Смекни!
smekni.com

Запад есть запад, восток есть восток (стр. 2 из 2)

почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип

Конфуция. Основные взгляды Конфуция (Кун-цзы, родился прибли-

зительно 551 - умер 479 до н.э.) изложены в книге "Беседы и

суждения" ("Лунь юй"), которая представляет собой запись из-

речений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и после-

дователями.

Боги не властвуют над природой, а являются ее частью и

находятся в зависимости от нее. Пример: на Западе монахи вели

праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и

обеспечивает райское блаженство. В индуизме же аскетизм -

способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшель-

ник-аскет благодаря ему приобретал от Вселенной такую силу,

что мог налагать на богов проклятье и насылать на них всячес-

кие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко сле-

дуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с

точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший

бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в

порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это

подаяние и существует его семья. Периодически такая жизнь

становится ему в тягость, и он горько жалуется на свою нес-

частную долю (остальные, мол, боги живут в довольстве, а он

нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его

сверхъестественной силы, он не отказывается от него. В довер-

шение всех несчастий у него возникают скандалы с женой, пото-

му что подаяний он приносит мало и т.д.

Еще одной религией, возникшей на Востоке и ставшей впос-

ледствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда од-

новременно является и неким космическим разумом, с которым

стремятся слиться его последователи путем освобождения от су-

етных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, зас-

тавляющих рождаться вновь и вновь в разных обликах. Таким об-

разом, достигнув нирванны (просветления), человек переходил в

новое качество - неземное.

И, наконец, в даосизме, возникшем в Китае, бог как тако-

вой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - не-

кая первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя

им, человек становится совершенным.

Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенс-

твования, а через них и совершенствования окружающего мира.

Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока сос-

тавляла вера в бесконечную цепь смертей и возрождений каждого

человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик

надо было заслужить праведной жизнью. В противном случае мож-

но было возродиться кем угодно. Подобная теория породила

представление о вечном движении всего живого в замкнутом цик-

ле ( все когда-то уже было и когда-нибудь повторится вновь).

Отсюда происходит и знаменитый фатализм Востока - вера в

невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы.

Вот как рассуждает Конфуций, заехавший в разбойничьи зем-

ли:"Если небу угодно погубить мудрость, заключенную во мне -

так и будет. А если нет, то что могут сделать мне эти разбой-

ники?".

Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной

цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический

образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан.

Причем обязанностью этой не тяготится, а признает ее вполне

естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы

подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижес-

тоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого пос-

леднего из его подданных. Человек обязан жить строго опреде-

ленным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом

плане показателен пример японских самураев - военного сосло-

вия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан

был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Та-

ким образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть

иначе, чем по установленному обычаю.

Социальные структуры Востока причудливы и пестры. Здесь

и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной

социальной группы в другую путем сдачи государственных экза-

менов (Китай). Сын крестьянина, таким образом, мог попасть на

самую верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории

случай, когда повышение образования означало одновременно по-

вышение социального статуса.

Не менее причудливыми были и политико-экономические фор-

мы. Так, империю Тан в Китае именуют феодальным государством.

Однако со своих земель китайская знать не получала ни гроша.

Все доходы поступали в казну, а уж оттуда ( в виде жалования)

- к феодалам, занимавшим различные посты в государственном

аппарате. Этим они низводились фактически до роли простых чи-

новников.

Вообще надо иметь в виду, что несмотря на общие для всей

восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в

нее, были и существенные отличия в традициях, образе мышле-

ния, путях развития. Даже общий для всех стран Востока буд-

дизм и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали

свои особые, неповторимые формы. Что общего между японским

самурайством, презиравшим нижестоящие сословия, и странствую-

щими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться за

обиженных и отстаивать справедливость?

Наконец, если Индия и Китай развивались исключительно

самобытно, то Япония во многом шла путями заимствования и

преобразования на свой лад их философии, военного искусства,

традиций, наук и т.д.

Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна,

пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она

защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой

лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы,технически

более развитой, несущей совершенно иную программу и стремя-

щейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большая Советская Энциклопедия, том 13.

2. Всеобщая История Искусств, том 1.

3. Основы современной цивилизации,

под редакцией проф.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой.