Смекни!
smekni.com

Человек – существо социальное (стр. 4 из 7)

Личность представляет собой единое целое. Ее отдельные черты и свойства сложным (и нередко очень противоречивым) образом взаимосвязаны. Одна и та же черта может у разных личностей проявляться по-разному, в зависимости от ее сочетания и взаимодействия с другими чертами.

Например, настойчивость в соединении с самокритичностью — очень полезная для успешной деятельности комбинация психических качеств, а настойчивость в сочетании со слепой верой может вести к бессмысленному фанатизму.

Личность проявляет себя в поступках, т. е. действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность. Поступок есть всегда результат свободного выбора. Но свободу выбора никоим образом нельзя понимать как абсолютный произвол. Наоборот, абсолютный произвол на самом деле есть несвобода, ибо он означает, что личность неспособна контролировать свои действия и совершает их в конечном счете под давлением каких-либо мимолетных прихотей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет его своим внутренним установкам, убеждениям, принципам, которых она придерживается независимо от тех или иных преходящих обстоятельств. Важнейшую роль здесь играют нравственные принципы. Таким образом, условием свободы является самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению «властвовать собой» личность сохраняет свою свободу, автономию, способность сопротивляться внешнему принуждению.

Личность человека более или менее пластична. Она изменяется на протяжении своей жизни и в разных жизненных ситуациях может обнаруживать себя по-разному. Но тем не менее существует определенная устойчивость, стабильность качеств личности, обеспечивающая ее сохранность, ее тождество самой себе. Отсюда вытекает возможность с большей или меньшей точностью предсказывать ее поведение.

Механизм поведения, приводящий личность к совершению какого-либо поступка. Личность формируется под воздействием конкретных условий жизни, а также под влиянием социальной действительности в целом (т. е. состояния общества, типа общественных отношений). Когда в действительности возникает ситуация, в которой личность должна определить, как ей следует поступить, то у нее в зависимости от этой ситуации и от своих внутренних установок возникает мотивация, побуждающая ее принять соответствующее решение. Исполнение решения выливается в определенный поступок. Он вносит изменения в данную ситуацию, что далее может как-то сказаться на условиях жизни личности и на социальной действительности. Надо добавить, что поступки личности — особенно поступки значимые, трудные, требующие больших усилий воли и затрат энергии, — оказывают обратное воздействие на личность и являются важным фактором ее развития.

В какой мере психические особенности личности обусловлены генетически? Есть данные, свидетельствующие о том, что наследственность в значительной степени определяет многие черты психического облика человека. Вероятно, существуют гены, ответственные за такие качества личности, как агрессивность, смелость и трусость, альтруизм и эгоизм, наклонность к алкоголизму и некоторым психическим заболеваниям. Исследования интеллектуальных способностей позволяют полагать, что наследственность на 60-80% определяет уровень интеллекта.

Несомненно, люди уже при рождении не равны по своим прирожденным свойствам и возможностям. Степень этого неравенства различна, но оно есть объективный факт. Природа делает нас неравными, и никакое социальное, правовое или политическое равенство не может этого устранить (что, однако, никоим образом не должно служить поводом для отказа от демократического принципа гражданского равенства всех членов общества).

Указывая на генетическую обусловленность психических свойств личности, иногда делают вывод о том, что каждому «на роду написано», кем он должен быть: одним от рождения дан талант, обеспечивающий их жизненные успехи, другие же от рождения обречены стать посредственностями, а третьих ген врожденной преступности неудержимо толкает на асоциальное поведение.

Однако от генов зависят только свойства белков, которые синтезируются в клетках мозга. Это действительно определяет какие-то особенности строения и функционирования мозга. Но подобные генетически обусловленные особенности являются лишь предпосылками для формирования тех или иных психических качеств и форм поведения. Наличие таких предпосылок повышает вероятность того, что эти качества и формы станут характерными для данной личности. Однако фатальной неизбежности тут нет: врожденная предрасположенность к ним совсем не обязательно должна вести к реализации их в жизни.

