Смекни!
smekni.com

Место и роль офицеров в реализации требований Министра обороны Российской Федерации по информационному обеспечению реформы Вооруженных Сил РФ (стр. 6 из 7)

XIX век был еще более богато и ярко представлен творчеством офицеров. Начало Отечественной войны 1812 года привело в ряды действующей армии не только тех, кто уже носил офицерский мундир, но и великое множество одаренных людей, стремившихся встретить врага с оружием в руках.

Попросту бежали в армию юные И. Лажечников и А. Грибоедов, устремился в партизанский отряд А. Погорельский, сменили перо на саблю драматурги М. Загоскин и Н. Хмельницкий. Определились в разные полки известнейшие писатели В. Жуковский, П. Вяземский, К. Батюшков, Сергей и Федор Глинка.

Наиболее характерным в этой связи можно назвать творчество героя многих войн и прославленного поэта Дениса Давыдова (1734-1839).

Не случайно чуть ли не все русские поэты первой трети 19 века восторженно воспевали этого человека. Дывыдов вошел в историю как "поэтгусар", "певец-герой". Герой его стихов - лихой рубаха гусар-гуляка и острослов. За этим живым и озорным миром - воспевание свободы, высоких и благородных чувств.

После победы в войне 1812 года передовые русские офицеры выступили решительными сторонниками преобразований в России. Наиболее крупными поэтами из числа офицеров были К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, Ф.Н. Глинка, оставивший потомкам "Очерки Бородинского сражения" и "Письма русского офицера".

Неизмеримо много сделали в этот период для развития отечественной литературы офицеры А.С. Грибоедов, М.Ю. Лермонтов, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, К.Н.. Батюшков, В.И. Даль и десятки других великолепных поэтов и прозаиков. Сегодня каждый культурный человек знает, что такое "Словарь Даля", но гораздо меньше людей осведомлены о том, что....

Владимир Иванович Даль /1801-1872/- писатель, лингвист, фольклорист, атнограф, естествоиспытатель, врач. С 13 лет вместе с будущим флотоводцем П.С. Нахимовым обучался в Петербурге в Московском кадетском корпусе. Начал он свою службу в 1819 г. в чине лейтенанта подает в отставку. Получив диплом доктора /в Дерптском университете, он учился вместе с будущими известными хирургами Ф.И. Иноземцевым и Н.И. Пироговым/, в марте 1829г. отправляется на Балканы для участия в русско-турецкой войне; в 1831 г. в составе русской армии совершает поход в Польшу.

Середина XIX века выдвинула новую плеяду писателей-офицеров.

Севастополькие рассказы", которые написал тогда еще молодой артиллерийский офицер Л.Н.Толстой, бесспорно, свидетельствовали о том, что в литературу пришел новый мощный талант. Дух русского народа, показан в этих рассказах через величие рядового солдата. Именно в солдатах Толстой находит проявление силы и достоинства человеческого характера. Не исключение в этом отношении и его гениальный роман "Война и мир".

В эти же годы расцветает творчество тончайшего лирика А.Фета недавнего унтер-офицера кирасирского полка, служащего в гвардейской части в Новгородской губернии.

Российскому офицерству 20 века выпала нелегкая судьба. На его долю пришлось немало испытаний. Большой вклад внесли российские офицеры в развитие отечественного изобразительного искусства. Военная тема, произведенная, отображающие баталии, воинские подвиги, совершенные во имя защиты Родины всегда занимали в нем значительное место. Однако это отнюдь не означает, что военные художники отображали только войну. В золотой фонд отечественного изобразительного искусства вошли такие выдающиеся имена, как Н.А. Ярошенко, В.В. Верещагин, П.А. Федотов и многие другие.

Своеобразной личностью в русской живописи был Николай Андреевич Ярошенко /1846-1898/. Сын генерала, он окончил кадетский корпус. Петербургскую артиллерийскую академию и сам дослужился до генерала. Входившый в состав передвижников, Н.А.Ярошенко создал выразительные образы простых людей /"Всюду жизнь", "Кочегар"/.

Всем любителям искусства известно имя Павла Андреевича Федотова /.1815-1852/, известного русского живописца и рисовальщика. Он родился в семье офицера. Окончил Московский кадетский корпус. Служил прапорщиком лейб-гвардии Финлядского полка в Петербурге.

П.А. Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. Он ввел в бытовой жанр сюжетную коллизию /"Свежий кавалер", "Сватовство майора"/.

