Смекни!
smekni.com

Методы применения подводных лодок США в действиях по нарушению коммуникаций Японии на Тихом океане во Второй мировой войне (стр. 5 из 7)

Характерной особенностью применения подводных лодок в 1945 году было использование командованием оперативных объединений опыта, накопленного в предшествующий период. Постоянный количественный рост подводных сил на театре, развитие системы базирования, обеспечение подводных лодок в пунктах, прилегающих к районам их патрулирования, позволило усилить боевое воздействие по японскому судоходству.

К началу 1945 года подводные силы США на Тихом океане насчитывали 156 действующих крейсерских подводных лодок, из которых 116 числилось в составе подводных сил центральной части Тихого океана и 40 – в составе флота юго-западной части. В директивах комитета начальников штабов вооруженных сил США флоту и авиации предписывалось продолжать борьбу против японского судоходства, сосредоточенного в прибрежных водах азиатского материка. Поэтому районами боевых действий подводных лодок стали Желтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Яванское и Целебесское моря, а также подходы к южному и восточному побережью Японии. Главные их усилия в январе – марте 1945 года направлялись против японского судоходства в Южно-Китайском море, чтобы окончательно перерезать важнейшую нефтяную коммуникацию. И эта задача в основном была выполнена. Если в феврале в порты Японии поступило 40,4 тыс. тонн нефти, то в марте – в два раза меньше – 20,2 тыс.тонн.

В связи с сокращением японского судоходства и массированным применением авианосной авиации для борьбы на коммуникациях, начиная с мая 1945 года, американское командование прекратило применение подводных лодок в составе групп и перешло к действиям одиночных лодок методами крейсерства в назначенном районе и позиционно-маневренным.

В 1945 году среднемесячные потери японского торгового тоннажа от подводных лодок снизились и составили 56 тыс. рег. тонн. За 8 месяцев 1945 года подводными лодками было произведено 845 торпедных атак, при этом выпущено 3211 торпед, успешные атаки составили 18,3%. Всего было потоплено 155 судов – 447,5 тыс. рег. тонн. Снижение успешности произошло за счет некоторого усиления противолодочной обороны танкеров на коммуникациях вдоль юго-восточных берегов Азии, против которых главным образом действовали американские подводные лодки. В начале августа 1945 года боевые действия американских подводных лодок закончились.

7. Формы методы и способы действий подводных лодок США, их результаты

Основной формой применения американских подводных лодок в борьбе на коммуникациях были систематические боевые действия.

Основная задача, поставленная подводным лодкам с первых дней войны состояла в том, чтобы нарушать судоходство противника на линии Япония - страны «южных морей». Однако наряду с действиями против судоходства противника на основных путях перевозок стратегического сырья, подводные лодки в период напряженной борьбы за острова развертывались на подходах к ним для нарушения воинских перевозок противника. В сочетании с деятельностью других сил действия подводных лодок носили характер блокады, направленной на изоляцию островных гарнизонов.

В основе применения подводных лодок в первые полтора года войны лежала концепция «суммарного тоннажа», однако в результате анализа военно-экономического положения Японии командование ВМС США произвело переоценку значимости потопления различных классов боевых кораблей и типов торговых судов. Объектами номер один для подводных лодок стали танкеры, уничтожению которых стало придаваться особо важное значение с 1943 года.

До 1944 года основным методом использования американских подводных лодок на японских коммуникациях было крейсерство одиночных подводных лодок в назначенных районах (патрулирование, как называли его американцы), главным образом, вдоль основных маршрутов движения судов противника и на узлах коммуникаций. В узкостях (особенно на выходах из внутреннего Японского моря) подводные лодки действовали позиционным методом.

В период с декабря 1941 – август 1942 года проводились, как правило, дневные торпедные атаки из перископного положения. Ночные атаки составляли 20 – 25% общего числа атак, но до установки на всех подводных лодках во второй половине 1942 года радиолокационной аппаратуры, которая использовалась для обнаружения надводных и воздушных целей, были не успешными.

Стрельба велась залпами из 2-4 торпед по площадям, сначала с временным интервалом, а затем веером с дистанции 5-10каб. Наряду со стрельбами с курсовых углов цели, близких к траверзным, американцы практиковали стрельбы с острых курсовых углов (менее 20°). Притом результативность в этом случае была ненамного меньше (23% против 26%). Стрельбы с тупых курсовых углов (170—180°), проводившиеся в 1942 году, дали 10% успешности атак и были признаны нецелесообразными.

После установки (со второй половины 1942г.) на подводных лодках РЛС число ночных атак увеличилось с 30 % в 1942г. до 50 % в 1943г. и до 60 % в 1944г.

