Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по философии (стр. 5 из 9)

37. Современная наука о структурной организации материи.

Материальный мир - это три взаимосвязанные системы:- неживая природа- живая природа- общество (социальная материя)В каждой из этих систем выделяются свои структурные уровни, генетически связанные между собой.Уровни организации материи - это классы объектов, сходных по строению, структуре.Основные структурные уровни неживой природы:1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны, кварки)2. Элементарный уровень (элементарные частицы, физический вакуум). Все элементарные частицы обладают корпускулярно-волновым дуализмом, то есть свойствами вещества и поля. Физический вакуум - это особое состояние материи, связанное с непрерывным появлением и исчезновением виртуальных частиц (потенций элементарных частиц). Физический вакуум может скачком перестраивать свою структуру (фазовые переходы). Учёные объясняют возникновение нашей вселенной путём взрыва, связанного с рождением элементарных частиц в результате одного из фазовых переходов в вакууме.3. атомы4. молекулы5. макротела6. планеты - особый тип макросфер, имеющий ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу.7. планетные системы, которые состоят из планет и звёзд8. галактики - включают планетные системы и звёзды9. системы галактик10. метагалактикаСовременная наука допускает существование других миров (внегалактических объектов)Микромир (1 - 4 уровни)Макромир (5 - 6 уровни)Мегамир (8 - 10 уровни)

Структурные уровни живой материи.На определённом этапе развития метагалактики в рамках некоторых планетных систем возникают условия для формирования из молекул неживой природы материальных носителей жизни.1. до клеточный уровень (ДНК, РНК, белки)2. клетки3. многоклеточные организмы4. популяции5. биоценоз, взаимодействий популяций между собой и окружающей средой (лес, болота, их обитатели)

6. биосфера, взаимодействие биоценозов между собой и атмосферой, биосферой.Уровни социальной материи.На определённом этапе развития в биосфере возникают особые популяции, которые преобразуют, благодаря орудийной деятельности, биологические формы своего существования в социальную жизнь1. индивид2. семья3. социальная группа4. классы5. нации6. государства7. Общество.Эти структуры исторически изменчивы.Люди создают <вторую природу> - <неорганическое тело> человека. Вернадский преобразованную с помощью труда и разума часть биосферы назвал ноосферой.

32. Религиозная фил. в 20в. Неотамизм

По своей сути религиозная мысль традиционна и догматична. Нелегко ответить на вопрос о причинах живучести и популярности тех или иных религиозных фил. течений.

33. Позитивизм и его эволюция.

Позитивисты отрицают все фил. проблемы, которыми занималась философия на протяжении многих лет. По их мнению фил. недолжна выходить за рамки позитивного, положительного знания. т.е. опытных данных наук. А науке не доступна сущность вещей. Она может описывать лишь внешние связи между явлениями. Характерная черта позитивизма - агностицизм. Позитивизм (особенно его первые формы) выступает как субъективный идеализм. Позитивизм трактует опыт, как совокупность ощущений чка. Возникает в конце 19-го века. 1-ая форма позитивизма - позитивизм Конта, Миля и Спенсера. Они считают, что фил. должна обобщать научные знания. 2-ая - эмпириокритицизм. (Макк и Авенариус). Характерный субъективный реализм. 3-я - неопозитивизм. (Шлиг и Карнап). Фил. должна заниматься изучением природы научного знания. Критерий истины - опыт.4-ая - пост позитивизм. Исследует соц. природу научного знания и эффективность научной теории.

34. Особенности развития философской мысли на Бел.

Ф. Скарина . Основные ценности фил. Скорины - этические ценности, дух. практические, любовь и тд. Для Скарины характерен возрожденческий антропоцентризм и в тоже время вера в загробную жизнь. Скорина выступает за свободу личности и в тоже время против индивидуального. Выступает за общее благо. Развивает идеи естественного права. Выступает за преобразование религии в соответствии с гуманистическими ценностями. Скорина реабилитирует ценность земной науки, развивает свои идеи в предисловиях и комментариях к публикуемым религиозным произведениям. Его интересует духовный мир ч-ка. Его самосовершенствование выступает предпосылкой совершенствования обва. Он ценит мудрость ч-ка. Ч-ка Скорина рассматривает как единство общественное, только в об-ве жизнь ч-ка наполняется смыслом. Скорина выступает за служение об-ву, любовь к ближнему ппонимается им как норма повседневного поведения. Справедливость и человеколюбие должны быть основой морального закона. Фил. Скарины - сочетание христианской истины, истин античных и истин эпохи возрождения.Михаил Гусовский <песня про Зубра>. Воздает гимн человеческому разуму. Он выступает за изучение жизни простого люда, за просвещение, за прекращение междоусобных войн. Одним из первых подверг критике христианские догматы.

38. Движение как способ существования материи. Формы движения материи.

"Движение в применении к материи есть изменение вообще". Основанием движения выступает всеобщее взаимодействие, которое объединяет мир в единую целостную систему. Движение- это выражение внутренней активности материи. Движение противоречиво: это единство прерывности и непрерывности, абсолютного и относительного.

Прерывность движения - это его дифференцированность на множество процессов.

Непрерывность движения - это взаимосвязь всех видов движения.

