Смекни!
smekni.com

Философия глобальных проблем (стр. 5 из 6)

Глобальным угрозам человечество должно противостоять единым фронтом, координируя свои усилия. Но это не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между классами и социальными группами, нивелируются интересы наций и национальных экономик. Современный мир немыслим без различия интересов - индивидов, отдельных групп, государств и т.д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к тотальной несвободе.

Развитие цивилизации поставило различные части человечества в зависимость друг от друга. Эта зависимость есть императив отношений современного общества - как на межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном уровнях. Однако отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться считаться с интересами других государств.

Известный философ и социолог К. Манхейм отмечал, что общие для всех современных государств структурные проблемы таковы:

1) достижение национального единства;

2) участие народа в правлении;

3) включение государства в мировой экономический порядок;

4) решение социальной проблемы."6 Под национальным единством при этом понималась нация как совокупность граждан определенного конкретного государства.

Глобальное сознание в одном из своих главных аспектов- есть сознание заботы о собственной стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.

В настоящее время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.

7. Концепции дальнейшей судьбы человечества

Прообраз глобального сознания в ряде аспектов просматривается в концепции ноосферы. Ее выдвинул французский естествоиспытатель и философ П. Тейяр де Шарден (1881-1955). Независимо от него, аналогичную идею глубоко разработал выдающийся русский ученый В.И. Вернадский (1863-1945).

Тейяр де Шарден рассматривал человека как заранее запланированный свыше итог эволюции, космического целого. Эволюцию Вселенной он разделил на стадии "преджизни", "жизни", "мысли" и "сверхжизни". На этапе "мысли" появляется человек, сгущающий в себе психическую энергию, творящий "ноосферу", персонализирующий мир. "Сверхжизнь" знаменует собой состояние единения душ людей после завершения истории в космическом Христе. Человечество движется в ходе истории по пути универсализации связей между странами и народами к состоянию "большой монады". Ученый верил в силу союза христианства и гуманизма, призванных сплотить всех людей планеты, выдвигал идею единства науки и мистики в качестве панацеи от всех бед современности.

Суть ноосферной концепции связано с особым пониманием места человека в мироздании. Он включается важнейшим звеном в эволюцию природы и создает особую сферу - ноосферу, или сферу разума, которая выступает завершающим этапом в развитии биосферы (сферы жизни, обитания живых существ).8 С созданием ноосферы человечество берет на себя ответственность за весь строй природы, за ход и направленность дальнейшей ее эволюции. Согласно В.И. Вернадскому, она связана с тем, что значительная часть природного вещества в условиях современной цивилизации оказывается вовлеченной в сферу социальных взаимодействий, в круговорот культуры, духа. Могущество человека становится фактором, определяющим недопустимость хищнического отношения к природе. Человек должен научиться рассматривать происходящее с природой как происходящее с самим собой.

Л. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский и другие исследователи писали о Всеедином уме, или софийности природы, имея в виду ее жизненно-одухотворяющее начало. Они настаивали на том, что к природе следует относиться как к единому живому целому. Н. Федоров говорил о "братском отношении к Космосу". Такие мысли обнаруживаются почти у всех представителей русского религиозно-философского направления. Его принято обозначать как "русский космизм".

В работе "Философия общего дела" Н. Федоров ставит все проблемы человеческого бытия в зависимость от отношения человека к Космосу. Социальные, исторические, межличностные отношения рассматриваются им на основе представления о человеке как о существе космическом. Человек согласно своей физической и духовной природе обречен занимать определенное положение в Космосе. Из этого 9Н. Федоров выводит, с одной стороны, причины страданий, конфликтов, розни между людьми, а с другой - намечает перспективы для преодоления противоречий в будущем. По Федорову, с достижением человеком бессмертия изменятся все основные свойства его физического существа, такие, как способ размножения, способ питания; человек сможет мгновенно перемещаться в пространстве и т.п. Преображенный человек будет иметь право стать подлинным хозяином Вселенной, поскольку он перестанет выступать хищником по отношению к природе. Он будет не только сам находиться в гармонии с ней, но получит моральное право и возможность устранять природные несообразности, исправлять элементы природной дисгармонии.

Таким образом, с точки зрения космической философии реальный земной человек принципиально не в состоянии коренным образом разрешить проблемы, им самим созданные. Ставя задачи не частичного, а полного и глобального разрешения проблем бытия, космическая философия устремляется в отдаленную перспективу, к преображенному человеку, к преображенному миру. Поэтому космизм далек от того, чтобы его можно было использовать в качестве практического решения глобальных противоречий современности.

Главная ценность философии космизма - в предельно широком взгляде на человека и общество: они определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу. Социальные, экономические и иные формы бытия определяются тем, насколько человек способен к заботливому отношению к природе, насколько люди сознают свою ответственность за мироздание. Эти идеи были высказаны космистами задолго до того, как человечество практически ощутило на себе всю тяжесть экологических и иных глобальных проблем.

Никогда еще на протяжении своей истории человечество не сталкивалось со столь многочисленными угрозами своему существованию, как в конце XX века. Экологический дисбаланс, дефицит энергоносителей и продовольствия, перенаселение планеты - все это образует взаимосвязанный комплекс проблем, решение которых жизненно необходимо уже в ближайшее время. Если человечество сумеет объединить свои усилия при решении глобальных проблем, то, возможно, удастся избежать гибели планеты и человека.

Заключение

Человечество в своей неконтролируемой хозяйственной деятельности превысило порог возможностей Земли и ее биосферы, вступив в эпоху глобальной экологической катастрофы. Традиционная мировая система с господствующим капиталистическим способом производства стала обреченной, так как цивилизация стала способна уничтожить саму себя.

В настоящее время для объединения людей в целях разрешения глобальных проблем имеются определенные предпосылки. Однако пути решения глобальных проблем могут быть различными.

Многие философы у нас и за рубежом рассматривают будущее человечества исходя из процесса развертывания воли человека как фактора истории. Учитывая неодномерность этого явления, они полагают, что единой научной модели будущего человека нет и быть не может. А основными факторами, которые будут определять развитие человечества, окажется все возрастающая множественность принципов, лежащих в основе человеческой активности. Однако все исследователи согласны с тем, что большую роль должно сыграть повышение общей культуры человека. В новом обществе должна доминировать установка на информационное обогащение, приобретение нового знания, овладение им в процессе непрерывного образования.

Возможности современной вычислительной техники позволяют учесть огромное число параметров мирового развития и на этой основе выявить отдаленные последствия современных тенденций. Выбор оптимальной социально-экономической системы диктуется исключительно ее способностью противостоять глобальной экологической катастрофе.

Судьба человечества, по всем имеющимся прогнозам, будет решаться в первую половину XXI столетия. Человечество может выйти из глобальной экологической катастрофы, кардинально реконструировав мировую систему, переведя ее из состояния стихийного процесса в состояние управляемого программного развития.