На каждой подводной лодке устанавливали радиолокационные станции двух типов – «SJ» и «ST». Антенны поисковых РЛС «SJ» были смонтированы на крыше ограждения рубки, а РЛС торпедной стрельбы «ST» внутри головки перископа, что обеспечивало работу станции на перископной глубине и позволяло совмещать наблюдение в перископ с радиолокационным обзором.

Подводная лодка, следуя в надводном или позиционном положении, с помощью РЛС типа «SJ», обнаруживала цель на дистанции 80 – 95 кабельтовых. Дальнейшее сближение командир проводил, наблюдая за надводной и подводной обстановкой на индикаторе кругового обзора «PI» до получения контакта радиолокатором атак «ST». Надежный контакт эти станции обеспечивали на дальности в пределах 50 кабельтовых. После этого лодка погружалась и маневрирование в точку залпа производила на перископной глубине. При слабой противолодочной обороне транспортов лодки подходили к цели на дистанцию 5 – 12 каб. и производили 2 – 4 торпедный залп. После первой атаки подводная лодка уклонялась от контратаки сил охранения конвоя погружением на 100-метровую глубину и резким изменением курса. Отойдя от места атаки на 30—40 каб, подводная лодка всплывала, если надо, перезаряжала торпедные аппараты и маневрировала для повторной атаки.

В условиях плохой видимости командиры лодок могли выходить в атаки только по данным радара «ST». Будучи на перископной глубине (13 – 14 метров), лодка могла обнаруживать противника и, не всплывая атаковать его. Кроме РЛС лодки были вооружены поисковыми радиолокационными приемниками.

После анализа относительно малоуспешных действий подводных лодок в 1942 году поиск путей повышения эффективности действий привел к разработке и применению группового способа использования подводных лодок. К концу сентября 1943 года практическая отработка первых подводных лодок, выделенных для действий в составе групп, была завершена. Первые три группы подводных лодок осенью 1943 года начали отработку этого метода применения сил в боевых условиях. И, хотя первый опыт дал не слишком высокие результаты и выявил трудности в организации координированных атак, тем не менее, этот метод был признан перспективным.

Переход к такому методу применения стал осуществляться на театре в апреле – мае 1944 года. С середины 1944 года крейсерство тактических групп подводных лодок стало основным методом их использования. Группы, так же как и одиночные подводные лодки, использовались методом крейсерства в назначенных районах.

Всего за войну американские подводные лодки произвели 116 групповых выходов в составе от двух до семи единиц. Наиболее распространенными в действиях на японских коммуникациях были трехлодочные группы. Двухлодочные группы развертывались обычно в узкостях. Использование подводных лодок даже в таких небольших группах повысило эффективность поиска и уничтожения конвоев противника. Группы из 4, 5, 7 подводных лодок нашли применение, главным образом, для обеспечения боевых действий авианосных соединений в качестве сил разведки и оперативного прикрытия.

Групповые действия своих подводных лодок американцы именовали «волчьими стаями» по аналогии с групповыми действиями немецких подводных лодок в Атлантике. Но американские «волчьи стаи» принципиально отличались от групповых действий немецких подводных лодок. Американские подводные лодки использовались не в подвижных, управляемых с берега завесах, а в тактических группах. Подводные лодки группы действовали в тактическом взаимодействии, а управлял ею командир группы. Функции же берегового КП сводились, в основном, к информации подводных лодок об общей обстановке.

Тактика американских «волчьих стай», по словам самих американцев, «состояла скорее в совместных поисках кораблей противника, чем в согласованной атаке». Командиром группы назначался наиболее опытный из командиров подводных лодок группы. Последняя обычно вела поиск противника с помощью радиолокации строем фронта в надводном положении, идя вдоль путей движения японских конвоев. Обнаружив конвой, подводная лодка определяла его состав и элементы движения и сообщала эти данные другим подводным лодкам группы. Пользуясь преимуществом в скорости, подводные лодки в надводном положении выходили в голову конвоя и самостоятельно атаковали его обычно из надводного положения ночью. После завершения атак и отрыва подводных лодок от противника командир группы назначал им место встречи для обмена информацией и согласования плана дальнейших действий.

Подавляющее превосходство в радиоэлектронном вооружении американских подводных лодок над японскими кораблями охранения конвои оказывались не в состоянии отразить эти удары американцев. Использование последними своих подводных лодок в небольших тактических группах определялось, прежде всего, оперативной целесообразностью. Свои перевозки японцы вели небольшими (4— 6 транспортов) конвоями со слабым охранением (1—3 корабля). Поэтому для больших групп здесь практически не было достойных объектов атак. Да и возможности маневра маршрутами конвоев были незначительными.