Смекни!
smekni.com

Человек – существо социальное (стр. 5 из 7)

«Проблема овладения культурой для каждого человека практически является проблемой выбора из всех накопленных человечеством культурных ценностей тех сравнительно немногих, которые он может освоить на протяжении жизни».

Этот выбор зависит от массы факторов. Он может складываться как на основе случайного знакомства с теми или иными сторонами культуры и произведениями искусства, науки, философии, техники, так и вследствие целенаправленного и планомерного изучения какой-то одной сферы культурной жизни общества. Во многом он определятся объективными условиями, которые могут либо способствовать культурному развитию личности, либо ограничивать ее доступ к культурным богатствам человечества. Но немалую роль здесь играют и субъективные особенности личности — ее склонности и способности, ее воля и настойчивость.

В силу своеобразия индивидуального выбора у каждой личности образуется свой особый комплекс освоенных ею культурных достижений человечества — ее «культурный диапазон». Этот диапазон в течение жизни изменяется, и чем шире он, тем выше уровень культурного развития личности. От особенностей культурного диапазона личности зависит ее духовный мир, круг ее знаний, запросов и интересов. Повышение уровня культуры порождает у нее новые и более сложные потребности и интересы, а это, в свою очередь, стимулирует дальнейший культурный рост личности.

Развитая личность не замыкается в узкий круг забот о своем материальном благополучии. Подлинно человеческие потребности — это потребности духовные (ибо материальные потребности обусловлены в конечном счете биологической природой человека, тогда как духовные имеют чисто человеческий, социальный характер).

Индивида, который превыше всего ставит материальные блага, Гегель называл рабом своей «физической самости».

Действительно культурному человеку не свойственно ограничивать свои духовные интересы одними только утилитарными ценностями, т. е. стремиться из всей человеческой культуры освоить только то, что полезно для выполнения каких-то практических — профессиональных, служебных, бытовых и прочих дел. Такая тенденция проявляется, например, у части студентов технических вузов, считающих достойным внимания только «точное» физико-математическое, техническое знание и с пренебрежением относящихся к искусству и всякой «гуманистике» — истории, философии, эстетике. Недооценка общего образования, гуманитарной культуры превращает личность в слугу своей производственной функции, в «фактор производства».

Высшие культурные ценности — добро, красота, свобода, справедливость и др. — неутилитарны, они сами по себе никакой практической пользы человеку не дают. Более того, во имя этих ценностей человек подчас готов идти на любые материальные жертвы. Ориентация на неутилитарные духовные ценности определяет то, что называют духовностью. Духовность личности — ее способность возвыситься над эгоизмом и корыстью, поставить задачу развития своего духа выше материально-практических нужд. «Не хлебом единым жив человек» — эта старая истина выражает одно из существеннейших условий подлинно человеческого бытия.

7. Загадка человеческого «Я»

Из того, что до сих пор было сказано о личности, можно заключить, что для ее понимания надо знать ее психологические особенности, культурный диапазон, социальные роли; Однако исчерпывается ли этим личность? Конечно, познать отдельного индивида во всех указанных аспектах, изучая его «со стороны», невероятно трудно. Но, может быть, он сам, зная о себе то, что не знает никто другой, способен дать исчерпывающий ответ на вопрос: «Что такое "Я"?» Попробуйте ответить и вы убедитесь, что личность является загадкой даже для себя самой. «Человеческое "Я"» — одна из самых сложных «вечных» проблем философии, у которой до сих пор нет окончательного решения.

Словом «Я» каждый человек называет только себя, назвать этим словом другого человека нельзя. «Я» есть нечто такое, чем человек является для себя самого. Мое «Я» всегда со мной, от него нельзя избавиться. Его у меня никто никогда не отберет, оно не может быть отделено от меня и не может быть никем другим присвоено себе.

Никто не может воспринять мое «Я», как его воспринимаю я сам. Я воспринимаю свое «Я» «изнутри». В результате такого восприятия у каждого человека образуется особая «часть» сознания, которую называют самосознанием. Это очень необычная его «часть». В самом деле, предметом самосознания является его человек-носитель, и, значит, в предмет самосознания входит и сознание человека вместе с его самосознанием. Таким образом, самосознание имеет своим предметом также и самого себя.

