Смекни!
smekni.com

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России (стр. 7 из 44)

Еще более усугубляло ситуацию то обстоятельство, что порядок применения предоплаты при расчетах за отгруженную продукцию на предприятиях, работающих на военного заказчика, практически не осуществим из-за отсутствия средств. Государственный бюджет, являющийся основным источником расходов на эту продукцию, в силу известных трудностей формирования и исполнения, не может досрочно оплачивать поставки. Это является и главной причиной крайне незначительных объемов авансирования работ с длительным циклом производства, что приводит к дополнительным финансовым трудностям.

Лавина взаимных неплатежей, провоцируемая обесценением оборотных средств, охватила не только финансовые потоки по линии государственного заказчика, но и взаимоотношения с предприятиями смежниками, а также с финансовой системой.

Традиционно регулируемая в условиях административной системы посредством общего зачета и погашения взаимной задолженности предприятий (министерств), просроченная задолженность обернулась в реформируемой экономике глубочайшим платежным кризисом.

Серьезных санкций к неплательщикам своевременно применено не было, в результате расплачиваться за полученную продукцию стало просто экономически невыгодно, так как размеры штрафов в несколько раз были меньше нормы банковского процента. Это провоцировало практически произвольное повышение цен на материально-технические и энергетические ресурсы, которое не могло быть, в силу отмеченных ранее причин, адекватно компенсироваться в ценах на готовую продукцию военного назначения.

Особой остроты платежный кризис достиг в 1994 году. За этот год кредиторская задолженность предприятий оборонных отраслей промышленности возросла в 3,6 раза, дебиторская - в 4,4 раза. При этом доля задолженности государственных заказчиков оборонной продукции была несколько снижена: с 43 % в 1993 году до 36% в 1994 году.

Анализ структуры кредиторской задолженности показывает, что продолжает расти задолженность за товарно-материальные ценности (ее доля увеличилась с 36% до 41%.), а также бюджету (с 14% до 24%) / 8 /.

Доля задолженности по заработной плате перед рабочими и служащими несколько уменьшилась (с 10,5% до 9%). Однако по-прежнему финансовое положение не позволяет всем предприятиям своевременно рассчитываться с работниками. Задержки достигают от 3 до 6 месяцев. Наряду с крайне низким уровнем заработной платы, задержки в ее выплате еще более усугубляют тенденцию по оттоку квалифицированных рабочих, специалистов и научных работников в другие сферы экономики.

В 1993-1994гг. диспропорции в военном производстве еще более тяжким бременем легли на финансы предприятий. Опасная тактика доведения до предприятий государственного оборонного заказа в объемах, значительно превышающих финансовые возможности государства, привела к тому, что предприятия были ориентированы на выпуск оборонной продукции в количестве, заведомо не могущем быть оплаченным государственными заказчиками.

Получив заказ, не подкрепленный финансами, большинство предприятий вынуждены были не только сделаться должниками коммерческих банков на кабальных условиях по ссудам для оплаты материалов и комплектующих изделий (сумма взятых ссуд оценивается в 300 млрд.рублей) , но и отвлекать отнюдь не лишние средства с гражданских производств , что поставило их практически на грань банкротства.

В 1994 году государственный заказ был откорректирован с учетом выделенных в бюджете средств лишь в сентябре-октябре. В результате корректировки объем государственного оборонного заказа был снижен почти наполовину, треть номенклатуры снята полностью, а по остальной были проведены уточнения в сторону сокращения. Однако к этому времени часть продукции, снятой с производства, уже была наработана, часть находилась в стадии высокой степени готовности. Только на производство такой продукции в течение 1994 года было отвлечено 1,4 трлн.рублей.

На примере одного из заводов Госкомоборонпрома России - завода им. Дегтярева - можно убедиться в порочности сложившейся практики доведения до предприятий завышенных заданий на выпуск оборонной продукции. На этом предприятии в 1994г. была изготовлена продукция военного назначения, которая затем была исключена из оборонного заказа, на сумму более 15 млрд.рублей. Так, по изделию №1 госзаказ в 300 единиц в октябре уточнен до 150, тогда как уже все 300 были произведены; по изделию №2, соответственно первоначальный госзаказ 3000 штук, уточненный - 1870 штук, изготовлено на момент снятия заказа - все 3000 штук.

Ценовая политика усугубила сложность вхождения в рынок предприятий оборонной промышленности, приводила к дополнительным расходам, связанным с приобретением материальных ресурсов по договорным ценам, превышающим фиксированные оптовые цены, принятые при расчете цены на конечную оборонную продукцию. Это увеличивало себестоимость продукции и снижало ее рентабельность, несмотря на то, что с середины 1994 года были введены дифференцированные нормативы рентабельности по видам оборонной продукции ( от 20% до 35%).

