Смекни!
smekni.com

Снайперское искусство и его применение в наступлении и обороне (стр. 4 из 7)

Случайная комбинация способностей снайпера, баллистических возможностей винтовки и погодных ус­ловий иногда приводила к ситуациям, которые кажутся неправдоподобными.

Советско-финская война30 ноября 1939 г. Советский Союз начал воину, целью которой являлось установление коммунистичес­кого режима в Финляндии и захват Карельского перешейка. Около миллиона советских солдат двинулись к границам этой небольшой страны.

Через три с половиной месяца Красная Армия не досчиталась 133 тысяч погибших бойцов (плюс к ним около 330 тысяч раненых и обмороженных), а финны потеряли только 30 тысяч человек. Финны уступили под напором сил противника, превосходивших численность их войск более, чем в десять раз, но СССР тоже не по­шел дальше. Угроза партизанской войны снайперов на огромной территории (около 340 тысяч кв. км), покры­той лесами, болотами и озерами, заставила Сталина ос­тановиться.

В Финляндии существуют давние традиции стрелкового искусства (кстати говоря, в этой стране произво­дят прекрасные снайперские винтовки и охотничье оружие). Финские охотники обычно использовали шту­церы, а не гладкоствольные охотничьи ружья, чтобы попасть в дикую утку или белку и при этом не испортить ценное оперение и мех. Именно такие охотники атако­вали колонны советских войск в лесах Карелии.

Среди финских стрелков есть несколько обладате­лей «рекордов», имена которых навсегда останутся в ан­налах снайперского искусства. Самые знаменитые из них, это Симо Хайха и Суко Колка . Оба они использовали винтовки системы Мо-сина образца 1928 года с механическими прицелами, выпущенные в Финляндии.

Хайха, который до войны был земледельцем, слу­жил в 34-м пехотном полку. За ним числятся 505 убитых красноармейцев. Кстати, весной 2000 года ему испол­нилось 96 лет. Колка, который за 105 дней уничтожил более 400 советских солдат, часто переходил линию фронта, чтобы открыть огонь там, где его меньше всего ожидали. Без сомнения, это сильно подрывало боевой дух врага. Колка, кроме винтовки, охотно применял пи­столет-пулемет «Суоми», на его счету еще около 200 жертв, уничтоженных из этого вида оружия.

Однажды состоялся снайперский поединок между ним и советским снайпером, который имел задание уничтожить финна. Несколько дней Колка подбирался к своему противнику, а затем убил его одним выстрелом с расстояния 550 метров.

Прошло всего 20 лет, как после «Великой войны 1914—1918 годов», которая «должна была навсегда по­кончить с войнами», началась Вторая мировая война. Увы, большинство армий успело забыть опыт предыдущей мировой войны. Само искусство меткой стрельбы сохранялось в пехотных училищах, но очень немногое было сделано для разработки эффективных методов обучения и тактики действий снайперов. К то­му же, отсутствовала реальная потребность в снайперах. В армейских штатах военного времени для них было предусмотрено место в стрелковых ротах, однако по со­кращенным штатам мирного времени снайперы не предусматривались.

Поэтому снайперам пришлось заново учиться труд­ному искусству маскировки, совершенствовать стрел­ковые навыки, вырабатывать в себе огромное терпение и привычку переносить лишения.

Когда в 1939 г. разразилась война, в большинстве армий Европы снайперов по существу не было. К тому же противостояние союзной и немецкой армий на французском фронте получило название «странной войны». Ни та, ни другая сторона в течение 8-и месяцев не проявляла инициативы. Когда же в мае 1940 г. немец­кие войска устремились в молниеносное наступление, слишком высокий темп их движения не позволил сколько-нибудь широко применить снайперов. Подоб­ная ситуация наблюдалась и в Северной Африке, где условия пустыни сильно затрудняли снайперские дейст­вия. В этом плане ситуация изменилась только после высадки союзников в Нормандии летом 1944 года.

Зато по обеим сторонам Восточного фронта уже с 1942 года снайперы работали, не переставая. Красная Армия усвоила болезненный урок, полученный во вре­мя Зимней войны. Британский военный историк Адри­ан Гилберт (Adrian Gilbert) отметил: «Советское коман­дование (во время Второй мировой войны) стремилось привлечь как можно больше снайперов для участия в боевых действиях. Его понимание роли снайперов было более широким, нежели на Западе, оно включало в себя как общее использование подобных стрелков на поле боя, так и выполнение ими отдельных заданий.

Советские командиры относились к возможности использования снайперов как к составной части тактики пехотных подразделений. На Западе интерес к снай­перам то рос, то пропадал, в зависимости от опыта, по­лученного во время очередных вооруженных конфлик­тов. Русские снайперы обычно действовали в парах и имели относительно большую свободу действий. Они прикреплялись непосредственно к полевым подразде­лениям на уровне роты или взвода, поэтому даже ко­мандиры низшего звена могли использовать значитель­ное количество снайперов в боевых действиях по свое­му усмотрению...».

