Смекни!
smekni.com

Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил РФ (стр. 5 из 7)

Спасение общества и армии - в развитии культуры. Иного, видимо, нет и не может быть пути. Решающим фактором всех преобразований был, есть и будет сам человек. Только таким людям по силам возродить воинские традиции, поднять авторитет армии, ее роль как школы воспитания. Сегодня выход из создавшегося положения - возвращение к традициям духовной культуры русского офицерского корпуса, наработанные многими поколениями российских офицеров.

Каковы же истоки традиций духовной культуры русских офицеров? Каков вклад русских офицеров в ее развитие? В чем заключаются задачи по формированию духовной культуры сегодняшних офицеров? Ответы на эти вопросы являются целью навей лекции.

Вопрос1. Культурные традиции русской армии. Влияние выдающихся русских полководцев на развитие воспитательного процесса в русской армии

На протяжении 18-19 веков офицерский состав русской армии формировался, как правило, из привилегированного сословия - дворян. Молодые люди, призванные на службу, сначала проходили её на рядовых должностях, а затем получали офицерский чин. В январе 1701 года начала функционировать Навигационная школа; в 1715-м - Академия морокой гвардии, готовившие кадры для флота. С 1731 года подготовка офицерских кадров стала также осуществляться в Шляхетском кадетском корпусе. В 19 веке сеть военных учебных заведений. Наряду с ними существовали казачьи учебные заведения, разного рода офицерские классы и школы, военные гимназии, действовала система производства в офицеры рядовых за боевые заслуги.

Все эти элементы организации учебы и службы непосредственным образом влияли на формирование моральных качеств русского офицера.

Одним из главных требований, предъявляемых к офицерскому составу еще со времен Петра I, был высокий нравственный ценз, понимаемый как совокупность тех личностных качеств, которые необходимы человеку, решившему посвятить себя служению Отечеству.

Своего рода аттестацию кандидату в офицеры давало общество офицеров данного полка путем тайной баллотировки. При таких условиях, несмотря на сословную пестрату, командный состав отличался редким товариществом и единодушием.

Для воспитания качеств, необходимых для военной службы, в годы правления Екатерины 2 были изданы "Правила, по которым всякий офицер, следуя военную службу с полным удовольствием продолжать может". В них осуждались пьянство, ложь, пустословие, бахвальство. Молодой человек должен себя беречь, чтобы таковым титлом не прославиться.

Непременным качеством русского воина и офицера считалась верность православной вере. Петр I в одном из своих приказов по армии объявлял: "Вера и благочестие в особенности необходимы воину; он чаще других бывает в огне, чаще других встречаются со смертью и чаще других имеет нужду в тех утешениях, которые людям подаются святой христианскою верою". Верность христианской вере как необходимое нравственное качество офицера и война отмечал и А.В.Суворов. В связи с этим необходимо вспомнить, что с 1710 года в России существовал и неплохо работал институт военного духовенства. В основе его воспитательной работы лежали догматы Православия, традиции русской армии. Именно чувство глубокого патриотизма было фундаментом ее морали, именно этим чувством был пронизан вековой девиз: "За веру, царя и Отечество!" К этому можно добавить, что и сейчас вера в благородные цели защиты Отечества может скреплять воинские коллективы. Сейчас налаживается связь армии с церковью в целях духовного воспитания российского воинства и законы сейчас не запрещают офицеру отправлять религиозные обряды в служебное время.

Важное место в выработке высоких нравственных качеств уже в 18 веке занимало изучение Истории. Знакомство с деятельностью великих мужей, которые прославились своей храбростью и преданностью Отечеству, способствовало воспитанию в их потомках твердости духа, неустрашимости. О пользе чтения книг по истории и военному искусству, о качествах, необходимых для военной службы, писал А.В. Суворов одному из своих родственников: Достоинства военные суть: храбрость для солдата, бодрость для офицера, мужества для генерала, но оные должны быть руководствуемые правилами порядка и строгости, а управляемы неусыпностью и прозорливостью. Будь чистосердечен с твоими друзьями, умерен в своих нуждах и безупречен в своем поведении.

В службе своему государю являет пламенную резонность; люби истинную славу; отличай благочестие от надменности и гордости. Учись заблаговременно прощать погрешности ближнего и никогда не продай оных в самом себе. Умей пользоваться положением места, будь терпеливым в трудах военных, не унывай в несчастье, предупреждай предметы истинные сомнительные и ложные, остерегайтесь запальчивости. Храни в памяти своей мужей великих, подражай им…"

Русскому офицеру всегда присуща любовь к Отечеству, гордость за принадлежность к русскому народу. Накануне Полтавского сражения Петр I, обращаясь к войску, произнес знаменательные слова: "Воины, пришел час, который должен решить судьбу 0течества! Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь..."

