Смекни!
smekni.com

Информационное общество (стр. 4 из 6)

Второй вариант - нахождение пути, ориентированного на чисто российские критерии и характеристики качества жизни, социально-культурные особенности и требующего в сегодняшних социально-экономических условиях лишь минимальных капиталовложений со стороны государства. Этот путь нетрадиционный, неапробированный. Однако он требует хотя бы минимальных темпов экономического роста, политической стабильности в обществе и политической воли исполнительной и законодательной власти, поставившей перед обществом задачу перехода к информационному обществу как задачу высокого приоритета.

Для реализации первого пути требуется получить основные объемы инвестиций из зарубежных источников или от отечественных коммерческих структур и населения. Оба варианта не реальны - сегодня и в обозримом будущем никто такие средства не даст, т.к. уверенности в их возврате у зарубежных кредиторов нет, да и “выращивать” за собственные деньги конкурента никто не будет. Получить средства от собственных коммерческих структур и населения в ближайшие годы не представляется возможным - для этого необходимы существенно более высокий уровень развития этих структур, заметное оживление рыночных преобразований и повышения качества жизни населения.

Следовательно, приемлем только второй путь.


Провинциальный российский Интернет довольно активно развивается. За год в небольших и небогатых городах типа Пскова и Владимира количество пользователей Сети удвоилось. Между тем богатые природными ресурсами денежные регионы представлены в Интернете бедно. Некоторые эксперты утверждают, что нестоличный Интернет движим скорее личным энтузиазмом пользователей, нежели коммерческой оправданностью.

Агентство Monitoring.ru ежеквартально проводит исследования, посвящённые текущему развитию российского Интернета. Летом нынешнего года были получены следующие данные:

Москва и Петербург Европейская часть России Урал и Западная Сибирь Восточная Сибирь и Дальний Восток
Ядро (%) 36,7 41,5 8,6 13,2
Недельная аудитория (%) 36,1 38,6 12,2 13,1
Максимальная аудитория (%) 26,7 40,3 18,4 14,6
Всё население (%) 8,5 56,0 21,9 13,6


Максимальная аудитория -- все посетители Интернета
Недельная аудитория -- все, кто посещает Интернет минимум раз в неделю
Ядро аудитории -- те, кто проводит в Интернете не менее 3 часов в неделю

Источник: Monitoring.ru


Из таблицы видно, что в Москве и Петербурге аудитория Интернета относительно более активна: приходящийся на две столицы процент недельной и ядра аудитории превышает процент максимальной аудитории. В Москве и Петербурге, как и следовало ожидать, распространённость Интернета выше средней по России -- на 8,5% населения приходится 36% недельной аудитории, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке она близка к средней, в Европейской части России, на Урале и в Западной Сибири -- ниже средней.

Небезыинтересны и данные о технической оснащённости потенциальных пользователей в различных регионах.

% от макс. аудитории Интернета Москва и Петербург Европ. часть России Урал и Западная Сибирь Восточная Сибирь и Дальний Восток Вся макс. аудитория
Нет компьютера, нет телефона 0 20 17 32 16
Есть телефон 100 73 78 62 80
Есть компьютер 60 38 28 44 43
Есть компьютер, телефон, модем 60 31 23 39 38
Есть компьютер, телефон, модем 35 18 11 24 22
Есть телефон, компьютер, модем и выход в Интернет 26 18 10 24 19


Источник: Monitoring.ru


Здесь видим ту же ситуацию, что и в распределении аудитории Интернета по стране. Пользователи в Москве и Петербурге лучше технически оснащены, чем в регионах. При этом в Восточной Сибири и на Дальней Востоке, например, хуже, чем в среднем по стране, оснащённость телефонами среди пользователей, но зато по наличию домашнего выхода в Интернет эти регионы вплотную приближаются к столицам.

Лидерами в использовании Интернета в регионах являются региональные центры. Именно города, насчитывающие от 300.000 до 1.000.000 жителей, дают более 60% всей сетевой аудитории. Интересны и сведения, касающиеся распределения максимальной аудитории Интернета по федеральным округам. Согласно данным Monitoring.ru, наиболее отсталым здесь является Уральский округ -- максимальная аудитория здесь насчитывает менее 5% от общего населения, затем следуют Северо-Западный, Приволжский и Южный округи (в них максимальная аудитория колеблется в пределах от 6% до 9%). Лидируют Центральный, Сибирский и Дальневосточный округи (10% и более).