От снайперов в Красной Армии ожидали проявле­ния большей инициативы и предприимчивости, чем от других солдат. Так, требовалась немалая хитрость, чтобы заставить противника обнаружить свои замаскированные позиции. Снайпер брал с собой на задание гранаты и бутылки с зажигательной смесью, прятал их недалеко от позиций противника и менял свое местоположение. Затем одним выстрелом он поджигал оставленные бое­припасы. Обычно в ответ начинался минометный и ар­тиллерийский обстрел. Тогда снайпер точно отмечал положение огневых позиций противника к ликвидиро­вал отдельные цели самостоятельно, либо управлял ог­нем артиллерии.

Американцы впервые столкнулись с японскими снайперами во время высадки своих десантов на остро­вах в южной части Тихого океана. В ответ они очень бы­стро создали собственные подразделения снайперов.

Снайперы довольно широко использовались в ходе войны в Корее (1950—53 гг.). В воевавших там амери­канских и британских частях было много ветеранов ми­ровой войны, обладавших большим снайперским опы­том. Поэтому, когда началась позиционная война на уровне 38-й параллели, их навыки оказались востребо­ванными. Снайперское оружие к тому времени не изменилось, стрелки пользовались теми же винтовками, что и во время Второй мировой войны. Один британский офицер привез в Корею свою собственную оригинальную снайперскую винтовку. Ее изготовил японский оружейник: ствол, затвор и приклад этого оружия были заимствованы от пулемета сис­темы Браунинг калибра 12,7 мм.

Только во время вьетнамской войны 1964—75 гг. в США и других странах НАТО наконец поняли важность снайперских методов борьбы. Были созданы специаль­ные структуры для подготовки снайперов, кроме того, в подразделениях появились соответствующие штатные должности.

Во Вьетнаме американские снайперы использовали винтовку Спрингфилд 1903А4 образца 1940 г. с оптиче­ским прицелом, имевшим десятикратное увеличение (10х). Такие винтовки состояли на вооружении до кон­ца 60-х годов.

Во Вьетнаме наиболее отличились морские пехо­тинцы Чарльз Маухинни — 103 подтвержденных попадания, и Карлос Хэтчкок - 93 подтвержденных попадания плюс боль­шое число неподтвержденных, а также армейский пехо­тинец Адалберт Уолрон 1 13 поиаданий. На изменение представлений армейского коман­дования о способах и сфере применения снайперов в наибольшей мере повлияли действия Хэтчкока.

Одним из его легендарных подвигов стало методич­ное уничтожение роты Вьетнамской народной армии (ВНА) в Долине Слонов. После 5 дней работы Хэтчкок и его наблюдатель, капрал Джон Бэрк, вызвали огонь артиллерии, чтобы она закончила уничтожение подраз­деления противника.

Но самым знаменитым достижением Хэтчкока яви­лась пятидневная охота на генерала ВНА.

Применение снайпера на позиционной войне

Рано или поздно военные действия принимают позиционный характер, как показывает практика ни одна , даже самая хорошо спланированная тактика не застрахована от этого (например «блицкриг»). Противоборствующие стороны стоят фронтом друг против друга и не предпринимают наступательных действий. Но даже , в так называемом , приостановленном действии, война это огромная работа особенно передовых позиций.

В окопавшемся состоянии на передовой. Солдаты закрепляют и роют окопы и блиндажи , чтобы было где укрыться от пуль и осколков. Лучшего укрытия на открытой местности чем хорошо укрепленный окоп не придумаешь. Офицеры, начиная от командира взвода и выше, заняты установлением местонахождения противника, определением основных прицелочных ориентиров и дистанции до них, о чем командир взвода сразу ставит в известность командиров отделений, а те – дежурных пулеметчиков. Сразу выставляется наблюдатель, который в перископ или другое наблюдательный прибор ведут постоянное наблюдение за нейтральной полосой, передним краем противника и насколько можно в глубину его обороны, подмечая все что там происходит . Задача наблюдателя – выявить огневые точки противника, командные пункты, узлы связи наличие артустановок и степень их оснащенности боеприпасами. Наблюдение выявляет слабые места обороны противника.


Британские солдаты ведут наблюдение.

Западный фронт, октябрь 1914 г.

Переоценить результат тщательного и постоянного наблюдения невозможно. Снайпер, наблюдатель и разведчик вынуждены постоянно наблюдать по специфики своей боевой работы, – это глаза и уши командира. Поэтому одновременно с основной функцией ему всегда ставится задача и наблюдение

Командир взвода должен составить карту переднего края противника и представлять себе, что он будет делать в случае наступления или чего ему следует ждать в случае обороны. Приказ о наступлении может последовать в любой момент , и, не зная обстановки , командир взвода, роты , батальона вынужден будет гнать людей на пулеметы и минные поля.