Смекни!
smekni.com

Математизация как форма интеграции научного знания (стр. 6 из 7)

Принцип соответствия непосредственным образом связан с генезисом квантовой механики. Удивительную закономерность обнаружил Н. Бор, поначалу расценив и оформив ее как эмпирическое правило, “как формальную аналогию между квантовой и классической теориями” при вычислении частот и спектральных линий. А именно: в предельном случае больших, квантовых чисел результаты вычислений в рамках квантово-теоретических представлений приближались к результатам вычислений аналогичной величины, проведенных согласно правилам классического теоретического описания. Иными словами, классическая механика оказывалась предельным, частным случаем рационально обобщающей ее квантовой механики. Спустя несколько лет Н, Бор назвал это правило принципом соответствия, сформулировав его как “чисто квантово-теоретический закон" и отмечая при этом, что принцип соответствия “выражает тенденцию использовать при систематическом развитии теории квантов каждую черту классической теории".

Так же как в математике, в развитии теоретической физики действие принципа соответствия проявляется особенно тогда, когда перед этой наукой встает проблема диалектического отрицания одной теории другой. Тогда новая, более совершенная теоретическая система включает в себя как частный, предельный случай имеющуюся старую теорию, выступающую одновременно в качестве ее генетического основания и логического следствия. При этом основные характеристические параметры созданной теории переходят в соответствующие элементы отрицаемой теоретической системы.

Так, при выполнении условий пренебрежения величиной кванта действия h открывается возможность осуществления асимптотического перехода квантовой механики в классическую механику. Релятивистская квантовая механика с фундаментальными константами h,c, m по отношению к объектам, движущимся со значительно меньшей скоростью, чем скорость света, которую можно считать бесконечной, асимптотически переходит в нерелятивистскую квантовую механику, характеризуемую соответствующими фундаментальными константами h, m; в случае же применения к определенным действиям, существенно превосходящим постоянную Планка (кванта действия, величиной которого можно пренебречь), переходит в специальную теорию относительности с константами т и с; если же создаются условия, позволяющие принять скорость света стремящейся к бесконечности, а квант действия, напротив, бесконечно малым, то здесь уже осуществляется закономерный переход релятивистской квантовой механики в классическую механику Ньютона.

Следует отметить, что эвристическая плодотворность принципа соответствия, предполагающая преемственную связь принципиально новой теоретической системы со старой, осуществляется при сохранении определенных универсальных понятий, общих категориальных структур, обеспечивающих экстраполяцию имеющегося концептуального аппарата в новую предметную область.

Природа принципа соответствия не допускает факта внешней его привнесенности в процесс познания, делая его внутренне необходимым детерминантом развивающегося физико-теоретического знания. Объективную основу функционирования принципа соответствия в процессе развития физических гипотетико-дедуктивных теорий составляет, прежде всего, материальное единство представляющих физическую форму движения материи явлений и процессов, объективно существующая общность свойств и отношений которых выражается в определенной общности и взаимосвязи отражающих их категориальных структур, входящих в логическое построение физических теорий. Гносеологическую же основу принципа соответствия, как и других методологических регулятивов, составляет интенсивно происходящая математизация физического знания, что и позволяет впервые распознанным в лоне математики идеям, принципам беспрепятственно заявлять о себе в ходе физико-математического познания.

В настоящее время бытует точка зрения, что принцип соответствия, например, обретает силу только для таких наук, законы которых можно выразить и сформулировать в виде математических уравнений, ибо он выражает лишь форму преемственности математического аппарата конкретно-научной теории. На наш взгляд, такое утверждение, во-первых, довольно ограниченно выражает возможность проявления принципа соответствия, во-вторых, выделяя и отделяя математическую форму, по сути, нарушает необходимое диалектическое равновесие качественного и количественного в предмете конкретной науки. Понятно, что в обладающих высокой степенью математической формализации теоретических системах действие принципа соответствия, объясняющего процесс отрицания одной теории другой, выступает наиболее явственно. Но это еще не является последним аргументом к подобным перекосам. Важна реально существующая неотделимость, взаимосвязь математической формы физической теории с ее конкретно-научным содержанием как отражение меры внутренней предметной связи физической реальности.

