Смекни!
smekni.com

Концепция национальной безопасности России и современного общества (стр. 4 из 4)

обеспечение благоприятных условий для экономического и социального развития страны, глобальной и региональной стабильности;

развитие отношений с государствами-участниками Содружества Независимых Государств согласно принципам международного права, развитие отвечающих интересам России интеграционных процессов в рамках Содружества;

полноправное участие России в глобальных и региональных экономических и политических структурах;

содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность под эгидой ООН, ОБСЕ, СНГ;

достижение прогресса в сфере контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности, сохранение и укрепление режима Договора по ограничению систем противоракетной обороны 1972 года;

содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения".

В области обеспечения военной безопасности Россия будет стремиться:

"...отдавать предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако... Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Важнейшей задачей Российской Федерации остается обеспечение сдерживания в интересах предотвращения как ядерной, так и обычной крупномасштабной или региональной войны, а также осуществления союзнических обязательств".

При этом Россия должна обладать "...ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки".

Национальные интересы России "предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии".

В целом Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

"применение всех имеющихся в распоряжении России сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отпора вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными".

Применение военной силы внутри страны допускается:

"в случаях возникновения угрозы насильственного изменения конституционного строя, территориальной целостности страны, а также жизни и здоровью граждан".


5.2 О мотивах создания Военной доктрины России

При разработке Военной доктрины реализованы самые современные требования, предъявляемые к подобным документам. Впервые не только в отечественной, но и в мировой практике проект военно-политического документа такого масштаба и значения был обнародован еще до его окончательного утверждения.

Россия на практике подтвердила свою приверженность курсу открытости, укрепления взаимного доверия, который рассматривается как основа строительства новых межгосударственных отношений в постконфронтационную эпоху.

С самого начала установления отношений по линии Россия-НАТО мы неоднократно предлагали наладить действенную разноуровневую систему обмена информацией, обсуждения наиболее важных проблем в области военной политики, военной стратегии, формирования военных доктрин. Такие предложения делались на самом высоком уровне и могли бы воплотиться в конструктивную работу в рамках Совместного Постоянного Совета и Совместного Постоянного Военного Комитета Россия-НАТО.

К сожалению, должного ответа из Брюсселя не последовало. Более того, НАТО не только включило в новую стратегическую концепцию положения, прямо затрагивающие наши национальные интересы и вызывающие нашу крайнюю озабоченность, но и реализовала их на практике, развязав ничем не спровоцированную агрессию против суверенной Союзной Республики Югославии.

В разгар этого самого глубокого и кровопролитного кризиса, который переживала Европа в послевоенный период, с различных, зачастую противоположных флангов политического спектра российского общества раздавались предложения как о полном сворачивании наших отношений с НАТО, так и об одностороннем выходе из режима эмбарго в отношении СРЮ, введенного ООН, оказании конкретной военной помощи Белграду и т.д. Однако, осуждая агрессора, и ведя бескомпромиссную борьбу с натовцами на политико-дипломатическом уровне, мы не считали возможным идти по пути разрушения сложившейся международно-договорной основы современного мироустройства. Нарушив соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, мы приняли бы правила игры, навязываемые сегодня Западом мировому сообществу.

Россия же была и остается последовательным приверженцем основополагающих принципов межгосударственных отношений, базирующихся на приоритете международного права, транспарентности, взаимном доверии, уважении суверенитета и территориальной целостности.

Определяя основу новой Военной доктрины, разработчики не стремились создавать принципиально новый документ, а пошли по пути уточнения и расширения содержания действующих Основных положений Военной доктрины Российской Федерации 1993 года. При этом учитывалось, что объективные предпосылки для разработки качественно новой военной доктрины по ряду объективных причин еще не созрели.

В геополитическом плане не завершено формирование нового мироустройства. Оно проходит в противоборстве двух тенденций: с одной стороны стремление США к единоличному мировому господству, с другой - формирование многополярного мира, базирующееся на равноправии народов и наций, учете и обеспечении баланса национальных интересов государств, соблюдении и реализации основополагающих норм международного права.

С точки зрения внутренней ситуации, в стадии формирования и проверки находятся основополагающие принципы государственного строительства, идет становление новой экономической и социальной системы страны.

Вместе с тем, необходимость серьезных изменений в подходах к обеспечению военной безопасности России становится все более очевидной.

Во-первых, существенно изменился спектр угроз безопасности России. Появились угрозы, связанные с нетрадиционными, качественно новыми формами информационной, технологической и экономической экспансии, с ростом международного терроризма.

Во-вторых, появление качественно новых средств вооруженной борьбы привело к кардинальному изменению характера войн и вооруженных конфликтов.

В-третьих, существенно изменились экономические и демографические возможности страны.

Хотя вероятность развязывания против России крупномасштабной войны в ближайшей перспективе снизилась, события в Персидском заливе, в Югославии, на Северном Кавказе наглядно показали, что локальные войны и вооруженные конфликты в современном мире - объективная реальность.

Поэтому нужны новые подходы к военному строительству.

Суть этих подходов заключается в следующем:

Первое. Обеспечение военной безопасности рассматривается как общегосударственная задача, решаемая согласованными усилиями различных министерств и ведомств, организаций и учреждений, а также всеми гражданами страны.

В Военной доктрине впервые детально раскрыты принципы и содержание комплекса как невоенных, так и военных мер по обеспечению военной безопасности страны.

Основной задачей в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

Второе. Обеспечение военной безопасности России невозможно без объединения усилий различных министерств и ведомств в области национальной безопасности. При этом военная организация государства рассматривается как совокупность трех основных компонентов: силового (Вооруженные Силы и другие войска); обеспечивающего (часть промышленного и научного комплексов страны, выделенная для обеспечения задач военной безопасности); управленческого (органы управления силовым и обеспечивающим компонентами).

Третье. Детальное рассмотрение характера всех видов военных конфликтов, в которые может быть втянута Россия, позволило сформулировать задачи Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, уточнить формы их применения при отражении агрессии любого масштаба. Эти положения являются исходной точкой для разработки системы уставных документов Вооруженных Сил и других войск.

Четвертое. Реформирование Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов в документе теснейшим образом увязаны с реформированием оборонного промышленного комплекса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следуя духу партнерства, Россия подтверждает в своей военной доктрине, что она отдает предпочтение политическим, дипломатическим и иным невоенным средствам предотвращения, локализации и нейтрализации угроз на региональном и глобальном уровнях.

Разумеется, применение военной силы при поддержании стабильности и мира может оказаться необходимым и оправданным в тех случаях, когда все несиловые средства использованы, но не дали должного эффекта. Но и в этих случаях такое применение должно осуществляться только в рамках Устава ООН, на основе и в контексте решений Совета Безопасности ООН.

Таковы основные ориентиры новой военной доктрины России. Она создает базу для совместной, согласованной практической работы всех ветвей, всех органов государственной власти и управления, общества и граждан по концентрации сил, средств и ресурсов на задачах обеспечения военной безопасности. Военная доктрина, несомненно, станет важным инструментом реализации и защиты национальных интересов нашей страны, поддержания международной стабильности и всеобщего мира.

Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность, основываясь на интересах народа и руководствуясь данной Концепцией.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бульба Д.Д. Концепция национальной безопасности России (проект) // ИАМЦ Стратегия будущего. – 28.12.2004 (редакция 2007 г.).

2. Ивашов Л.Г. О концепции национальной безопасности и Военной доктрине Российской Федерации // Евразийский вестник. – №8. – 27.03.06.

3. http://future.fcos.ru/content/blogsection/0/9/

4. http://www.rusidea.ru/?part=67&id=443