Смекни!
smekni.com

Военная доктрина (стр. 2 из 3)

Заключенное между государствами Содружества в декабре 1993 г. соглашение по экономическим вопросам, надо полагать, поможет развитию нашей военно-технической базы, восстановлению нарушенной кооперации и, что весьма вероятно, откроет новые перспективы для проведения эффективной и целеустремленной военно-технической политики по всем направлениям развития вооружения и боевой техники. В чем же состоят главные задачи военно-технической политики на современном этапе?

Если говорить коротко, то, во-первых, военно-техническая политика призвана обеспечить предпочтительное развитие тех направлений научно-технического прогресса в области вооружений, которые способны наиболее полно и всесторонне удовлетворить запросы войск. При этом чрезвычайно важно глубоко проникать в закономерности развития военного дела, изучать основные тенденции использования достижений научно-технического прогресса за рубежом, учитывать характер развития средств нападения и защиты от них. Первостепенное значение имеет научное прогнозирование, комплексное долгосрочное планирование, определение оптимального соотношения видов Вооруженных Сил и родов войск и их боевой техники. Большие возможности открывает широкое использование математического моделирования для решения этих задач. Оно во многом может уберечь разработчиков и заказчиков от опрометчивых решений.

Военно-техническая политика не терпит субъективных, скороспелых, не проверенных практикой или глубоким анализом рекомендаций. В ее основе должны быть объективные данные, подкрепленные точным экспериментом, самой жизнью. Последнее необходимо особо подчеркнуть, поскольку в истории нашей армии нередки были случаи, когда выбор направлений развития вооружений определялся не закономерностями военного дела, потребностями боя и операции, а личными вкусами или привязанностями высоких администраторов. Бывало, что ни министр обороны, что ни главком вида Вооруженных Сил - то свои "высокие" соображения, свои "секреты", свое предвзятое отношение к тому или иному виду Вооруженных Сил, роду войск или типу оружия, свои индивидуальные решения. В результате - общими нередко оказывались лишь ошибки.

Иначе, как личными амбициями или некомпетентностью, нельзя объяснить повальное увлечение в пятидесятых-шестидесятых годах развитием ракетного вооружения в ущерб строительству танковых войск, артиллерии, авиации. То же произошло в семидесятых-восьмидесятых годах в отношении развития Военно-Морского Флота, когда огромные средства были затрачены на постройку авианосных кораблей большого тоннажа без достаточно весомых обоснований преимуществ их стратегического и оперативного использования. Весьма сомнительным явилось исключительно дорогостоящее строительство стационарной системы противоракетной обороны вокруг столицы России с мизерными возможностями поражения сложных баллистических целей в условиях массированного ракетно-ядерно-го удара и сильной помехой обстановки. Таких примеров можно привести немало: все они в той или иной степени негативно повлияли на поступательное развитие Вооруженных Сил, их гармоничное строительство, истощая без нужды ограниченный оборонный бюджет.

Нередко тормозом научно-технического прогресса в армии становилась и сама оборонная промышленность, лоббируя разработку того или иного вида оружия или навязывая войскам слабое, малоэффективное и дорогое вооружение, недостаточно проверенное на стендовых и полигонных испытаниях. В результате мощного нажима различных руководящих инстанций, вопреки требованиям Министерства обороны бывшего Союза, такие образцы запускались в массовое производство и внедрялись в войска, а потом годами дорабатывались заводскими бригадами непосредственно в частях. Это приводило к напрасным затратам средств, отвлечению специалистов промышленности от работы непосредственно на производстве, а в войсках - к срывам плановых занятий по боевой подготовке и как следствие к снижению уровня их повседневной боевой готовности.

Характерно, что многие системы оружия и боевой техники, находясь в частях, соединениях и на кораблях долгие годы, так и не были приняты на вооружение из-за твердой негативной позиции военных (истребитель МиГ-19, система управления частями ПВО "Воздух-lc", некоторые типы эскадренных миноносцев и больших ракетных кораблей, зенитная ракетная система С-25, развернутая на обороне Москвы, и др.).

Во-вторых, военно-техническая политика должна обеспечить союз промышленности с наукой в интересах создания новых, передовых технологий и прогрессивных материалов и как следствие таких образцов вооружения, которые бы долго морально не устаревали, чтобы каждый вид оружия при наименьших затратах средств на его разработку, производство и эксплуатацию обладал наиболее высокими тактико-техническими возможностями, в первую очередь мощными поражающими свойствами, помехозащищенностью, удобством управления и обслуживания. Не менее важными качествами являются хорошая ремонтоспособность, большие гарантийные сроки эксплуатации, устойчивость работы в экстремальных условиях.