Символом русского искусства батальонной живописи продолжает оставаться творчество Василия Васильевича Верещагина /1842-1904/. Еще учась в Морском кадетском корпусе, Верещагин посещает рисовальную школу. Окончив Морской корпус, оставляет военную службу и полностью посвящает себя живописи. Однако он навсегда оставался связанным с армией. Чтобы своими глазами увидеть боевые действия, он неоднократно, бывал на Кавказе и в Туркестане. Его правдивые батальные сцены на темы войны в Туркестане порождают остротой восприятия и передачи чувств /"Смертельно раненый", "Апофеоз войны" и др./.

Своеобразным явлением в отечественном изобразительном искусстве встала деятельность Студии военных художников им. М.Б. Грекова. Студия военных художников была создана в 1934-1935гг. и названа в честь Митрофана Борисовича Грекова /1899-1934/, художника -баталиста /"Трубачи Первой Конной", "Тачанка" и др./. В студии работали выдающиеся мастера: подполковник Е.В. Вутетич, бывший в годы Великой Отечественной войны командиром взвода, командиром батальона, автор знаменитой скульптуры '"Воин-освободитель" в Трептов-ларке в Берлине, мемориале на Мамаевом кургане в Волгограде.

Значительным событием в нашем искусстве явилось создание коллективом этой Студии шести диорам, показавших важнейшие битвы Великой Отечественной войны, открыток к 50 летнему юбилею Великой Победы в Военно-историческом музее и на Поклонной горе в Москве. Значительный вклад внесли русские офицеры и в развитие отечественной музыкальной культуры. Прежде всего, необходимо отметить наряду с "Пушкиным русской музыки", М.И. Глинкой его современника, гусарского офицера А.А. Алябьева. Участник Отечественной войны 1812 года, неоднократно раненный, награжденный за боевые заслуги несколькими орденами, Александр Александрович Алябьев /1787-1851/ вошел в мировую и отечественную музыку, прежде всего как автор знаменитого романса "Соловей", который до сих пор является вершиной вокального исполнительства. Однако среди его сочинений и оперы ''Буря", "Волшебная ночь", "Рыбак и русалка" и т.д. и балеты, и камерно-инструментальная, а также театральная музыка. Он один из первых положил на музыку стихи А.С. Пушкина, а также В.А. Жуковского, А.А. Дэльвига, Н.М. Языкова.

Мало кто знает, что первый учебник истории и первый музыкальный словарь в России были написаны полковником П.Д. Перепелициным.

Во второй половине XIX в. в Петербурге формируется содружества русских композиторов, получившее название "Могучая кучка", совершившей переворот в развитие не только отечественного, но и мирового классического музыкального искусства, трое были профессиональными офицерами .

Слава русской музыки, один из наиболее исполняемых композиторов -Николай Андреевич Римский-Корсаков /1844-1908гг/. Это профессиональный морской офицер, окончивший Петербургский морской корпус. С 1873 по 1884 год он являлся инспектором военно-музыкальных хоров морского ведомства.

Именно Н.А. Римскому-Корсакову наше музыкальное искусство обязано тем, что Военно-оркестровая служба в России сегодня - одна из ведущих в мире.

В школе гвардейских прапорщиков получил профессиональное военное образование один из величайших композиторов России, родоначальник основных направлений музыкального искусства XX века Модест Петрович 'Мусоргский /1839-1881/. Им написаны великие оперы "Борис Годунов", "Хованщина", "Фортепианный цикл"Картинки с выставки", большое количество песен и романсов.

В послереволюционное время традиции, заложенные велики предками, развивали в армии, прежде всего профессиональные военно-художественные творческие коллективы - военные оркестры и ансамбли песни и пляски. Сегодня никто не осмелится отрицать, что воины Российской армии, и прежде всего ее офицерство, внесли достойный вклад в развитие российской культуры и духовное просвещение своего народа. К какой бы области культурной жизни России ни обратился наш взор, пов­сюду люди в погонах стоят в первых рядах ее творцов, создавая своим умом и талантом то, что они защищали и защищают с оружием в руках.


тема 5: Исторический опыт и уроки военного реформирования в России".

Вопросы:

1. Причина и содержание военных реформ Российского государства 16 по 20 век

2. Уроки, вытекающие из военного реформирования в России.

Вопрос 1

Важнейшим компонентом военных реформ было перевооружение армии и флота. Оно затрагивало сферы разработки новых видов оружия и военной техники, их производство с учетом экономических возможностей страны, освоение и практическое использование. Все осуществленные военные реформы во многом сходны по их структуре, принципам, способам и методам. Вместе с тем, по целому ряду параметров, элементов их содержания конкретные военные реформы имеют некоторые, а порой весьма существенные отличия друг от друга. При определении завершенности военного реформирования исходят как правило из расхождений между задуманным в концепциях, программах и официального провозглашенным запрещенным, государственно - правовых актов.