Покой есть момент движения. Он относителен. Невозможен по отношению ко всем формам движения одновременно.

Абсолютность движения означает:

1. Движение - способ существования материи, без которой она не существует.

2. Оно неотвратимо и неуничтожимо, как и материя.

3. Движение определяет характер изменения матер. мира.

Два типа движения:

-движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качеств.

-движение, связанное с изменением качества.

Такой тип движения называется "развитие".

Выделяют след. формы движения:

1. Механическое.

2. Физическое (движение молекул, внутриатомное и внутриядерное)

3. Химическое (движение атомов)

4. Биологическое (обмен в-в между организмом и средой)

5. Социальное (развитие общественных отнош. в рез-те практ. деятельности людей)

Взаимосвязь форм движения материи:

- предыдущая форма обуславливает явление последней, более высшей, но не сводится к ней.

Два направления:

1. Редукционизм - сведения сложных форм движ. к простым.

2. Антиредукционизм - неучитывание связи между формами движения.

39. Пространство и время как формы существование материи.

Пространство - это взаимное расположение материальных объектов, их способность занимать объем, иметь протяженность, их свойство иметь определенную структуру, форму. Время - это длительность существование процессов, продолжительность изменения, смена состояний объектов. Ритмичность - это всеобщее свойство пространства и времени:- объективность- безграничность- бесконечность- единство прерывности и непрерывностиОсобенные свойства пространства: - трех мерность и симметричностьОсобенные свойства времени: - одномерность- одно направленность- необратимость В истории философии существовали две основные концепции пространства и времени:1) Субстанционная. Пространство и время понимается как субстанции, т.е. самостоятельное существование независимо от материальных тел. Пространство - это пустое вместилище тел, а время как вместилище событий. Естественнонаучное обоснование этой концепции - механическая картина мира.2) Реляционная. Пространство и время понимается как особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Естественнонаучное обоснование - это теория относительности Эйнштейна. Общая и специфическая теории относительности Эйнштейна подтверждают связь пространства и времени между собой и с материальными носителями.Пространство и время абсолютны как всеобщие, бесконечные вечные формы бытия материи. Они относительны, т.к. их свойства зависят от отдельных материальных систем. Пространство обладает количественной бесконечностью. Это не имеющая ни начала ни конца связь существующих материальных предметов, процессов. Качественная бесконечность пространства - это бесконечное многообразие различных уровней организации материи и их пространственных свойств. Бесконечность времени связана с вечностью материи. Конечность пространства - это прерывность, дифференцированность материи. Конечность времени - это конечность существования отдельных материальных систем. Конкретные представления о пространстве и времени меняются с развитием познания. Различают структурные уровни организации материи характеризующиеся специфическим, пространственно-временными особенностями.

40. Проблема сознания в истории фил.

Сознание изучают многие науки: Философия, гинекология, кибернетика, логика, медицина и т.д. Фил. пытается обобщить все имеющиеся знания о сознании. Дает целостное представление о нем. Попытка решения проблемы сознания в истории фил. сопровождалась противопоставлением материализма идеализму, метафизики диалектике, естествознании религии. 1-ая попытка решить проблему сознания проявл. в анимизме (вера в душу). Идеи о бессмертии души стали основой идеалистических воззрений. 2-ая - гелозоизм приписывает психологические процессы всем телам природы. 3-я многие философы и особенно естество испытатели, враги отождествляли психическое с его физиологической основой. Идеалистическое направление в фил поставило проблему активности сознания, но сознание выделялось из матер. мира и понималось как самостоятельная созидательная сущность (сознание творит мир). Материалисты до Маркса недооценивали активную роль в сознании.Дуализм объясняет материю и сознание как самостоятельные сущности, независимые друг от друга. Сегодня материалистическая диалектика опирается на все предыдущие достижения философии и считает, что сознание отражает мир, но твори его. Не допустимо, как отождествлять материю и сознание, так и противопоставлять их. Они находятся в сложном взаимодействии и диалектическом единстве. Основой такого взаимодействия явл. материя. Сознание можно рассмотреть в четырех аспектах: 1) сознание, как продукт общественно исторического развития (истор. аспект)2) сознание как функциональное св-во мозга.(антологический аспект)3) сознание, как идеальное отображение действительности (гносиологический)4) знание как регулятор деятельности ч-ка. (праксиологический аспект)Все эти аспекты анализа сознания рассматривают отношения материи и сознания. М/у сознанием и материей сущ. различия и единства. Различие:1) сознание - не материя, одно из его св-в, кот. возникает на опр. ступени развития.2) образы внешних объектов, которые составляют содержание сознания отличаются от самих объектов, как их идеальные копии.Единства:1) сознание и мозг тесно связаны как свойства и субстрат, которому св-ва принадлежит.2) идеальные образы сходны с вызывающими их объектами. Абсолютное противопоставление материи и сознании возможно только в рамках основного вопроса фил., когда речь идет о мировоззренческой ориентации в понимании сознания. В др. случаях противопоставление теряет смысл:1) Сознание - несамостоятельная субстанция, а атрибут материи2) Сознание включено во всеобщее взаимодействие, что исключает всякое первичное или вторичное.3) Вторичность сознания имеет генетическую обусловленность.