Смекни!
smekni.com

Раннее Новое время (стр. 4 из 6)

Общество преследует цель, чтобы пользование своим достоянием было обеспечено каждому общими силами и с общего согласия. И таким образом, справедливость как условие существования общества состоит в необходимости пользоваться своим и воздержании от посягательства на чужое достояние.

О договорном происхождении государства. Было время, считает Г. Гроций, когда существовало «естественное состояние», т.е. не было государства и частной собственности. Но постепенно люди утратили простоту общения, появилось насилие, а с ним угроза жизни и бессилие человека. И тогда разум привел людей к пониманию о необходимости объединения: так был заключен договор о создании государства. Государство - «это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы», т.е. результат их сознательной деятельности, следствие общественного договора. Признаком государства является наличие верховной власти и ее атрибутов: издание законов (в т.ч. религиозных), осуществление правосудия, назначение должностных лиц, взимание налогов, решение вопросов войны и мира, заключение международных договоров. Идея договорного происхождения государства возникла задолго до Гроция (практика средних веков), но только у него договор о создании государства рассматривается как исходное понятие теории государства, основа самого государства, отношения власти и подчиненности. И все теоретические построения XVII-XVIII вв. о причинах, сущности и способах создания государства отталкивались от договора.

О формах правления. Для Гроция это не принципиально. Народ может избрать любую форму правления, но, передав власть ее носителю (одному, немногим, народному собранию), обязан подчиняться и изменить не может, кроме двух обстоятельств. Первое, если об изменении формы правления в договоре явно или неявно прописано, или если договор расторгнут правителем. Второе, при крайней необходимости, явной опасности, когда правитель проникнут духом враждебности к народу: испанский монарх ради одного народа (испанцев) задумал гибель другого (нидерландцев). В этом случае борьба против Испании законна.



О войне и мире. Гуго считается отцом науки международного права. Он отрицает мнение, что в международных отношениях сила решает все. «Война и мир есть право народов» и «законы не заглушаются пушками». Ведение войны должно вестись только по международному праву как части естественного и части положительного права.

Однако война является естественным способом защиты интересов государства. Поэтому войны бывают справедливые (оборонительные) и несправедливые (захватнические). Зачинщики последних должны возместить ущерб и понести наказание. При этом от военных действий не должно страдать мирное население, женщины и дети, а с «военнопленными следует обращаться человечно». Это была позиция крупнейшего юриста на варварскую практику агрессора.

Теория естественного права и общественного договора становится интернациональной. С 1627 г. его книга «О праве войны и мира» была в индексе, но за 30 лет выдержала 40 изданий.

Теоретическое обоснование демократии осуществил Барух Спиноза (1632-1677 гг.). Политико-правовые взгляды великого голландского философа изложены в «Богословско-политическом трактате» (1670), «Этике, доказанной геометрическим способом» (1675) и незавершенном «Политическом трактате».

В основе его политико-правового учения лежит идея строгой закономерности, причинной обусловленности всех явлений природы. А утверждение о единстве мира, о единой субстанции, которая никем не сотворена, вечно существует и должна быть объяснена из самой себя, означает разрыв с религиозным представлением о создании мира богом. «Бог и природа есть одно и то же». В природе все совершается необходимо, все строго детерминировано, имеется неразрывная цепь причин и следствий, нет ничего случайного. Действия человека (части природы) тоже подчинены строгой необходимости и определенным причинам. Свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен, когда руководствуется одним только разумом, а его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы. В связи с этим происхождение государства и права Спиноза объясняет с позиции необходимости.

Исходным моментом в учении Спинозы является понятие естественного права, под которым он понимал необходимость, в соответствии с которой существует и действует природа, «сами законы или правила природы, сообразно с которыми совершается все». При этом естественное право он отождествлял с «мощью» – способностью природы к самосохранению.

Объясняя механизм происхождения государства, Спиноза утверждает, что мощь человека, его самосохранение лучше всего обеспечиваются разумом, который в условиях «нестабильности» предписывает ему искать общения с другими людьми. И в этом есть крайняя необходимость: в одиночку человек не может приобрести все, что ему необходимо для жизни, вне общества нет безопасности и его естественное право не обеспечено, мощь ничем не подкреплена, и он неизбежно подчинится чужой силе. В конечном счете, противоречие между природой человека (эгоистичность, корыстолюбие, жадность, погоня за наживой - вечные категории) и разумом приводят к пониманию необходимости государства и законов, чтобы подчинить страсти разуму. Свобода состоит в подчинении закону. Поэтому люди заключают общественный договор и переходят из естественного состояния в гражданское, где обеспечивается его благо (собственность). Цель государства - свобода, мир и безопасность.


2. Эпоха английской буржуазной революции

Английская буржуазная революция имела более широкий резонанс в сравнении с нидерландской. На ее сцене действовали различные политические силы: городская буржуазия, джентри, крестьянство, старое дворянство и верхушка английской церкви. Естественно, что их программы и теоретические построения были отличны. Общей в них являлась религия - идеологическим знаменем революционных сил являлся кальвинизм. Одним из требований революции - «чистка» (англ. pure или лат. purus - чистый) английской церкви от остатков католицизма. Поэтому противников короля называли пуритане. Но наряду с религиозными мотивами, использовались теории естественного права и договорного государства Г. Гроция.

Сложную позицию занимал сторонник абсолютизма английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679). В своей основной работе «Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651) он пытался учение о государстве и праве превратить в столь же точную науку как геометрия, «фигуры и линии которой никто не оспаривает».

В основу своего политико-правового учения Гоббс кладет своеобразное представление о природе и страстях человека. Он утверждает, что изначально все люди созданы равными в отношениях физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другим «право на все». Но человек еще и существо эгоистическое, жадное и честолюбивое. Окружают его завистники и враги. Отсюда фатальная неизбежность «войны всех против всех». И это является «естественным состоянием рода человеческого». Фактически Гоббс воспроизвел картину зарождавшегося капиталистического общества, а не открытие сути человека.

Но человеку исконно присущи страх, инстинкт самосохранения и разум. Они дают первый импульс процессу преодоления естественного состояния и подсказывают условия как его осуществить. Эти условия (предписания естественного разума) есть естественные законы.

Главный естественный закон гласит: необходимо стремиться к миру и следовать ему. Второй естественный закон - отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты. Третий - люди обязаны выполнять заключенные соглашения. Здесь источник и начало справедливости. Кроме трех, есть еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Их всех объединяет общее правило: не делай другому того, чего бы ты не желал по отношению к себе.

Но естественные законы к исполнению не обязательны. Такие законы есть свобода что-либо делать или не делать. Превратить их в безусловный императив поведения может только сила - позитивный закон: предписание делать или не делать что-либо. Гарантом мира и реализации естественных законов является абсолютная власть, государство, путем издания гражданских законов. Цель законов в том, чтобы подобно изгороди дать правильное направление действиям людей.