Смекни!
smekni.com

Научные и религиозные концепции происхождения Вселенной и жизни на Земле (стр. 2 из 3)

Если отрицать боговдохновенность Книги Бытия, выглядит невозможным объяснить естественнонаучные знания пророка Моисея, жившего несколько тысячелетий назад и отнюдь не занимавшегося палеонтологическими раскопками с целью выяснить, где – в воде или на земле – произошли первые животные.

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1, 24-25).

Так рассказывает Библия о первом этапе творений шестого дня. В настоящее время появление млекопитающих связывают с находками крайне скудных остатков в отложениях средней и верхней юры. В последующие эпохи появилось все богатство форм и красок млекопитающих – от крохотных полевок до гигантских слонов, - заселивших все леса и степи земного шара. Причем, в Библии нет указания на мгновенность появления всех родов животных.

Классификация живых существ показывает иерархическую и генетическую связь между ними. Попытку объяснить происхождение видов предпринял Ч.Дарвин в своей известной теории. Он считал, что ключевую роль в образовании новых видов играет естественный отбор. Выживают сильнейшие особи, у которых развиваются определенные приспособления к условиям обитания. В основе эволюции лежат случайные изменения в отдельных элементов в организмах при переходе от поколения к поколению. Те изменения, которые имеют приспособительный характер, передаются по наследству. Особи, не имеющие этих изменений, погибают. Так образуется популяция из более приспособленных особей. Идея естественного отбора возникла из аналогии с искусственным, с помощью которого человек выводит нужные ему сорта растений или породы животных. Однако у селекционера все особи, лишенные полезных признаков, не участвуют в формировании популяции. Аналогия с естественным отбором была бы полной, если бы все особи, не имеющие достаточно развитого приспособления, автоматически погибали бы или оказывались бесплодными. Но это значило бы, что природа действует так же разумно, как и селекционер, ставя себе цели.

Интересно, что даже теория Дарвина, (конечно, не в дурном пересказе советских учебников по материализму) не отрицает идею творения. Как заметил Тимофеев-Ресовский, в «Происхождении видов» Дарвин говорит о чем угодно, кроме происхождения видов. Теория описывает вариативность в рамках одной популяции, но не дает исчерпывающего объяснения «скачка» из одного вида в другой, а также не отвечает на вопрос о первоначальном происхождении живых существ. К тому же, сам-то Дарвин не был атеистом, а признавал существование Творца, о чем можно прочесть в завершении основного труда своей жизни. Кстати, одним из первых, кто понял подлинно религиозное значение эволюционной идеи, был не кто иной, как дед Чарльза Дарвина - поэт и натуралист Эразм Дарвин. «Мир, - писал он в своей "Зоономии", - развивался... образовался постепенно из небольшого начала, увеличивался благодаря деятельности присущих ему сил... Какая это возвышенная мысль о безграничной мощи великого Зодчего, Причины всех причин, Отца всех отцов, Существа существ!»

Современной является синтетическая теория эволюции (СТЭ), объединившая в себе дарвинизм с генетикой, отцом которой является католический монах Мендель. Это теория неодарвинизма - дарвинизма, скрещенного с теорией мутации. Теория мутации в классической своем варианте предполагает, что мутации происходят случайно, то есть имеет место случайный фактор (изменение радиационного фона, кислотной среды и.т.п.), в результате приводящий к редупликации ДНК. По поводу этих случайностей не без ехидства заметил однажды Честертон, что пока еще «никто не доказал, что моторы возникли сами собой из железного лома, а из машин выжили только те, у которых случайно развился карбюратор». Действительно, трудно себе даже представить, как маловероятно развитие жизни и усложнение ее форм, если не признавать некой разумной силы, руководящей природой. Да и сами ДНК и РНК, несущие и передающие наследственную информацию, выглядят произведением бесконечно мудрого Божественного Логоса… Также существует теория номогенеза, согласно которой эволюция происходит на основе не случайностей, а закономерностей

Альтернативе эволюции материи, особенно ее биологической формы, сейчас модно противопоставлять т.н. креационизм, являющийся протестантской идеологией, которая постулирует неизменность первоначально созданного мира и невмешательства Творца более в сотворенную материю. Представители этого направления отвергают эволюцию как таковую. Литература креационистов проникает и в Россию и становится, кстати, весьма популярной среди народа, уставшего от советского диалектического материализма. Креационизм настаивает на молодости Вселенной, приводя порой интересные доводы.

Например, в статье Грэйда С. МакМартри «Свидетельства молодости вселенной» обращается внимание читателя на тот факт, что Земля периодически подвергается «бомбардировке» космическими телами, большая часть которых сгорает в атмосфере, но некоторые периодически достигают земной поверхности. Если накопление летописи окаменелостей действительно представляло собой происходившее на протяжении более чем полутора миллиардов лет накопление останков умерших растений и животных, и если хотя бы одному метеориту в год удавалось достичь поверхности Земли, мы были бы
вправе ожидать присутствия полутора миллиардов метеоритов, рассеянных по
всей толщине геохронологической колонны. Однако метеориты находят лишь в самых верхних слоях, а в более низких, то есть в исследовании более древних слоях летописи окаменелостей метеориты вообще не упоминаются. Это, по мнению автора, говорит об относительной молодости Вселенной.