Рост себестоимости и, как следствие, безудержный рост цен наблюдался и при производстве гражданской продукции.

В 1994 году среднегодовой индекс роста цен на продукцию оборонных отраслей промышленности начал заметно снижаться и составил по продукции в целом 5,6 против 8,1 в 1993 году, в том числе по вооружению и военной технике соответственно 6,6 против 11,6; по гражданской продукции - 5,0 против 7,2 /70/.

Основными факторами по-прежнему являлись растущая стоимость потребляемых материальных ресурсов и оплата труда. При этом сохраняется тенденция опережающего роста цен на топливно-энергетические ресурсы, в результате чего удельный вес прямых затрат по топливу и энергии в затратах на производство вырос против уровня 1993 года на 2,5 пункта и составил 13,2%, а с учетом доли топлива и энергии в привнесенных материальных затратах и комплектующих изделиях удельный вес этих ресурсов увеличился до 25% в общих затратах на производство / 70/.

Постоянный рост затрат на производство и неадекватное ему повышение цен на производимую продукцию ( в определенной мере в связи с ее рыночной неконкурентоспособностью) привели к тому, что рентабельность гражданской продукции (к себестоимости) в 1994 году составила менее 7%, причем в отдельных кварталах она была в целом убыточной.

Такой низкий уровень рентабельности продукции, занимающей подавляющую часть общего объема производства комплекса, практически лишал предприятия собственной финансовой базы для производственного развития, содержания социальной инфраструктуры, дополнительного материального поощрения работников.

Анализ показал, что в 1992-1994гг. во всех отраслях оборонного комплекса наблюдалось снижение прибыли и рентабельности.

По итогам работы за 1994 год каждое четвертое предприятие оборонного комплекса было убыточно, тогда как в 1993 году их число не превышало 7% общего количества.

Одним из результатов такого финансового положения является резкое сокращение производственного потенциала отраслей оборонного комплекса. Так, доля основных средств по остаточной стоимости в балансе комплекса только за 1994 год снизилась с 54% до 23%, износ основных фондов превысил 45%. В условиях сокращения бюджетного финансирования инвестиционная активность может быть достигнута только на базе собственных финансовых ресурсов предприятий.

Однако анализ показывает далеко не благоприятные тенденции. Так, в 1993 году основными финансовыми ресурсами комплекса являлись: прибыль - 47%, кредиты - 18%, ассигнования из бюджета - 10%, амортизационные отчисления - лишь 3%. В 1994 году при увеличении в финансовых источниках воспроизводства амортизации до 15% (в основном за счет переоценки), доля прибыли составила лишь 18%, при этом значительно увеличилась доля бюджетных ассигнований (до 18%) и кредитов (до 42%) / 8 /.

Это свидетельствует о резком ухудшении финансовой устойчивости предприятий военно-промышленного комплекса.

Неблагоприятная динамика прибыли отмечалась и в целом по народному хозяйству: в 1992 году она составляла 32% к ВВП, в 1993 году - 23,5%, в 1994 году - менее 15%. Роль прибыли в народнохозяйственном механизме утрачена, ее функция стимулирования эффективной работы не находит предпосылок к реализации, в связи с чем и интерес к ней производителей практически утрачен.

Негативно сказывалась на финансовом положении предприятий оборонного комплекса и налоговая политика. В соответствии с действующей системой налогообложения общий объем налоговых платежей, отчислений во внебюджетные фонды и других обязательных изъятий составил в 1994 году 40 процентов от суммы выручки от реализации всей промышленной продукции оборонного комплекса. Налоговыми платежами всех уровней изымается 65% прибыли. Общее удорожание стоимости выпускаемой продукции только в связи с выплатами НДС, акцизов, спецналога превысило 17%. Около 20% затрат на производство продукции составляют различные налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

Недостаточность собственных источников финансирования потребностей предприятий, усугубляемая сложившимися хроническими неплатежами, не позволяла предприятиям своевременно и в полном объеме рассчитываться с бюджетами разных уровней и социальными фондами, что приводило к дополнительным санкциям в виде пени и штрафов, что еще более уменьшало прибыль, оставляемую в распоряжении предприятий. В 1994 году предприятиями комплекса было уплачено экономических санкций свыше 240 млрд.рублей, что составило почти 11% общей суммы прибыли и более 30% прибыли, оставляемой на предприятии.