Академик Д. К. Беляев, видный современный ученый-генетик, отмечает: «Практически все свойства психики И поведения нормальных, то есть здоровых, людей очень лабильны и тренируемы, так что под влиянием условий воспитания и социального окружения на одной и той же наследственной основе эти свойства могут достигнуть разного уровня развития и в количественном, и в качественном выражении. Громадная пластичность мозга, тренируемость и обучаемость исключает фатальное значение генетической программы, и поэтому нельзя понимать дело так, что наличие тех или иных врожденных потенций жестко и с фатальной неизбежностью определяет качества самого человека».

Психические черты и способности человека развиваются на основе природных, врожденных задатков, связанных с какими-то врожденными особенностями мозга. Возможности, созданные наличием задатков, в зависимости от обстоятельств могут реализоваться, а могут остаться нереализованными. Задатки многозначны: какие именно способности (и к какой деятельности) из них вырастут — этого они не предопределяют.

Способности к определенному виду деятельности могут проявиться у личности только тогда, когда этот вид деятельности в принципе возможен в обществе.

В первобытных скотоводческих племенах никто не мог проявить способностей финансиста или бизнесмена. Пока не появилась письменность, не существовало и способностей к литературному труду.

Таким образом, прирожденные психические задатки, имеющиеся у индивидов, в разных социокультурных условиях реализуются по-разному, в зависимости от того, какие формы поведения доступны для них в этих условиях. Способности в отличие от задатков не являются врожденными — они формируются благодаря тому, что создаются благоприятные условия для деятельности, совершенствующей природные задатки. Как и другие свойства личности, способности не только проявляются, но и вырабатываются в деятельности. Средством их развития и совершенствования служит постоянное и упорное упражнение, само осуществление личностью той деятельности, для которой они нужны.

Родословные знаменитых деятелей науки и искусства свидетельствуют, что у них нередко было много талантливых родственников; это подтверждает существование передающихся генетически задатков. Так, установлено, что прабабушки Пушкина и Л. Толстого были родными сестрами. Пять крупнейших деятелей немецкой культуры — поэты Шиллер и Гельдерлин, философы Шеллинг и Гегель, физик Планк — имели общего предка, жившего в XV в.

В родословной Иоганна Себастьяна Баха насчитывается около 60 музыкантов, в том числе 26 выдающихся. Все они потомки жившего в XVI в. булочника и любителя музыки Баха, от которого музыкальные задатки передавались исключительно по мужской линии на протяжении чуть ли не десятка поколений. Род этот получил такую славу, что в Германии одно время городских музыкантов вообще стали звать «бахами».

Известны целые династии артистов, художников, ученых, врачей, моряков, сталеваров. Однако во всех подобных случаях дети не только получают от родителей определенные задатки, но и воспитываются в среде, которая содействует развитию этих задатков. Можно сказать, что здесь действует не только биологическая, но и социально-культурная наследственность.

6. Социализация личности

Человек становится личностью благодаря тому, что живет в обществе и во взаимодействии с другими людьми развивает те возможности, которые заложены в его биологической, природе. Вне общества эти возможности не могли бы реализоваться, человек не смог бы стать личностью.

«Люди только совместно образуют человека и являются тем, чем может и должен быть человек».

Личность — категория социально-историческая. Она характеризует индивида как члена определенного, исторически конкретного общества, который обладает необходимыми для жизни в этом обществе социальными качествами.

Процесс усвоения индивидом социального опыта, приобретения им качеств, позволяющих ему быть членом общества, называется социализацией личности.

Социализация — это процесс формирования и развития личности, который начинается с момента рождения человека и продолжается в течение всей его жизни. Социализация осуществляется под влиянием всех общественных условий жизни человека. Ее основа — общение и деятельность индивида в семье, школе, трудовом коллективе, различных неформальных группах. Огромную роль в социализации личности играют воспитание, обучение, самообразование.

В процессе социализации индивид включается в мир человеческой культуры. Вхождение его в этот мир опирается прежде всего, на освоение языка и на овладение выработанными опытом предшествующих поколений формами контакта с другими людьми и способами обращения с предметами окружающей среды. Приобщаясь к культуре, индивид овладевает существующими в ней знаниями, ценностями, программами поведения и становится ее потребителем, носителем и творцом. Однако накопленное обществом богатство культуры слишком огромно и многообразно, чтобы отдельный индивид мог охватить его целиком, во всем объеме. Каждая личность способна овладеть лишь некоторой малой частью культуры.