Смекни!
smekni.com

Современное состояние и тенденции развития нелетальных видов оружия (стр. 2 из 3)

Одной из главных задач по этим программам является изучение воздействия сверхмощного СВЧ-излучения на РЭС, а также разработка защиты от него.

Определены и основные требования к такому виду оружия:

-системы FF/HPM оружия должны иметь энергию излучения, превышающую энергию излучения PЛС и систем связи противника, а также его систем радиоэлектронного противодействия (РЭП); они должны доминировать на поле боя над РЭС и системами РЭП противника;

- системы RF/HPM оружия должны иметь достаточную энергию излучения, чтобы выводить из строя РЭС противника, причем энергии излучения должно быть достаточно для нанесения термоудара по цели, используя принцип микроволновой СВЧ-печи;

- RF/HPM оружие должно иметь такие массогабаритные характеристики (масса - не более 10 т, объем - несколько кубических метров), чтобы его можно было размещать на подвижных носителях (наземных, воздушных, морских или космических). Бортовые тактические системы должны быть меньших размеров, использовать специальные узконаправленные малогабаритные антенны и иметь малое энергопотребление. Носителями такого оружия могут быть, как уже было сказано, специальные крылатые ракеты наземного, морского, воздушного, а в последующем и космического базирования, применяемые по предельно низким траекториям полета, и многочисленные беспилотные средства большой дальности действия.

Следует отметить и несколько ограничений по применению RF/HPMоружия и его недостатки.

Вследствие большой мощности излучения системы FF/HPM оружия могут существенно мешать функционированию собственных РЭС и даже приводить к выходу их из строя. Однако, эта опасность может быть ограничена как разнесением систем в пространстве и выборе позиции, так и использованием высоконаправленных антенн, частотно-временном планировании.

Другим недостатком является то, что на эффект воздействия СВЧ-излучения существенное влияние будут оказывать меры противодействия, применяемые для защиты от электромагнитного импульса (ЭМИ), возникающего при ядерном взрыве, и являющиеся обязательной и неотъемлемой частью всех государственных гражданских и военных РЭС связи и управления. Эти системы защиты как и металлические корпуса В и ВТ могут также ограничить и термоэффект, создаваемый RF/HPM оружием. Однако, как отмечается в [8], существующие и перспективные системы В и ВТ, разработанные с использованием технологии "стелс", имеют минимум металла и изготовлены из материалов максимально поглощающих микроволновое излучение. Такие системы вооружения и ВТ могут стать потенциальными целями FF/HPM оружия.

Возможно самым большим недостатком RF/HPM оружия, могущим повлиять на его реальное использование, является его потенциальная уязвимость к существующим и перспективным противорадиолокационным ракетам. Тем не менее, есть эффективные меры борьбы и с этими ракетами, а само мощное СВЧ-излучения RF/HPM оружия может вызвать как ложное срабатывание взрывателя таких ракет, так и сбой в работе системы наведения, являясь мощной для нее помехой.

Важнейшим и определяющим элементом НРМ оружия является СВЧ-генератор, создание которого представляет сложнейшую научно-техническую проблему.

Ключевым вопросом проблем создания средств функционального поражения является сценка эффективности воздействия СВЧ-излучения наносекундной длительности на РЭС. Такое воздействие осуществляется как непосредственно через входной приемный тракт, так и через различные конструкционные цели, отверстия и разъемы аппаратуры. В результате воздействия на любой тип РЭС происходит:

· снижение качества функционирования прибора за время действия СВЧ-импульса (помеховое воздействие);

· временная потеря работоспособности;

· необратимый выход из строя радиоэлементов (в первую очередь полупроводниковых приборов) за счет их перегрева или пробоя.

Наиболее тяжелым случаем воздействия СВЧ-излучения на РЭС следует считать необратимый выход из строя их радиоэлементов.

С учетом изложенных соображений относительно критериальных уровней функционального поражения и потерь во входных приемных трактах может быть сделана оценка дальности действия СВЧ-средств ФП: наиболее оптимистический прогноз дальности поражения для СВЧ-оружия составляет несколько сотен километров.

Так, по сообщениям иностранной печати [16,17] уже во время войны в Персидском заливе ВМС США для подавления радиоэлектронных систем и средств связи противника использовали в нескольких из 116 запущенных крылатых ракет Tomahawkбоевые части, создающие мощный электромагнитный импульс. К сожалению, оценить нанесенный ими ущерб с достаточной степенью достоверности не удалось, так как применялись и другие средства радиоэлектронного противодействия. Примененная в крылатой ракете Tomahawk БЧ излучала при взрыве СВЧ-энергию мощностью 5 МВт в течении 5 секунд.