Автор приводит еще одно интересное свидетельство - теорию Геpмана фон Гельмгольца, который был убежден, что вся энеpгия, pассеиваемая Солнцем,
чеpпается в гpавитационном сжатии. Это означает что Солнце, будучи
гигантским газовым шаpом, подвеpжено колоссальному действию гpавитационных
сил, заставляющих его сжиматься во все меньший и меньший объем. Сегодня у нас есть научные доказательства того, что Гельмгольц был пpав. Окpужность Солнца уменьшается со скоpостью пpимеpно пять футов в час. Эта скоpость означает уменьшение pазмеpа Солнца на 1% за 1000 лет. Если бы Солнцу было только 6000 лет, во вpемя сотвоpения оно было бы лишь на 6% больше, чем сейчас. Если увеличивать pазмеp Солнца на 1% за каждые 1000 лет по меpе пpодвижения назад во вpемени, то уже 20 млн. лет назад его поверхность будет касаться Земли. Таким образом, ни о жизни на Земле (которой, как утверждают, около 5 млрд. лет), ни тем более о Меркурии и Венере тогда не может быть и речи.

Земля - это большой горячий камень, летящий со скоростью 64000 миль в час в холодном космосе. Когда-нибудь камень остынет и станет холодным до самой середины. Земной шаp теряет тепла, излучаемого в космос, больше, чем получает его от Солнца. И так - каждый день. Каждый день суммарное тепло недр расходуется. Земля остывает с большой скоростью. Мы теряем порядка десяти в двенадцатой степени калорий в секунду. Это - большая потеря теплоты. Hам известно количество теплоты внyтpи земного шара. Таким образом, остывание заняло бы всего 40 млн. лет. Но поскольку внутри Земля все еще пышет жаром, значит ей гораздо меньше 40 млн. лет.

В Америке существует даже целый институт научного креационизма. Креационисты пытаются доказать неизменность однажды сотворенного Богом мира. Им, возможно, кажется, что затягивание этого процесса является умалением Божественного величия. Однако на вопрос о том, Творец какого мира – подвижного и развивающегося или мира статичного, где все укладывается в раз и навсегда определенные рамки, - должен обладать большей мудростию и большим могуществом, очевиден ответ: конечно, первого. Вероятно, появление креационизма именно в протестантской среде во многом объясняется особенностями мировоззрения этой конфессии. Дело в том, что в отличии от Православия (где «вера без дел мертва»), понятие синергии (сотрудничества, соработничества человека с Богом) протестантами не приемлется. Если человек не может быть соучастником своего спасения, не может «сотрудничать» с Богом, то как же можно признать такое право за дочеловеческим миром? А ведь сама библейская терминология удивительным образом совпадает с эволюционным взглядом («да произведет вода…», «да произведет земля»). Глагол «производить» указывает на связь между отдельными фазами формирования животного мира и более того – на связь между живой и неживой природой.

Кстати, о том, что религиозное мировоззрение отнюдь не противоречит научному (хотя советская антирелигиозная пропаганда упорно пыталась убедить в том, что религия есть враг науки), свидетельствует тот факт, что множество выдающихся мировых ученых были людьми глубоко верующими. Для примера можно назвать Николая Коперника, который в предисловии к своей работе о гелиоцентризме написал, что опровергнуть ее можно лишь «намеренно искажая какое-либо место Священного писания»; Исаака Ньютона; Михаила Ломоносова (взять хотя бы его стихотворения, полные восхищения Создателем мира); академика Павлова, Альберта Эйнштейна.

Что касается самой животрепещущей темы – происхождения человека, то господствующая в науке мысль гласит о том, что биологический предок человека – обезьяна. И задача науки состоит в отыскании остатков переходных форм.

На первых порах раскопки, казалось, принесли то, чего от них ожидали. В 1892 году на о. Ява Э. Дюбуа нашел кости существа, которое окрестили "обезьяночеловек прямостоящий" - Pitecantropus Erektus. 1911 году в Англии обнаружили обломки черепа и челюсти с явно обезьяньими чертами. Их объявили принадлежащими "Человеку зари", эоантропу. В 1924 году в Африке Р. Дарт открыл череп обезьяны с чертами, сближающими ее с человеком. Ее назвали "южной обезьяной", австралопитеком. И наконец, в 1927 году в Китае, близ Пекина, были найдены череп и кости очень похожего на питекантропа существа, названного синантропом. Кроме того, уже и раньше в Европе находили окаменевшие кости существ, очень близких к человеку. Они получили название "первобытных людей", или неандертальцев, по имени местечка, в котором останки этого существа были впервые обнаружены.