Смекни!
smekni.com

Военная операция НАТО в Афганистане и её последствия (2001-2010 гг.) (стр. 3 из 12)

Более того - в докладе Пентагона, который предоставляется в конгресс каждые шесть месяцев, говорится о том, что талибы фактически полностью восстановили свою боевую мощь за последние два года, и только присутствие крупных воинских контингентов натовских войск сдерживает их от открытого захвата власти в стране. «Если они (то есть талибы) захотят взять власть в Афганистане, то правительственные войска при их наступлении на Кабул не продержатся и недели», - заявил на слушаниях в Конгрессе один из представителей Пентагона. [9]

Одной из главных причин сохраняющейся нестабильности в Афганистане в докладе Пентагона называется фактически полная открытость границы между Афганистаном и Пакистаном. Вдоль этой границы, которая протянулась на 1500 км, с пакистанской территории проживают в основном кочевые племена, которые не подчиняются никаким правительствам и ведут активную торговлю оружием и наркотиками.

Все попытки, предпринимавшиеся правительством Пакистана, взять этот район под хотя бы элементарный контроль, ни к чему в итоге не приводят. А войска стран НАТО в этот район вообще не направляются, поскольку никаких гарантий их безопасности там никто дать не может. Не помогает стабилизации ситуации и перемирие, которое с некоторыми приграничными племенами заключило правительство Пакистана. В результате главы этих племен, пользуясь фактически полной безнаказанностью и отсутствием контроля, открыто поддерживают талибов, предоставляя им свою территорию для лагерей, складирования оружия, а также возможностей укрываться от преследования натовских подразделений после совершения вторжений на афганскую территорию. Большое беспокойство у американцев вызывает и нынешнее состояние полиции и служб безопасности Афганистана. Сотни миллионов долларов налогоплательщиков США и стран НАТО было потрачено именно на подготовку адекватных подразделений местной полиции, которые могли бы поддерживать элементарный порядок на афганской территории.

Так, под данным Пентагона, лишь 85 афганских армейских батальонов в состоянии самостоятельно выполнять боевые задачи (без помощи войск стран НАТО), и лишь 18 подразделений местной полиции на всю страну мало-мальски в состоянии поддерживать порядок на вверенной им территории того или иного района или города в Афганистане. 26 подразделений афганской армии, как следует из доклада Пентагона[10], в состоянии вести боевые действия против талибов с помощью коалиционных войск стран НАТО, в то время как для осуществления контроля над основными районами страны необходимо иметь как минимум 115 таких боеспособных подразделений.

Разумеется, чисто военными проблемами общее ухудшение ситуации в Афганистане не ограничивается. Отмечая, что талибы в последние несколько недель значительно активизировались, американские военные аналитики отмечают, что просто невиданными прежде темпами на территории Афганистана растет производство опия и других видов наркотиков. Еще во времена нахождения советских войск в Афганистане эта страна занимала одно из ведущих мест в мире по производству наркотиков.

Теперь же Афганистан прочно занял первое место по производству опия, а ежегодно производство наркотиков в стране растет, по оценкам специалистов, примерно в два раза.

Целые районы таких провинций Афганистана, как Кундуз, Гельманд, Кандагар, на 99% обеспечивают себя всеми необходимыми продуктами питания и товарами именно благодаря налаженной торговле и производством наркотиков. Именно в этих провинциях, как отмечают американские военные, как раз и отмечается резкое усиление военных действий и активизация боевых подразделений талибов.

До сих пор все попытки, предпринимавшиеся американцами и афганским правительством, каким-то образом отвадить местное население от выращивания опийного мака, ни к чему не приводят.

По мнению американских аналитиков, выращивание пшеницы приносит афганскому крестьянину примерно $400 за весь урожайный сезон. А ведь на эти очень даже небольшие деньги ему надо кормить целую семью (иногда по 5-6 детей), причем не один месяц, а на протяжении целого года. Когда же речь заходит о выращивании опия, то афганский крестьянин получает еще до засевания плантаций мака около $2000 в качестве аванса, а затем по сдаче заказчику урожая - еще $4000 на семью. Поэтому, как говорят сами крестьяне, они будут сеять опийный мак и другие наркотические культуры, и никакие усилия местного правительства помешать им в этом ни к чему не приведут.

До тех пор, пока это такой бизнес будет выгодным для местного населения, будет процветать и выращивание наркотика. В идеале, следует обесценить , сделать невыгодным данное занятие, а вот как это сделать, это уже иной вопрос..