Военные специалисты США считают, что в связи с изменениями в геополитической обстановке несомненно возрастет интерес к НPM оружию как элементу глобальной системы предотвращения агрессии. Эта объясняется возможностью уже в настоящее время создать новые, нетрадиционные, эффективные средства борьбы с радиоэлектронными системами различного назначения, включающими управление государственными и военными информационными системами, войсками, действиями на поле боя, средствами управления высокоточным оружием.

1.4 НЛВО, ОСНОВАННЫЕ НА ДЕЙСТВИИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

В официальных документах МО США имеются данные о том, что специалистами DAPRA уже разработаны основы технологий для создания химических и биотехнологических агентов НЛВО, эффективно воздействующих на боевую технику. В основу этих технологий положены результаты исследований, посвященных получению новых биоматериалов, очистке химическими и биологическими методами окружающей среды, экологически чистой утилизации оружия и военной техники. Разрабатываемые средства поражения с химическими и биотехнологическими веществами в зависимости от типа поражения и тактики применения могут представлять собой боеприпасы, предназначенные для различных видов оружия: стрелкового, гранатометов, снарядов полевой ствольной и реактивной артиллерии, авиабомб, боевых частей управляемых ракет различных классов и др. Они могут представлять собой различные системы распыления, предназначенные для образования в пространстве пены, аэрозольных облаков и т.п.

Химическими веществами и биотехнологическими средствами, представляющими наибольший интерес с точки зрения дальнейшей их разработки и создания на их основе НЛВО, по мнению специалистов МО США [3,5,6], являются:

1.Нарушители тяги - вещества, вызывающие нарушение подвижности ходовой часта и трансмиссий военной техники на механической тяге вплоть до их разрушения за счет повышения трения между трущимися частями, вызываемого утратой смазочными материалами своих антифрикционных свойств при воздействии этих веществ.

2.Химические сковыватели - вещества, лишающие подвижности личный состав. Это материалы представляет собой накрепко пристающие к предметам быстрозастывающие вещества, которые выстреливаются из сопла и, попав на человека буквально связывают его по рукам и ногам. Некоторые из этих веществ могут через некоторое время разрушаться под действием внешних факторов, другие же требуют применения специальных веществ для разрушения. Проводятся испытания снаряда, выстреливаемого из гранатомета и образующего при разрыве пену для оковывания толпы. Имеются сведения о разработке веществ, которые способны "намертво" приклеивать обслуживающий персонал или десант к военной технике.

3. Нейролептические сковыватели. Этому виду средств американские специалисты отводят одно из первых мест. Особенно перспективным считается создание психотропных препаратов с особыми свойствами и обратимостью воздействия, обездвижителей, нейроингибиторов и т.п. Но в этом случае серьезным препятствием к разработке и применению является международные соглашения.

4. Вещества, нарушающие работу двигательных установок, имеющих карбюраторы. Нарушение работы (остановка) двигателя достигается за счет засорения жиклеров карбюратора микроскопическими твердыми частицами, поступающими в карбюратор из облака таких частиц, образующегося около машины при разрыве соответствующего боеприпаса. Известно также большое количество химических ингибиторов, способных воспрепятствовать нормальному сжиганию топлива при попадании в цилиндры двигателей внутреннего сгорания либо, наоборот, резко повысить октановое число топлива, что приведет к его детонации и выходу двигателя из строя.

5.Разрушители материалов - вещества, снижающие прочностные характеристики конструкционных материалов, вызывающие их расслоение или разъедающие их, а также разрушающие резинотехнические изделия (покрытия автомобилей, вкладыши металлорезиновых гусениц танков и т. д.).

6.Биологические разрушителиматериалов - вещества разрушающие главном образом материалы, имеющие в своем составе органические компоненты, например, электро- и теплоизоляционные материалы, резинотехнические материалы, жидкие и твердые топлива, масла.

7.Пирофорные материалы - вещества вызывающие или способствующие загоранию различных трудновоспламеняющихся материалов.

8.Изменители структуры поверхности земли - вещества, делающие местность, например, дорогу, непроходимо скользкой как для техники, так и человека.

Список химических веществ и биотехнологических средств, вызывающих то или иное разрушение В и ВТ и на основе которых могут быть созданы НЛВО, можно продолжать до бесконечности. Но именно вещества, перечисленные выше, вошли в перечень наиболее интересных для оценки перспективности создания с ними различных нелетальных средств поражения и выделения наиболее приоритетных из них.

Вместе с тем зарубежные военные специалисты считают, что эффективности поражения НЛВО недостаточно для выполнения типовых боевых задач, вытекающих из военных доктрин своих государств, и что только в сочетании с другими обычными видами вооружения эффективность их выполнения будет высокая (5.63. Однако, по мере развития НЛВО эффективность выполнения с их применением ряда боевых и особенно миротворческих задач может оказаться выше обычного, а само нелетальное оружие единственно приемлемым для ее выполнения.