О патриотических чувствах не раз напоминал подчиненным А.В.Суворов.” Мы - русские! 'Мы все одолеем?" Эти олова служили первой заповедью русского офицера.

Поэтому не удивительно, что офицеров, этого периода русской военной истории отличали необыкновенное благородство, удивительная способность подавить личное чистолюбие, забыть свое "Я" в минуты, когда шла речь о пользе Отечеству". Понятие чести, как высокой нравственной категории, без которой нет офицера, стало единым для всего офицерского корпуса русской армии начала 19 века. Что было недостойно младшего начальника, то же возобранялось и старшему, В основе всего лежала идея бескорыстного служения Родине.

С уходом из русской армии соратников Суворова, Румянцева, Кутузова заложенные ими благородные воинские традиции стали исчезать. Осознавая пагубные последствия этого и учитывая, что в армию стали приходить люди из низших сословий, военное руководство стадо думать о создании такой системы подготовки кадетов в военных училищах, которая восполняла бы недостатки семейного воспитания и вырабатывала у обучаемых твердые нравственные качества. С этой целью в 1830 году император Николай I утвердил Устав для военно-учебных заведений второго класса, в котором вопросам нравственного воспитания был отведен целый раздел и ставилась цель "Сделать будущих офицеров добродетельными и благочестивыми". Воспитательный процесс был на­правлен на выработку таких качеств, как благочестие” чувство долга, беспредельная преданность государю, повиновение начальству, нежная почтительность к родителям, уважение к старшим, благодарность и любовь к ближнему. Тем не менее, принятые меры не могли быстро дать положительных результатов. Поэтому после поражения в Крымской войне 1854-1856 годов были предприняты попытки проанализировать причины неудач русской армии. Большинство исследователей пришли к выводу: что основная из них заключается в неправильной постановке системы подготовки и воспитания солдата, в том, что солдат "испортился и совсем не тот, что в эпоху Суворова и Кутузова.

Главная причина происшедших в армии изменений кроется в нравственных качествах руководителей армии, считал военный Министр Д.А. Милютин. Армия эпохи Суворова и Кутузова была сильна не только своими солдатами, сколько духом и личными достоинствами начальников. Генерал старой школы - рыцарь долга и чести, гордый своим призванием, -видел в своих офицерах таких же рыцарей, верных товарищей и помощников. Понимая, что офицер не раб и поденщик, что страх наказания несовместим с достоинством человека, этот генерал искал возвышенных стимулов, чтобы приохотить офицера к работе. Близость к офицеру, обаяние личности начальника, развитие в подчиненных честолюбия - вот те основы, на которых лежало воспитание в армии.

Анализируя эти события, приходишь к мысли о неразрывной связи нравственного состояния русского офицерского корпуса с делами на полях сражений.

Высокие нравственные качества, такие как твердость характера, честолюбие и честь, добросовестность в исполнении своего долга, храбрость и мужество, презрение к смерти и любовь к Отечеству, уважение к поверженному противнику, человеколюбие, чувство дружбы и дисциплины, становились залогом высокого профессионализма командного состава армии и флота.

ВЫВОД :

Русская военная школа прошла большой и сложный путь становления. Идеи Петра I и его учеников, положенные в основу обучения и воспитания войск, на протяжении веков продолжали и развивали выдающиеся военные деятели, полководцы и военачальники. Усилиями лучших представителей офицерского корпуса в России была создана собственная национальная школа воинского воспитания, основанная на глубоком патриотизме, гуманизме, высоком чувстве долга и чести.

Вопрос 2. Русское офицерство – нравы и традиции. Военная тема в русской художественной культуре.

Традицией Российской армии с давних времен было сосредоточение в офицерском корпусе людей не только высокообразованных, но и думающих, творческих. Деятельность российских офицеров распространялась в той или иной мере на все области культуры.

Наиболее показательным здесь является литература. Среди сотен русских литераторов ХУШ - начала XX века примерно каждый третий был офицером или выходцем из офицерской семьи.

Навсегда вошли в историю русской литературы поэты Антиох Кантемир Михаил Собакин, Василий Майков, Гавриил Державин, Яков Княжин, писатели Александр Сумароков, Николай Курганов, Михаил Херасков, Андрей Болотов, Николай Новиков, Василий Капнист, Николай Карамзин и многие другие.

Выдающееся место в русской литературе ХУИ! века занимает Гавриил Державин (1743-1816). Первые десять лет своей службы он прошел простым солдатом. На офицерских должностях Державин прослужил пять лет и в 1777 г. был произведен в капитан-поручики, после чего вскоре был переведен на статскую службу. Его ждала завидная карьера - он стал губернатором, государственным казначеем, министром. Но наибольшую известность получил как поэт. Целый ряд державинских од можно по праву назвать военными. Таковы оды поэта "На взятие Измаила", "На переход Альпийских гор" и другие, посвященные А.Суворову, который был не только героем его творчества.