Исследовательская компания "KOМКОН-Вектор", директором которой является Пётр Залесский, предоставило нам информацию о динамике развития российского Интернета за последний год. По результатам исследований Web-Вектор, за год с весны 1999 по лето 2000 в городах с населением свыше 1.000.000 человек количество пользователей Интернета увеличилось в 1,5 раза, в городах, насчитывающих от 500.000 до 1.000.000 жителей -- в 1,3 раза. Наибольшего показателя доля новых пользователей достигла в областных и районных центрах с населением от 250.000 до 500.000 человек -- аудитория увеличилась вдвое. По динамике развития, согласно сведениям "КОМКОН-Вектор", вперёд выходят Уральский и Западно-Сибирский регионы, особенно крупные промышленные центры -- Екатеринбург, Челябинск, Тюмень. Примечательно, что, исходя из оценок Monitoring.ru, именно Урал являлся в середине лета нынешнего года наиболее отсталым (в плане развития Сети) регионом в России. Как утверждает Залесский, активно развивается Интернет в Поволжье -- Казани, Самаре и Саратове. В каждом из этих городов количество пользователей превысило стотысячный рубеж (это примерно 5-6% от общего населения старше 10 лет).

В принципе, на основе беглого анализа вышеизложенных статистических данных можно было бы попытаться нарисовать портрет обобщённого "провинциального" пользователя, выделить наиболее "перспективный" тип, заявив, скажем, что в Нижнем Тагиле (население четыреста тысяч, Уральский регион, промышленный центр, относительно небедный город, есть вузы) следует ожидать всплеска интернет-активности, именно туда стоит направить инвестиции, именно в расчёте на этот и похожие города стоит разрабатывать свою бизнес-стратегию лидерам российского Интернета, по крайней мере, тем из них, кому мало Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, как утверждают многие эксперты, вряд ли кто станет рисковать деньгами лишь на основе этих выкладок. Рынок слишком молод, "находится в возрасте от трёх до пяти", и все тенденции ещё десять раз изменятся.

Так, Том Эдсхед (Tom Adshead), аналитик компании "Тройка Диалог" говорит, что пока не имеет смысла бежать впереди лошади: "в провинции на Интернет просто нет спроса, компьютеры для тамошних жителей слишком дороги, ёмкость телефонной сети низка, номеров не хватает и для простой связи, не говоря уже о выделенных линиях". Во всей нестоличной России, полагает Эдсхед, наиболее перспективен домашний пользователь, так как в офисах мало компьютеров, а руководство провинциальных фирм не понимает, зачем им нужен Интернет. Что касается наиболее перспективных в отношении Сети регионов, то здесь иностранный аналитик склонен оперировать скорее критерием необходимости, нежели прибыльности: "Север России богаче Центра и Юга, но там очень большие расстояния, людям тяжело связываться со своими родственниками. Интернет там, в первую очередь, даст ещё один способ моментальной связи".

Вице-президент по инвестиционным и стратегическим вопросам компании Port.ru Юрий Аммосов, в свою очередь, считает, что можно назвать ряд наиболее перспективных регионов: "это Северо-Запад, Урал, Дальний Восток и Западная Сибирь до Красноярска". Главный критерий уровня развития местной Сети -- "экономическое положение региона, уровень образования местного населения, степень развития коммерции и услуг". Аммосов даже рискнул набросать портрет наиболее типичного провинциального пользователя: "это не выдуманный персонаж, а реально существующая девушка, получившая пару дней назад бесплатный электронный адрес на почтовом сервисе Mail.ru. О себе она сообщила примерно следующее: живёт в Новгороде, пятнадцать лет, хочет стать врачом. Любит танцевать, компьютер (один) отец недавно купил для неё и брата. Никакого бизнеса здесь явно нет. А между тем девушка эта и есть наш целевой провинциальный пользователь".

Казалось бы, Россия -- страна, живущая за счёт газовой и нефтяной труб, природные месторождения находятся, ясное дело, не в Москве и Петербурге, бизнес денежный, и значит надо ждать сетевого бума в газпромовском Уренгое или потанинском Норильске. Но нет. Здесь наиболее показательна ситуация с одним из ведущих российских нефтяных концернов ЮКОС. Кстати, в отношении Интернета это детище Михаила Ходорковского всегда было весьма продвинутым. Между тем, как нам сообщили в пресс-службе концерна, "наша фирма активно использует Интернет и его закрытые сетевые аналоги типа Intranet для транспортировки документации лишь внутри "ЮКОСА". Есть у нефтяной компании и гуманитарный проект, связанный напрямую с провинциальным Интернетом -- компьютеризация школ, Федерация интернет-образования. Один из юкосовских пресс-релизов даже гласит по этому поводу, что проект осуществляется в целях "способствования формированию постиндустриального общества и высвобождения молодёжи из-под инертного влияния". Что же, в подобных проектах Ходорковский не одинок, вспомним хотя бы интернет-инициативу фонда Сороса.