Смекни!
smekni.com

Философия феминизма и культура (стр. 2 из 2)

В христианской культуре России женское начало онтологически вторично и подчинено мужскому началу. Это просматривается и в православных наставлениях, и в "Поучениях Владимира Мономаха", жившего в XII в., и в "Домострое" (с XVI до XX в.). Тем не менее, следует отметить, что наиболее почитаемой и любимой иконой на Руси была икона Божией Матери. Языческое почитание женского начала нашло свое выражение именно в этой форме.

Далее тенденция феминного и маскулинного выразилась в "философии пола" или иногда ее называют философией любви. Это своеобразное направление русской философской мысли. Оно представлено В. Соловьевым, Л. Карсавиным, Б. Вышеславцевым и др.

Следует особо сказать о В. Соловьеве. Для него Бог - Отец, но "душа мира" это - "Вечная женственность", она ассоциируется с Вечной женственностью. Принцип "Софии" имеет всеобъемлющее значение для мира и поэтому может получить различные определения. София как пассивное начало, посвященное богу и получающее от него свою форму, есть вечная женственность. "Для Бога Эго другое" (т. е. вселенная) имеет от века образ совершенной Женственности. Он хочет, чтобы этот образ был не только для него, но чтобы он реализовался и воплотился для каждого существа, способного с ним соединяться. К такой реализации и воплощению стремится и сама вечная женственность, которая есть живое духовное существо, обладающее всей полнотой сил и действий. Весь мировой исторический процесс есть процесс ее реализации и воплощения в великом многообразии форм и степеней" [6].

Как единственный центр воплощения идеи мира София есть душа мира, а в отношении к логосу она - тело Христово. Но тело Христово в своем всеобщем выражении есть Церковь. Поэтому София есть Церковь. И как женская индивидуальность, она воплощается в образе Девы Марии.

Здесь можно отметить нетрадиционный подход - ассоциация феминного с мудростью. Цель истории, по В. Соловьеву, состоит в достижении брачной мистерии, где участвуют Вечная природа (женское начало), человекобог (мужское) и Вечная премудрость (слияние мужского божественного и женского природного начал). Видимо, В. Соловьев пытался переосмыслить античные (платоновские) учения о любви-эросе и связать их с русской религиозной традицией.

У Н. Бердяева и В. Розанова мы найдем тему любви. Для Бердяева эротическая энергия - не только источник творчества, но и источник настоящей мистической религии. "Половая полярность есть основной закон жизни, может быть, основа мира" [7]. В. Розанов в книге "Уединенное" продолжает эту мысль Н. Бердяева, он пишет: "связь пола с Богом, большая, чем связь Ума с Богом" [8]. Как видим, для Бердяева и Розанова Бог и религия тесно связаны с любовью, страстью, эросом, т. е. тем, что в западной культуре традиционно трактуется как феминное.

Ортодоксально-богословское течение в философии любви представлено работами П. Флоренского, С. Булгакова, И. Ильина. Бог - есть любовь, он "caritas" - сострадание и милосердие, которые в свою очередь считались женскими качествами. Таким образом, божественное и феминное у них располагаются в одной части бинарных оппозиций.

Есть еще одно направление философии пола в русской культуре, оно представлено "западниками". Н. Чернышевский и его последователи рассматривали дифференциацию мужского и женского в культуре с социальной точки зрения [9]. Можно сказать, что в своих работах они обсуждали проблему дифференциации общества, ее "несправедливости" и необходимости преодоления данного положения вещей.

Можно отметить, что в русской социокультурной традиции есть своя специфика в понимании соотношения маскулинного и феминного. Во-первых, в русской теологии пола дифференциация мужского и женского начал рассматривается как духовный, а не онтологический или гносеологический принцип, что характерно для западной философии. Во-вторых, иная роль женского начала - божественное, духовное начало ассоциируется с феминным.

На первый взгляд кажется, что в русской культурной традиции женское феминное ценится больше, чем мужское, маскулинное, но если посмотреть глубже, то можно сделать вывод, что это не так. Женское начало постоянно присутствует в культурной традиции, но больше декларируется, чем учитывается в реальных социальных теориях и самой жизни.

Гендер (gender) - социальный пол, т. е. социокультурный конструкт, который общество надстраивает над физиологической реальностью

Список литературы

Феминизм: перспективы социального знания. М.,\,1992. С. 56 - 76.

Бок Г. История, история женщин, история полов // Thesis. 1984. No 6. С. 180.

Derrida G. Writing and Difference. Chicago, 1978. P. 278 - 279. Crammatology. Horkins, Univ. Press, 1976 P. 38 - 47.

Философия диалога Э. Левинаса // Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996. С. 159 - 181.

Рыбаков Б. Язычество Древних славян. М., 1981. С. 33 - 68.

Соловьев В. Собр. соч. Т. 1. М., 1994. С. 11.

Бердяев Н. Письма будущей жене. Л. Ю. Рапп. Эрос и личность (Философия пола и любви). М., 1996. С. 15 - 16.

Розанов В. Уединенное. СПб., 1994. С. 119.

Цит. по: Дружинин Н. М. Избр. тр. Революционное движение в России в XIX веке. М., 1985. С. 286.

Шуклин В.В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995. С. 39.

Славянская мифология. Энциклопедич. словарь. М., 1995. С. 335.