В живом, функционирующем индивидуальном сознании, быстро меняющем свое содержание, граница между самосознанием, направленным на «Я», и остальной частью сознания, направленной на «не-Я», подвижна. Область самосознания то расширяется, охватывая почти все поле сознания (когда личность поглощена мыслями о себе), то сжимается, стягиваясь к какой-то мерцающей в сердцевине сознания точке (когда человек, увлеченный, например, чтением, забывает о самом себе). Однако самосознание всегда присутствует в сознании. Сознание без него так же не может существовать, как и оно без сознания.

Формирование самосознания начинается у человека в раннем детстве с простейших актов самоощущения и самоузнавания. Уже к концу первого года жизни ребенок отличает собственное тело от всего другого, хотя в процессе овладения речью он сначала называет себя так, как его называют другие, и лишь в возрасте двух-трех лет осваивает местоимение «Я». В развитии самосознания огромную роль играет общение с другими людьми, сравнение себя с ними и восприятие их мнений о себе.

В подростковом и юношеском возрасте отдельные частные самохарактеристики постепенно синтезируются в целостную систему представлений о своем «Я» — «Я-концепцию». У каждой сформировавшейся личности есть определенная «Я-концепция». Люди обычно с трудом вносят в нее изменения, и она в более или менее стабильном виде сохраняется на протяжении всей жизни человека.

«Внешнее Я» — это мое представление о том, как я «выгляжу», какое впечатление произвожу на других. Здесь надо различать «изображаемое Я» — образ моего Я, который я рисую в глазах окружающих, и «воспринимаемое Я» — как меня в действительности воспринимают другие.

«Внутреннее Я» — мое представление о том, каков я есть «на самом деле», т. е. каким я предстаю перед самим собой. Это представление включает образы «реального Я» (каков я есть в настоящее время), «потенциального Я» (каким я намерен стать и через некоторое время стану) и «идеального Я» (каким я хотел бы быть и к чему считаю нужным, по крайней мере, стремиться).

Указанные образы «Я» не всегда являются достаточно взаимосогласованными. Между ними могут возникать противоречия.

Например, я могу изображать из себя весельчака и шутника, но при этом обнаруживать, что другим я кажусь скучным и шутки мои они вовсе не считают остроумными. Мое «реальное Я» может оказаться несоответствующим «идеальному Я». А «внешнее Я» может быть «маской», которая мне самому противна и лишь мешает проявить мое «внутреннее Я» и быть тем, чем я на самом деле являюсь («реальное Я») или могу быть («потенциальное Я»).

Подобные противоречия разрушают «Я-концепцию» и вызывают психологический дискомфорт (вплоть до распада личности). Чтобы устранить их и сохранить целостность «Я-концепции» (и своей личности), человеку приходится обращаться к самосознанию и изменять сложившуюся в нем «Я-концепцию» или перестраивать себя в соответствии с ней.

Самосознание выполняет по отношению к «Я» те же функции, что и сознание:

познавательную (интеллектуальную) — самопознание, самонаблюдение, самооценка;

целеполагающую (мотивационную) — определение целей и направлений самосовершенствования (формирование образов «потенциального Я» и «идеального Я»);

оценочно-ориентировочную (эмоциональную) — осознание своего самочувствия, формирование эмоционально-ценностного отношения к себе (нравственные самооценки, самоуважение, себялюбие и т. д.), которое опирается в значительной степени на сопоставление «реального Я» с другими образами «Я»;

управленческую (волевую) — саморегуляция, самоконтроль, самовоспитание.

Однако представления человека о своем «Я», возникающие в его самосознании, — это не то же самое, что его действительное «Я». Это лишь образы «Я», а не само «Я» (хотя между «Я» и образом «Я» есть взаимосвязь).

Мое «Я» есть то, что обладает моим сознанием и является его носителем, а не то, что имеется в моем сознании, когда я думаю о себе. Что же понимается под словом «Я», какой смысл вкладывается в это слово?

Слово «Я» употребляется людьми в трех основных смыслах.

Я как единый, целостный организм, являющийся носителем всех моих физических и духовных свойств, — телесное (или физическое) «Я». В этом смысле мое «Я» противополагается всем предметам и явлениям окружающей меня среды.

Я как член общества — социальное «Я». В этом смысле мое «Я» сопоставляется с «Ты», т. е. другой личностью, с «Мы», т. е. группой людей, в которую я себя включаю, с «Они», т. е. группой, от которой я себя отделяю.

Я как духовное начало, как психическое образование, составляющее «внутреннее ядро» моей личности, — духовное «Я». В этом-смысле мое «Я» противостоит не только моему телу, которое служит его «вместилищем», но и моим действиям, мыслям, чувствам, желаниям, которые выступают лишь как его отдельные акты, состояния и проявления.