению Дж. Томсона, выражение ;получает возмездие; взято из этическо-правовой практики родового общества, а античная философия зарождается именно в лоне мифологического мироотношения. Так что судьба для родового сознания выражала, в частности, момент необходимости, внешне налагаемой на поведение и саму жизнь человека, момент ;осуждения; его - суд жизни.

5.2. Инволюция философемы

В философских словарях мы находим значение, закрепленное в латинском fatum, т.е. предопределенность, неизбежность, фатальность, что явилось следствием христианской традиции, в лоне которой и произошла инволюция смыслового поля ;судьбы;: ;понятие, выражающее представление о некой силе, предопределяющей все события в жизни людей; [9]; в [1] уточняется область применимости этого понятия: ;в мифологии, в иррационалистич. филос. системах, а также в обывательском сознании неразумная и непостижимая предопределенность событий и поступков человека;; ; предопределенность событий и поступков, совокупность всего сущего, которое влияет и не может не влиять на бытие человека, народа и т.д.;.

По-видимому, И. Кант был из тех немногих философов, которые интуитивно понимали (или ощущали) всю глубину (может быть, лучше даже сказать - бездну) смысловых наитий, открывающихся пристальному взору. Не поэтому ли в его знаменитой ;Критике чистого разума; это слово встречается всего лишь единожды (!) и то в негативном смысле(*5) : есть ;узурпированные понятия, например: счастье, судьба, широко распространенные при почти всеобщей снисходительности, но иногда вынуждаемые ответить на вопрос quid juris; в последнем случае дедукция их доставляет немало затруднений, так как ни исходя из опыта, ни исходя из разума, нельзя привести ни одного ясного основания, которое объясняло бы право пользования ими; [2, с. 92].

6. Итоги

Идея судьбы в определенном плане за последние тысячелетия претерпела в своей эволюции негативные изменения, связанные, в частности, с потерей части важной смысловой нагрузки в мировоззренческом аспекте. Мы практически утратили в понятии ;судьба; конкатенативную связку ;суд-суждение (вердикт, если хотите)-судьба;. По существу, как показывает философское и современное литературное словоупотребление, за ;судьбой; закрепились те значения, которые можно свести к понятию предопределенности, неизбежности и пр. И если для обыденного словоупотребления это еще является допустимым, то отнюдь не для философского(*6).

Положительная экспликация понятия ;судьба; настоятельно требует углубленного философского обоснования - необходима философская теория Судьбы (в рамках которой судьба и раскрылась бы нам как Суд жизни, Суд бытия).

Есть суд совести - нравственность. Но есть и суд бытия - онтология. Судьба.- Суд бытия - суть бытия...

Т.е. свертывании первоначального богатства значений и смыслов, заложенных в ней, при ее трансформации из мифологемы в философему (и даже оставаясь в рамках современного мифологического сознания, мы все равно имеем дело с инволюцией - наследием того неизгладимого отпечатка, который наложило на современное сознание христианство).

Как у любого слова архетипического ряда, зачастую несущего в своем смысловом поле прямо противоположные значения.

Автор приносит благодарность М.Д.Купарашвили за любезную консультацию по этому вопросу.

Также приведенный фразеологический оборот в этой словарной статье свидетельствует об этом: пока суд да дело - ;пока что-н. происходит, длится, тянется;, т.е. делу противопоставляется суждение, или говорение (слово).

А во второй его Критике, ;Критике практического разума;, вообще ни разу (!).

Здесь неуместно сколь-нибудь подробное рассмотрение вопроса о том, почему для философии неприемлемо данное понимание судьбы как некоей предопределенности, ибо последняя, в какие бы она одежды не рядилась, - религиозные ли, сциентистские ли,- не перестает быть крайне лживой и запутанной теорией будущего.- Футурология как предопределенность есть упразднение самой себя: вскрытие показало, что больной умер от вскрытия.

Список литературы

Аверинцев С.С. Судьба//Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 663.

Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

Краткая философская энциклопедия. М., 1994.С. 442.

Лосев А.А. Мойры//Мифологический словарь.М., 1991. С. 374.

Мифологический словарь.

Мюллер В.К. Англо-русский словарь. М., 1978.

Ницше Ф. Антихристианин//Сумерки богов. М., 1989. С. 42.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1985.

Философский словарь. М., 1991. С. 442.