Говоря об экономии средств при разработке и производстве вооружения, надо иметь в виду, что ни саму стоимость, ни эффективность (в смысле боевых качеств) нельзя отдельно класть в основу выбора той или иной системы или образца, поскольку чрезмерное завышение тактико-технических требований (в чем нередко грешит заказчик) может привести к резкому возрастанию стоимости, а стремление к созданию очень дешевого оружия - к снижению боевых качеств. Поэтому при заказе того или иного образца вооружения и выработке тактике- технических требований к нему целесообразно брать за главный критерий не стоимость и боевые качества в отдельности, а их соотношение между собой. Важно при этом помнить, что, начиная с некоторого уровня, дополнительное вкладывание средств в разработку и производство выбранного образца дает относительно малое повышение его эффективности. Действие закона маргинальных приращений, характеризующее данное явление, довольно хорошо изучено в наших НИИ. Там же выработаны математические выражения боевых качеств различных систем вооружения, вполне приемлемые для практических расчетов на ЭВМ, а также созданы соответствующие таблицы и графики для использования данных ЭВМ в последующей работе.

Более или менее удачному соотношению "стоимость - эффективность" отвечают последние разработки истребителя-штурмовика Су-30 МК, боевых вертолетов Ми-28 и Ка-50, противотанкового комплекса "Штурм-С", семейства зенитных ракетных комплексов "Тор", "Ока" и новейшей модификации ЗРК-С, систем залпового огня "Ураган" и особенно "Смерч", а также некоторых других образцов высокоточного оружия.

Очень важно в целях дальнейшего повышения качества оружия и боевой техники всемерно развивать упреждающее оперативное, научно-техническое и экономическое обоснование требований к вооружению, причем не только в КБ и НИИ, но и привлекая для выполнения этой задачи ученых и специалистов военно-учебных заведений, штабов и учреждений с широким использованием имеющейся там вычислительной техники.

И еще одно направление, над которым надо серьезно работать. Дело в том, что, как и прежде, многие наши образцы оружия и военной техники, к сожалению, отличаются малоподвижностью, повышенным весом, габаритами (часто не соответствующими железнодорожным и морским стандартам), излишней металле-, материале- и энергоемкостью, не говоря уже о дороговизне изготовления и сверхнормативных затратах людского труда на производстве. Для современной мобильной армии, которую планируется создать, эти недостатки недопустимы, и нашей конструкторской мысли на их устранение следует обратить самое серьезное внимание.

В-третьих, военно-техническая политика должна заботиться о стандартизации и унификации вооружения и боевой техники, совместимости и взаимозаменяемости их составных частей и комплектующих изделий, экономя на этом огромные силы и средства. Важную роль играет подготовка и внедрение в промышленность и в войска нормативно-технических документов, регламентирующих общие требования к оружию. В задачу военно-технической политики также входит определение основных направлений деятельности в области метрологии и сертификации, согласование радиочастотного спектра, обеспечение электромагнитной совместимости важнейших радиоэлектронных средств. Немалым разделом военно-технической политики является контроль за соблюдением государственных стандартов, до сих пор остающимся слабым звеном в деятельности соответствующих органов.

В-четвертых, военно-техническая политика обязана предусматривать создание важнейших балансов между системами оружия армии и флота и их инфраструктурой, между новыми разработками и модернизацией имеющегося вооружения, между уровнями боевых характеристик систем вооружения и их эксплуатационными возможностями.

В России имеется огромное количество оружия устаревшего, малоэффективного по современным понятиям и очень недешевого в эксплуатации и хранении. Это многотысячный парк танков, сотни самолетов и вертолетов различного класса и назначения, артиллерийские орудия и боеприпасы, десятки надводных кораблей и подводных лодок. Военно-технической политике надо дать ответ на вопрос о возможности дальнейшего использования части этого оружия в войсках и на флотах, его модернизации, если в этом есть экономическая целесообразность, или утилизация, хотя, как показывает практика, это очень недешевый и подчас весьма трудоемкий процесс. Особенно тогда, когда речь идет о вредных химических соединениях, токсичном горючем, взрывчатых веществах и др., не говоря уже о расщепляющихся материалах.