Смекни!
smekni.com

Особенности воинской дисциплины и дисциплины в воинских колективах (стр. 2 из 5)

Привитие воинам этого качества невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентиро­вочной основы поведения военнослужащих. Говоря проще, коман­дир должен каждый раз разъяснять военнослужащему, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает молодым солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быст­ро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиваться хороших результатов в боевой подготовке.

Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за со­весть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисци­плинированности.

Практика показывает, что легче достичь желаемых результатов, когда и сами воины активно вовлечены в этот процесс.

Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужа­щего, способствующую не только усилению или ослаблению опре­деленных качеств его личности, но и формированию тех из них, ко­торые ранее у него отсутствовали. Анализ призывного контингента последних лет показывает, что многие молодые люди до призыва на службу воспитывались в неполных семьях, находились под влияни­ем неблагоприятной социальной среды, различных неформальных объединений. Следствие этого- случаи самовольных отлучек, упот­ребления спиртных напитков, нарушений уставных правил.

Важно, чтобы каждый воин понял, что выработка у себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

При этом нельзя забывать о развитии самосознания воина, кото­рое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в слу­жебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны - самооценка и самоанализ-самооценка отражает жизненную позицию человека, определя­ет его отношение к стоящим задачам.

Многому можно научиться, следуя примерам команди­ров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердив­шимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат, матрос невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепе­редачи, кино- и видеофильмы[7].

Более высокий уровень самосознания — самоанализ. Это мыс­ленное разделение воином своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Про­стая констатация - "хорош я или плох" - его уже не удовлетворяет, он хочет получить ответ, в чем он плох, почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только касался отрицатель­ных моментов, но и включал положительные. В таком случае чело­век не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постара­ется самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим, находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой велико значение самоконтроля - умения критически взглянуть на свои поступки через призму требований ус­тавных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их ис­правления. Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют тре­бовательность друг к другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установ­ленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе мо­рально-волевой устойчивости воина. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их раз­витие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способст­вующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают че­ловеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осо­знание воинами их значимости становится мощным стимулом в ра­боте над собой.

Считаю, что самые подходящие методы для воспитания дисциплиниро­ванности - это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение, следование примеру и т. п.

Самоупражнение, есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных ка­честв, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявля­ется в следующей последовательности:

- анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

- выработка установки на действие;

- проигрыш действия про себя;

- выполнение его по частям или в целом;

- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение, помогает в обосновании совершаемых поступ­ков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно зачастую проявляется в виде внут­ренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществ­ляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровер­жения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение, проявляется в воздействии на себя краткой сло­весной формулой в целях управления своим психическим и физиче­ским состоянием. Например: "не болтай", "не крутись", "напрягись", "еще есть силы". Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняют­ся слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение, состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уста­вов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выпол­нению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Само­принуждение стимулируется требовательным самоконтролем, само­убеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Во внутренних войсках РФ, как отмечается в Дисциплинарном уставе, «воинская дисциплина основывается на осознании каждым во­еннослужащим высокого долга и личной ответственности за защиту своего Отечества»[8]. Поэтому одним из важнейших направлений работы по формированию и укреплению высокой дисциплины является раз­витие, углубление ее сознательного характера. Но прежде чем воспи­тывать сознательную воинскую дисциплину, надо четко знать, что она собой представляет.

Первоочередная задача анализа категориального статуса сознательной дисциплины — выяснение сущности сознательности как главного ее свойства и определение соответствующей парной категории. Это необходимо для понимания того, что является источником, внутренней причиной, движущей силой преобразования воинской дис­циплины в сознательную.

Сознательность в воинской дисциплине, на мой взгляд, связана и противопоставляется такой парной ей категории, как «стихийность». Иначе говоря, понять причину и механизм возникновения сознатель­ной воинской дисциплины можно только на основе анализа взаимо­связи и соотношения стихийности и сознательности. При этом сти­хийный характер соблюдения воинской дисциплины не означа­ет бессознательного поведения военнослужащих. Каждый воин всегда действует осознанно, целеустремленно, под воздействием определен­ных мотивов и для достижения каких-либо целей. Следовательно, не­обходимо видеть различие между сознанием как свойством, отли­чающим людей от животных, и сознательностью как специфи­ческой чертой, существенной гранью человека, отражающей его убежденность, ответственность, активность и определяющей качество его поведения, деятельности. Поэтому осознанный, целеустремленный характер поступков и действий личного состава Внутренних войск — это еще не признак сознательной воинской дисциплины.

Стихийность в воинской дисциплине — это соблюдение или на рушение норм поведений, определенных для личного состава, при иска­женном или неверном представлении о их необходимости, сущности, роли и задачах. Вторым характерным признаком стихийности является нали­чие у военнослужащих мотивов, выражающих стремление к достижению определенных личных целей, не соответствующих тем, что ставятся пе­ред личным составом армии и флота государством. Поэтому стихийность при выполнении требований дисциплины выражается в нарушениях по­следней или в соблюдении норм, правил поведения военнослужащих под воздействием мотивов; которые не выражают правильного понимания необходимости, сущности и роли воинской дисциплины.

Сознательность в воинской дисциплине — это поведение во­еннослужащих, обусловленное правильным пониманием необходи­мости, сущности, роли и задач, установленных норм поведения как важнейшего фактора мощи и боевой готовности Вооруженных Сил. В данном случае понятие «сознательность» выражает уровень, глубину понимания воинской Дисциплины как специфического общественно­го явления. Характерным признаком сознательности в дисциплине является наличие таких мотивов поведения военнослужащих, кото­рые обусловлены прочными личными убеждениями в необходимости и полезности воинской дисциплины, осознанием своего воинского долга и личной ответственности перед государством, коллективом за свое поведение. Именно, такие мотивы выступают внутренней непо­средственной причиной сознательного выполнения норм, правил по­ведения, установленных законами и воинскими уставами для личного состава Внутренних войск МВД РФ.