Смекни!
smekni.com

Философия китайского сада (стр. 2 из 2)

«Такая форма проемов вызывала ассоциации с эликсиром бессмертия, по китайским представлениям изготовляемым на Луне, и с лунным зайцем, толкущим снадобье в ступке. Круглый проем вводил посетителя в особую лунную зону, пространство Луны — мир, который воспевался в новеллах еще с эпохи Тан».

Для придания контраста к основным постройкам сооружалось большое количество простых небольших строений, размещенных вдоль тропинок и дорожек, которые могли исчезать и появляться неожиданно. Это необыкновенная особенность китайского сада, несмотря на его маленькие размеры – он поражал множеством видов при небольшом количестве средств, это говорит о большом профессионализме мастеров тех времен. Так же строили архитектурные лодки - символ прочных позиций и власти владельца (одно или несколько зданий в форме лодки, обычно располагавшихся по кромке воды).

Символика беседки на пруду, как особое значение и смысл постановки. Беседка в основном располагалась на берегу пруда, и имела всегда точное и нужное положение.

Растения в традиционном китайском саду занимали свою ступень почета. В отличии от западного сада, здесь меньше сажалось цветов, в место бесчисленных газонов, земля была покрыта галькой, осколками, образующими стилизованные узоры.«Благородные» и классические цветы: орхидея, пион, хризантема, лотос, слива. Цветы выращивались в специальных горшках. В Китае они составляли растительное многообразие сада. В цветке ценилось прежде всего поражённостью связью между Небом и Землей. Был выращен человеком и приобрел свою завершенность. Цветы имели значение как рукотворное создание.

Значительное место отводится розам. Чайные розы – это бесспорно китайские садовые растения. («чайные» – от русифицированного английского слова China (Китай) и от латинского видового названия chinensis – «китайская»). На водоемах широко используется лотос, являющийся главным буддийским знаком. Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. Пионы с одной стороны, это мужское начало, или ян цветок, а с другой – символ женской красоты.

В подборе деревьев проводился тщательный философский анализ, каждое дерево имело свой благородный смысл, например: основное дерево - сосна, символизирующая долголетие и борьбу за выживание, благородство духа; бамбук –символ вечной чистоты,воплощавший стойкость и надежность, так как на ветру он клонится, но не ломается; плакучие ивы, символизирующие начало ян; персик — любимое дерево
небожителей; традиционно магнолия символизирует достаток. Таким образом сад еще больше наполняется глубоким смыслом и гармонией. Каждый сезон создается безумная игра цветов, динамичность, постоянно меняющиеся образы сады, немаловажный аспект, удивляет посетителей своей переменчивостью. Искусно выращивались карликовые деревья, при росте сорок сантиметров, возраст мог насчитывать более ста лет. Часто карликовые деревья сажали рядом кустарниками нормального роста, таким образом создавалась динамичная игра, перемена пространств. Созерцание карликовых деревьев позволяло зрителю стать участником игры со временем, так как деревья выглядели многовековыми исполинами, но в миниатюре.

В китайских садах в прудиках водились рыбки, являющиеся символами начала инь и ян, а по земле разгуливали аисты и журавли, символы бессмертия.

Китайский сад содержит множество элементов: вода, камень, растения, архитектура, животные, за каждым из которых стоит глубокий и чистый смысл. Все предметы контрастные по своему виду, что создает дополнительную гармонию и идеальное сочетание всех предметов. Такая гармония приводит посетителя сада к балансу между самим собой и природой, способствует медитации и релаксации всех людей находящихся в саду. К гармонии приближена и основная концепция китайского сада – постоянная смена видов, это игра и динамика, обходя весь сад посетителя будет удивлять постоянно меняющиеся виды, что поражает.

Императорский китайский сад:

И Хе Юань. Пекин. Китай.

«Где еще во всем Ян-Шане дух так свободен?

Ни с чем не сравнимый вид, ветер и луна над озером Кунмин…»

Император Киан Лон

И Хе Юань (Сад Сохранения гармонии) простирается на огромной площади 290 га. Застройщиком являлся император Киан Лон, Названный им Кин И Юань (Сад Образования Барашков на Волнах)в 1749-1764 гг.

Большую часть территории занимает удлиненное озеро Кунмин-Ху(Большое Светлое озеро), на северном берегу Возвышается Ван Шу Шань (холм Долгой Жизни).

Сад простоял до 1860 г., пока не был разрушен французскими и британскими войсками. Но сад сохранился благодаря императрице Ци Кси, предпочитавшая проводить лето поблизости от «Запретного города».

Ци Кси пребывала в И Хе Юане со времени, когда распускались весной магнолии, до периода увядания осеню хризантем. Сад идеально подходил для спокойного общения и спасал посетителей от летнего зноя. Холм Долгой Жизни был покрыт цветущими деревьями и разделен на небольшие садики.

Сад прошел множество испытаний, но все же смог сохранить свое очарование до наших дней и считается произведением искусства.

Миниатюрный китайский сад:

Сад Мастера Хитросплетений. Сучжоу. Китай

Сучжоу известен довольно давно красотой своих «интеллектуальных» садов. Сад занимает площадь менее 1 га. Несмотря на это сад вмещает в себя столько, сколько не вместит в себя большое количество больших садов.

Сад расположен к западу от усадьбы(главного здания). Главным украшением при входе в сад является галечное покрытие. Затем посетитель проходит через целый ряд зданий, садовых дворов и проходов. Жилые здания тесно связаны с садами. Вид на один из первых двориков показывает традиционный мотив: искусные инкрустации из гальки и кафеля, скалы и редкие включения растительности, которая по замыслу должна выделиться на фоне других элементов сада.

Крытый переход соединяет Различные постройки и садовые дворики. В побеленной известью стене этого коридора прорублены окна, через которые можно увидеть примыкающий дворик.

Пруд в центре сада окружают различные садовые постройки, одно из них-это беседка с круто загнутой кверху кровлей и называется «Луна заходит, и ветер поднимается», означает, что посетитель может посидеть всю ночь, чтобы полюбоваться отражением луны в пруду и понаблюдать за рябью воды, после дуновения ветерка. Переход уводит посетителя в глубину сада.

Владельцы сада отдыхали от суеты, умели ценить то сокровище, которое было спрятано за стенами.

восприятие философия китай сад


Список литературы

1. «Самые красивые сады Мира», под редакцией Кэролайн Холмс Е.С. Ожегова

2. « Ландшафтная архитектура» В.В. Малявин