В этом плане американское правительство пытается «надавить» на структуры ООН (особенно управления, занимающееся вопросами борьбы с наркотрафиком), чтобы воспрепятствовать росту засеваемых площадей под опий на территории Афганистана.[11]

Однако ооновские представители заявляют, что эффективно бороться с этой тенденцией крайне сложно в связи с полным развалом экономики Афганистана, а также отсутствием каких-либо гарантий безопасности тем представителям ООН, которые могли бы работать в этом направлении в афганских отдаленных провинциях.

В целом же, как подчеркивают составители доклада Пентагона для конгресса США, ситуация в Афганистане по-прежнему остается крайне сложной и только постоянно ухудшается. Несмотря на значительное военное присутствие армейской группировки стран НАТО, талибы и другие их сторонники вовсе не разгромлены, а продолжают сохранять значительный потенциал, вполне достаточный для того, чтобы свергнуть власть в Кабуле и установить свой контроль над большей частью территории страны.

В связи с этим одной из важнейших задач, которая будет стоять перед новой администрацией Белого дома в ближайшее год-два, станет принятие каких-то кардинальных решений относительно ситуации в Афганистане. Ведь эта самая «забытая война» на другом конце света от США обходится американским налогоплательщикам примерно в 1 млрд. долларов ежемесячно, и, как считают члены конгресса Соединенных Штатов, это положение дел для официального Вашингтона абсолютно не допустимо.


Глава 2. Операции НАТО в Афганистане в 2001-2010 гг.

2.1 Операция «Несокрушимая свобода» 2001 г. и основные участники конфликта

После вывода советских войск из Афганистана в 1989 году, западный мир счёл это поражением Советского Союза и очевидным свидетельством военной неподготовленности страны. При этом, кроме других отступлений нашей страны на геополитических фронтах, Афганистан, подчинённый талибам стал представлять реальную угрозу для южных границ первоначально СССР, а затем и России (объявившие «независимость» среднеазиатские республики – Таджикистан и Узбекистан начали играть роль своеобразного буфера, который, впрочем, и до сих пор поддерживается российской армией).

Угроза стала настолько реальной, что Россия начала оказывать поддержку т.н. «Северному Альянсу» - бывшим противникам «шурави» в Афганистане, которые после вывода советского контингента начали борьбу с наступлением талибов.

Однако силы Северного Альянса были практически прижаты талибами к таджикской границе и, несмотря на российскую военную помощь, находились на грани поражения.

Ситуация резко изменилась после 11 сентября 2001 года, когда США и их союзники по НАТО объявили войну исламскому терроризму, цитаделью которого был назван Афганистан. Войска НАТО вторглись в Афганистан, а Северный Альянс перешёл в контрнаступление и в короткие сроки страна была почти полностью очищена от талибов. Следует при этом заметить, что значительной частью российских ура-патриотов вторжение НАТО в Афганистан и оккупация этой страны западными союзниками была воспринята негативно – как ещё одна угроза мнимой безопасности российских границ и великоимперским интересам России.[12]

Территории Афганистана контролировалась движением Талибан на момент начала операции НАТО. Уже тогда разыскиваемый властями США террорист номер один Усама бин Ладен получил убежище в Афганистане. Талибы отказывались выдавать бин Ладена и после взрывов в американских посольствах в Кении и Танзании в 1998 году. После терактов 11 сентября 2001 года президент США Джордж Буш выдвинул талибам ультиматум: в кратчайшие сроки выдать американскому правосудию бин Ладена, а также все руководство аль-Каиды. 21 сентября талибы ответили отказом, заявив, что американцы не предоставили достаточно веских доказательств причастности этой организации к атакам в Нью-Йорке и Вашингтоне.

22 сентября два единственных государства, признававших режим Талибан (ОАЭ и Саудовская Аравия)3-й страной признавшей Эмират Афганистан был Пакистан, разорвали с Афганистаном дипломатические отношения. Из самого Афганистана в Иран и Пакистан хлынул огромный поток беженцев.

Военная операция против движения Талибан началась вечером 7 октября 2001 года. В нанесении первого удара принимали участие 40 боевых самолётов; с американских и британских кораблей было выпущено около 50 крылатых ракет.

В течение первого месяца боевые действия сводились к воздушным бомбардировкам американской авиацией различных военных объектов движения Талибан. Система ПВО талибов была выведена из строя почти сразу; вся имевшаяся у них авиация была уничтожена на аэродромах. Также проводились и наземные операции с участием сил специального назначения стран коалиции. Талибы объявили об уничтожении нескольких вертолётов и десятков солдат противника, продемонстрировав в подтверждение этого видеосъёмку вертолётного шасси.