Смекни!
smekni.com

Проблема истины (стр. 1 из 4)

Проблема истины


СОДЕРЖАНИЕ
по проблемеистины
подход к проблеме истины
истины у Вл.Соловьева

_ВВЕДЕНИЕ ..
- 4 -

(имеется в виду не только научные термины, но и искусс-
тво). Итак, изначально человеком может исследоватся окру-
жающий мир, но лишь "отраженный", интерпретированный в че-
ловеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях.
Позтому для расширения наших знаний о мире необходимо рас-
ширение, углубление и уточнение терминов и понятий, ис-
пользуемых человеком. Сам процесс умственной деятельности
познается через такой же умозрительный процесс, и в итоге
несет минимум информации о самом человеке. Человечество
неоднократно предпринимало попытки научного исследования и
систематизации вопросов возникновентя новых понятий, ис-
пользуя лишь "интуитивные" способности к постижению ново-
го. Расширение понятий возможно лишь в ходе исследований
самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек
будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мыш-
ления, тем ярче и многообразнее будет казатся окружающий
мир.

- 5 -
- 6 -

ния и развития науки логики необходимо опиратся на непре-
ходящее бытие. Лишь тогда возможно применение законов ло-
гики.
"...не имеет смысла судить об истине на том основании,
что окружающие нас вещи явно изменяюются и никогда не ос-
таются в одном и том же состоянии. Ибо в поисках истины
необходимо отправится от того, что всегда находится в од-
ном и том же состоянии и не подвергаются никакому измене-
нию" (см. [1], т.1, стр. 251)
"...если существует движение и нечто движущееся, а дви-
жется от чего-то и к чему-то, то движущееся должно быть в
том, от чего оно движется и [затем] не быть в нём, дви-
гаться к другому и оказываться в нем, а противоречащее
этому не может быть (в то же время) истинным вопреки их
мнению" (см. [1],т.1, стр. 281-284)
По Аристотелю, для нашего познания единичное бытие есть
сочетание "формы" и "материи". В плане бытия "форма" -
сущность предмета или те определения самого по себе су-
ществующего предмета, которые могут быть сформулированы в
понятии о предмете. То, с чем может иметь дело знание,
есть только понятие, заключающее в себе существенные опре-
деления предмета. Напротив, если мы отвлечемся от понятия,
то из всего содержания самого предмета останется то, что
уже ни в каком смысле не может стать предметом знания.
Чтобы знание было истинным, оно, по Аристотелю, не
только должно быть понятием о предмете. Кроме того, самим
предметом познания может быть не преходящее, не изменчи-
вое, не текущее бытие, но только бытие непреходящее, пре-
бывающее. Такое познание возможно, хотя отдельные предме-
ты, в которых только и существует непреходящая сущность,
всегда только предметы преходящие, текучие. И такое позна-
ние может быть только познанием "формы". Эта форма каждого
предмета вечна: она не возникает и не погибает. У Аристо-
теля истина рассматривается как высшая форма бытия. Чело-
век, постигая истину, приближается к совершенному бытию.
Но на этом пути много трудностей.
"Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом
легко. Это видно из того, что никто не в состоянии достичь
ее надлежащим образом, но не каждый терпит полную неудачу,

- 7 -

а каждый говорит что-то поодиночке, правда, ничего или ма-
ло добавляет к истине, но, когда всё это складывается, по-
лучается заметная величина.
...Верно также и то, что философия называется знанием
об истине. В самом деле, цель умозрительного знания - ис-
тина, а цель знания, касающегося деятельности - дело: ведь
люди деятельные даже тогда, когда они рассматривают вещи,
каковы они, исследуют не вещи, а вещь в её отношении к че-
му-то и в настоящее время. Но мы не знаем истины,не зная
причины.А из всех вещей тем или иным свойством обладает
та, благодоря которой такое же свойство присуще и другим;
наиболее истинно то, что для последующего есть причина его
истинности. Позтому и начала всего существующего должны
быть наиболее истинными: они ведь истинны не временами, и
причина их бытия не в чем-то другом, а наоборот, они при-
чина бытия всего остольного; таак что в какой мере каждая
вещь причасная бытию, в такой и истине". (см. [1],т.1,
стр. 94)
Аристотель также выделяет проблему, впоследствии став-
шую камнем преткновения в философии: на основе чего стро-
ится познание человела о мире - на основе эмпирического
опыта или в результате мыслительной деятельности? Если
имеет место и то и другое, то каково их соотношение? "Ис-
тинное и ложное означают следующее: истина есть удостове-
рение (как бы) на ощупь и сказывание (ведь не одно и то же
утвердительная речь и сказывание), а когда нельзя таким
образом удостовериться, имеется незнание (в самом деле,
относительно сути вещи ошибаться невозможно - разве что
привходящим образом,- и одинаково обстоит дело и с сущнос-
тями несоставными, ибо и относительно них ошибиться нель-
зя; и все они существуют в действительности, не в возмож-
ности, ибо иначе они возникали бы и уничтожались; а сущее
само по себе не возникает и не уничтожается, ибо оно долж-
но было бы возникать из чего-то; поэтому относительно то-
го, что есть бытие само по себе и в действительности,
нельзя ошибаться, а можно либо мыслить его, либо нет. От-
носительно его ставится вопрос только о сути, а не о том,
такого ли свойства оно или нет).
Что же касается бытия как истины и небытия как ложного,