В силу последнего здесь нам важно выделить то, что наряду со всеми существующими методологическими принципами физики принцип соответствия, как и в области математики, является важнейшей стороной, моментом, существенным конкретным проявлением объективного единства физического, вернее, физико-математического знания. В самом деле, если посмотреть на реальную научно-познавательную картину, то сразу можно отметить, что физическая наука любого конкретно-исторического периода не есть раз и навсегда построенная замкнутая теоретическая система. Исследуя обширный спектр явлений и процессов от микро - до мегамира, имея перед собой постоянно обновляющиеся данные эксперимента, связанные с выдвижением различных конкурирующих гипотез и альтернативных по своему характеру теорий, физика есть непрерывно развивающееся целое с внутренне присущей ей динамической связью, взаимообусловленностью составляющих ее частей.

Развивающееся физическое познание, представленное будь то классической или квантовой механикой, специальной или общей теорией относительности, равно как и другими фундаментальными физическими теориями, наглядно яркой последовательностью все новых открытий качественно специфических объектов. Особенности присущих им свойств и закономерностей определяют необходимую потребность всестороннего их исследования. Это приводит, во-первых, к образованию новых, дифференцированных друг от друга теорий, выводящих знание о данном объекте на более глубокий уровень, во-вторых, обусловливает необходимость существования другой, проявляющейся через саму эту дифференцированность, интегративной связи между теориями.

В такой общей гносеологической ситуации принцип соответствия со всей совокупностью методологических регулятивов играет важнейшую роль в становлении и развитии новых физических фундаментальных теорий. Так, упомянутая выше фундаментальная, обобщающая теория Фарадей - Максвелла явилась интегральным соединением результатов предшествовавших исследований в различных областях электрических, магнитных, а позже - и оптических явлений, посредством необходимого переноса ряда понятий из теории диэлектриков в теорию магнитных и световых процессов. Охватывающая более широкую предметную область теория электромагнетизма позволила сделать обобщающий вывод о том, что “свет состоит из поперечных колебании той же самой среды, которая является причиной электрических и магнитных явлений". Таким образом, выполняющий регулятивно-методологическую функцию в физическом познании принцип соответствия как проявление всеобщего принципа единства упорядочивает знание, связывает и объединяет теоретические построения в единую систему.

Мы вкратце остановились на взаимосвязи методологических принципов математики и физики. Выбор в качестве примера принципа соответствия, конкретизирующего своей сущностью всеобщий Принцип единства знания, обусловлен наиболее глубокой его разработанностью в логико-методологическом отношении, а следовательно, предполагаемой его способностью адекватного воспроизведения в наиболее совершенной форме реально существующей диалектической внутренней связи и целостности физико-математического познания. Математизация физики означает, что логика развития математики внутренне входит как необходимый согласующийся момент в логику развивающегося физического теоретико-познавательного процесса. Это есть не что иное, как осознание познающим активным мышлением диалектики качественного и количественного, осознание и выявление меры диалектической взаимосвязи этих объективных определенностей предмета исследования.

Отсюда следует, что логико-методологические принципы математики и физики как логические детерминанты, будучи связанными родовой сущностью, единым корнем, хотя и обладают качественно-специфической конкретизацией своего предмета, не сопоставляются друг с другом, а несут в себе единое логическое содержание, что исключает возможность их рядоположения или противопоставления. Поэтому, когда речь идет о воспроизведении на логическом уровне единого, целостного предмета физики - физической реальности, то мало говорить в таком случае о роли методологических принципов математики, без них постижение сущности предмета, объекта физики просто невозможно.

Заключение

Важнейшие ключевые проблемы человеческого развития так или иначе оказались взаимосвязанными с достижениями и возможностями математической науки и ее приложений. Отсюда и пристальный интерес к проблеме математизации, ее настоящему и будущему.