Смекни!
smekni.com

Концепция атомизма. Античность и современность (стр. 2 из 5)

Таким было начало концепции атомизма, триумф человеческого разума или острой интуиции. Но начало это было независимым и явно подверженным влиянию своеобразной эпохи и окружения. Всплеск, но никак не взрыв, скажет серьёзный исследователь. Для взрыва нужен могучий заряд, идейный катализатор, который предложит совсем другая земля с совершенно иными нравами.

1.2 АНТИЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – ОТ ФАЛЕСА К ДЕМОКРИТУ

Поиск истины важнее, чем обладание истиной

Альберт Эйнштейн


Я уже частично затрагивал уникальные особенности древнегреческого социума, которые породили философское знание. Но объяснить её первоначальный характер несколько сложнее. Следует вспомнить, что направленность мышления всех людей древних цивилизаций была неразрывно связана с мифом. Греческая мифология изначально была религией природы, и одним из первостепенных её вопросов был вопрос о происхождении всего сущего. Важное различие между мифологией и философией состояло, однако, в том, что миф повествовал, кто родил все сущее, а философ спрашивал, из чего оно произошло. Гомер в "Илиаде" рассказывает о рождении богов от Океана и Тефиды; в других вариантах мифа у истоков всего сущего стоят Царица Ночь, Мать Земля, подземная река Стикс. В "Теогонии" Гесиода читаем, что раньше всего возник Хаос, затем Земля, Тартар (подземное царство) и Эрос - любовное влечение. Даже без скрупулёзного анализа теогонических мифов можно сделать вывод, что вопрос о возникновении мира - традиционный для древнегреческого сознания.

Именно поэтому разум греческого мудреца стремится постичь сущность природы, Космоса и мира в целом. Постепенно философское мышление отрывается от абстрактных мифологем и по возможности ищет рациональные (или представляющиеся таковыми) объяснения происхождения мира и его сущности, отказываясь (хотя в начале и не полностью) от характерных для языческих верований персонификаций, а тем самым от образа "порождения". На место "порождения" становится "причина".

«Причин» же первыми-исследователями-натурфилософами выдвигалось немало, и эти первоначало не совсем соотносились с веществом в современном естественнонаучном понимании. Так, вероятно первым философом, заложившим камень в фундамент этого знания, стал Фалес из Милета. Он первый на европейской земле рассудочно рассмотрел вопрос: «Из чего состоит мир?» Основное положение Фалеса по этому поводу: вода есть начало всего. Высказывание это всегда толковалось неоднозначно. Говорит ли Фалес, что все возникло из воды (учение, которое в 16 веке повторил Парацельс), или он указывает в воде постоянное начало, неизменно лежащее в основе изменчивых разнообразных форм природы? Далее, имелось ли в виду вода как вещество природы или любая жидкость? Так расходятся взгляды ученых в истолковании положения Фалеса «вода есть начало всего». В принципе, все «греческие первоэлементы» можно рассматривать с точки зрения комбинации «архэ-стойхейон», которая подразумевает соответственно материальную и логическую первооснову мира. Вода Фалеса – не исключение. И, несмотря на наивность и примитивизм этого предположения, мы обязаны признать величие ученого, который логично, основываясь на объективных соображениях (география того времени, биологические наблюдения - значение влаги для жизни растений и животных, наконец, общие соображения относительно свойств жидких тел - их бесконечная подвижность и изменчивость, или свойств воды - три состояния ее, образ пребывающей текучести и т. д.) выдвинул первую достойную внимания модель образования мира.

Однако греческие философы-классики указывают на очевидный недостаток концепции Фалеса. Она носила чисто космогоничный характер («всё произошло из воды»), но вовсе не утверждала, что вода составляла неизменную основу вещей. Честь выдвижения этого предположения принадлежит Анаксимандру. Место, которое занимает Анаксимандр в истории мысли, может быть охарактеризовано следующими двумя формулами. Во-первых, Анаксимандр может быть назван творцом первой системы философии. Во-вторых, ему принадлежит в истории человеческой мысли «первая попытка вполне естественного мирообъяснения, основанного на механическом принципе» (Форлендер), и поэтому «Анаксимандр может быть назван истинным творцом греческой, а вместе с тем и всей европейской науки о природе». (Т. Гомперц). Воистину, Анаксимандр осознавал спорность сведения всего мира к одной чувственной форме и предложил в качестве альтернативы абстрактную умозрительную конструкцию – апейрон (беспредельное). В этом термине Анаксимандр сливает следующие качества: качественную неопределенность, неограниченность количественную, пространственную неизмеримость, неисчерпаемость творческой силы, вечность и неизменность и даже вездесущие. Апейрон есть нечто большее, чем первовещество, из которого все возникло, так как оно является неизменным, пребывающим началом. Т.е. апейрон опять же являет попытку объединения «архэ» и «стойхейон» в рамках одной концепции. Понятие «апейрон» помогло избежать привязки к конкретной среде (воде, воздуху, огню), но фактически представляло логическую абстракцию, не подтверждённую фактическим материалом.

Продолжил традицию наглядно-образного толкования действительности Гераклит Эфесский. В вопросах первоосновы мира он был достаточно консервативен и считал ей огонь. Но главная заслуга мудреца в том, что он развил идеи диалектического развития, относительности и полного детерминизма мира (последняя с течением времени станет стержнем атомистического учения).

Становлению соответствующей понятийного, математического и логического аппарата способствовали работы представителей элейской школы и школы пифагорейцев (6 в. до н.э.).

Пифагорейцы стали первыми, кто попробовал постичь количественный аспект универсума. Они развили направление, которое сейчас называется теоретической математикой, параллельно разрабатывая принципы абстракции, логического доказательства и строгости системы. Школа пифагорейцев была по сути закрытым полумистическим орденом, члены которого абсолютизировали роль числа, приписывая ему свойства реальной сущности вещей (т.е. практически не различали числа и вещи). Подобная математизация природы сочеталась с невозможностью (нежеланием?) пифагорейцев отказаться от божественного и потустороннего в строгой арифметико-геометрической системе мироздания. Вместе с тем, первоначальная интуиция Пифагора о том, что, что тела состоят из неделимых точек-монад, число которых конечно, и общее отделение обыденного познания от теоретического имеет много общего с концепцией атомизма.

Ещё одной школой, причастной к созданию истинно философского взгляда на мир, была школа элеатов. Главные представители – Парменид и его ученик Зенон. Парменид ввёл в лексикон науки понятие «бытие», описывающее сущее в его целостности, вечности, неразрушимости, беспредельности. Другим важнейшим достижением элеатов стала разработка проблемы бесконечности и связанное с ней зарождение собственно научного знания. Очень важной предпосылкой в становлении атомизма стали апории Зенона, в которых исследовались понятия множества и движения. Зенон выдвинул проблему, имеющую значение и в наши дни: дискретен или непрерывен континуум? В других апориях Зенон показал, что есликонтинууммыслится как актуально данное бесконечное множество, то движение в таком континууме невозможно мыслить, ибо занять бесконечное число последовательных положений в ограниченный промежуток времени невозможно. В основе другой известной апории «Ахиллес» лежит то же противоречие: чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен занять бесконечное множество "мест", которые до тех пор занимала черепаха. Апория «Стрела» доказывает, что летящая стрела стоит неподвижно; идея вытекает из предположения, что время слагается из отдельных "теперь". Все эти критические парадоксы, которые по сути обосновывали невозможность движения, бросили вызов потомкам Зенона и подготовили почву для разработки важнейших понятий континуума и движения. Одним из вариантов разрешения противоречия стал атомизм Демокрита…