- 8 -

то в одних случаях, если связывают (связанное на деле),
имеется истинное, если же такого связывания нет, то - лож-
ное, а в других случаях, когда имеется одно, если оно
действительно сущее, оно есть только таким-то образом; ес-
ли же оно таким-то образом не существует, и истина здесь в
том, чтобы мыслить это сущее, а ложного здесь нет, как нет
здесь и заблуждения, а есть лишь незнание".
(см. [1],т.1, стр. 249-250)
Таким образом, мы видим как трактовалась в древнегре-
ческой философии проблема истины. В частности, какое зву-
чание эта проблема приобрела у Аристотеля. Необходимо от-
метить, что отправной точкой для исследования истины, у
него служит положение о необходимости опираться на непре-
ходящее бытие. Разум человека рассматривается как инстру-
мент постижения истины, в поисках которой необходимо лишь
опираться на формальные законы логики.







- 9 -
- 10 -

существовавшей до него логической мысли . "Теперешняя ло-
гика,-пишет Кант,- происходит от Аристотелевой Аналитики.
Этого философа можно считать отцом логики. Он изложил ее
как органон и подразделил на аналитику и диалектику. Его
трактование весьма схоластично и сводится к развитию самых
общих понятий, лежащих в основе логики, отчего, однако,
нет пользы, кроме той, что отсюда получаются обозначения
различных действий рассудка, так как почти все он сводит к
пустым тонкостям.
Впрочем, со времени Аристотеля логика не много обогати-
лась по содержанию, да это и невозможно в силу ее природы.
Улучшаться же она может в отношении точности, определен-
ности и отчетливости. Есть лишь немного наук, достигших
столь устойчивого состояния, что они более не изменяются.
К таковым принадлежит логика... Аристотель не упустил ни
одного момента рассудка, и в этом отношении мы лишь точ-
нее, методичнее и аккуратнее."
Но формальную логику Канта нельзя считать продолжением
и развитием логики Аристотеля. Логика для Канта - собрание
чисто формальных правил, служащих лишь для согласования
мыслей. Логика, по мнению Канта, не может быть методом
достижения обьективной истины, орудием отыскания новых ре-
зультатов.
В работах Канта делается попытка взглянуть на процесс
познания не извне, а изнутри человека. Показывается огра-
ниченность способности человеческого познания.
"Все то, что противоречит законам рассудка и разума ,
невозможно при всех случаях; однако с тем, что, будучи
предметом чистого разума, не подчиняется только законам
созерцательного познания, дело обстоит иначе. Ведь это
расхождение между чувственной и рассудочной способностью
указывает только на то, что ум часто не может выразить
конкретно и превратить в созерцание те абстрактные идеи,
которые он получил от рассудка. Но эта субьективная труд-
ность, как это нередко бывает, ошибочно кажется каким-то
обьективным противоречием и легко вводит в заблуждение лю-
дей неосмотрительных, заставляя их принимать границы чело-
веческого ума за пределы, в которых содержится сама сущ-
ность вещей".(см. [6],т.3, стр. 310-312)

- 11 -

Философия, изучавшая знание в существовавших в науке
того времени образцах, пришла по крайней мере, к двум
сформировавшимся позициям. Всегдашяя незавершенность опыта
приводила рационалистов к выводу, что только разум может
сообшить знанию всеобщность и необходимость. А потому зна-
ние производится разумом. Эмпиризм, напротив, не менее
убедительно доказал, что без чувств, без ответа никакое
знание возникнуть не может и, следовательно, знание - про-
дукт опыта. Наверное, можно согласиться с Н.К.Вахтоминым,
(см. [8], стр. 27-29) утверждающим следующее: "Принимая во
внимение эти взгляды, Кант стал рассуждать следующим обра-
зом. Он принял мысль, что опыт страдает незавершенностью.
Совершенство знанию сообщает разум, приписывающий обьектам
то, что он берет из самого себя. Разум в широком смысле
слова означает самодеятельность субьекта, включающую в се-
бя как априорные формы рассудка (категории), так и априор-
ные идеи, производимые разумом уже в узком смысле этого
слова. Априорные формы чувственного созерцания и рассудка,
отличающиеся от опыта, сообщают достоверность знанию, по-
лучаемому в опыте".
Это новая позиция по сравнению со взглядами как рацио-
налистов, так и эмпириков. Итак, если предшественники Кан-
та проблему происхождения знания ставили в форме дилеммы
(знание- продукт опыта, и знание производится разумом), то
Кант решал ее так: научное знание возникает благодаря опы-
ту посредством априорных форм созерцания и рассудка.
Наряду с конкретно-научным знанием необходимо было обь-
яснить своеобразие философского знания. Такая задача не
ставилась предшественниками Канта. Кант предложил следую-
щее: философское знание выходит за пределы опыта, если в
ответе даны явления, составляющие содержание конкретно-на-
учного знания, то философское знание относится к вещам са-
мим по себе, таким, как душа, свобода, бог. Это знание,
покидающее сферу опыта, не может претендовать на достовер-
ность. Оно-предмет веры и необходимо лишь для практической
деятельности. В отношении к вещам самим по себе Кант ус-
матривал своеобразие философского знания. А так как это
знание не может претендовать на достоверность, то филосо-
фия, как отрасль знания, нуждается в преобразовании. Она