Философия. Конспект лекций. (стр. 1 из 49)

Автор-составитель: Якушев А. В.

Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат, 2004. — 224 с.

ISBN5-9512-0192-6

Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь сту­денту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисцип­линам, изучаемым в гуманитарных вузах.

Материал приведен в соответствие с учебной программой курса "Философия".

Используя данную книгу при подготовке и сдаче экзамена, студенты смогут в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, приобретенные в процессе изучения этой дисциплины. В издании даны основные понятия курса, их признаки и особенности.

Данная книга не является альтернативой учебникам для полу­чения фундаментальных знаний, но служит пособием для успешной сдачи экзаменов.

Редактор — А. Г. Буланова Корректор — Д.М. Кирсанова Верстка — С.А. Симончук

ООО "Приор-издат" совместно с ООО "Концепт" 119071, г. Москва, Ленинский проспект, д.25, стр.1 http://www.xlibris.ra, e-mailprior@knigotorg.raОптовая торговля: (095) 964-42-00, 964-49-00 http://www.knigotorg.ra, e-mail: sales@knigotorg.raБумага газетная Гарнитура Times. Формат 70x100/32 Подписано в печать 24.03.2004 Заказ 3886. Тираж 5000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов издательства. ОАО "Тверской полиграфический комбинат" 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (0822)44-42-15 Интернет/Homepage - www.tverpk.ru. Электронная почта (E-mail) - sales@tverpk.ru.

ISBN5-9512-0192-6

© Приор, 2004

Вопрос 1. Философиякакразновидность мировоззрения. 3

Вопрос 2. Спецификафилософского знания. 5

Вопрос 3. Предметиметодыфилософии. 6

Вопрос 4. Функциифилософии. 7

Вопрос 5. Основнойвопросиосновные направленияфилософии. 8

Вопрос 6. Общеепонятиеихарактерные чертыкитайскойфилософии. 11

Вопрос 7. Проблемычеловека ивозникновения окружающегомира вкитайскойфилософии имифологии. 12

Вопрос 8. Даосизм – древнейшее философскоеучениеКитая. 13

Вопрос 9. Социально-философские школыДревнегоКитая -конфуцианствоилегизм.. 14

Вопрос 10. Древнеиндийскаяфилософия. 15

Вопрос 11. Буддизмиегоосновныеидеи. 16

Вопрос 12. Древнегреческаяфилософия:17

Вопрос 13. Первыефилософские (досократические) школы ДревнейГреции. 19

Вопрос 14. ФилософиясофистовиСократа. 21

Вопрос 15. Философиякиниковистоиков. 23

Вопрос 16. ФилософияПлатона. 25

Вопрос 17. ФилософияАристотеля. 28

Вопрос 18. ФилософияЭпикура. 30

Вопрос 19. Теологическаяфилософия среднихвеков. 30

Вопрос 20. ФилософияАвгустина Блаженного. 33

Вопрос 21. ФилософияФомыАквинского (томизм)34

Вопрос 22. Основныенаправления ихарактерныечерты философииэпохи Возрождения. 35

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия какнаправленияфилософии эпохиВозрождения. 36

Вопрос 24. Социально-политическая философия эпохи Возрождения. 39

Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философиясреднихвеков. 42

Вопрос 26. Рационализмиэмпиризм как направления в философии. 44

Вопрос 27. Рационалистическаяфилософия Декарта. Учениеосубстанции. 45

Вопрос 28. ФилософияНидерландов (Голландии) эпохиВозрождения иновоговремени. 47

Вопрос 29. Английскаяфилософиянового времени (материализм, эмпиризм, социально-политическаянаправленность)50

Вопрос 30. ФилософияЛейбница. Учениеомонадах. 53

Вопрос 31. Философияфранцузского ПросвещенияXVIII в. Общая характеристика. 54

Вопрос 32. Деистическоенаправление философиифранцузского ПросвещенияXVIII в.55

Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направлениефилософии французскогоПросвещенияXVIII в.57

Вопрос 34. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление французскойфилософии. 58

Вопрос 35. НемецкаяфилософияXIX в. какявлениемировой философии, ееосновные направленияиидеи. 60

Вопрос 36. ФилософияИммануилаКанта. 62

Вопрос 37. ФилософияГегеля. 65

Вопрос 38. Философиясубъективного идеализма. 68

Вопрос 39. ФилософияШеллинга. 70

Вопрос 40. ФилософияЛюдвигаФейербаха -завершениепериоданемецкой классическойфилософии, началопереходакматериализму71

Вопрос 41. Философиявульгарных материалистов. 73

Вопрос 42. Философиямарксизма. 73

Вопрос 43. Философияпозитивизма ОгюстаКонта. 75

Вопрос 44. Неклассическаяидеалистическая философияШопенгауэра, Ницше, Дильтея. 76

Вопрос 45. Бытие. 78

Вопрос 46. Материя (материальноебытие)79

Вопрос 47. Сознание. Общеепонятие, основныеподходы, происхождение. 82

Вопрос 48. Материалистическоеобъяснение природысознания. Теория отражения. 83

Вопрос 49. Диалектика. 85

Вопрос 50. Альтернативыдиалектики. 88

Вопрос 51. Проблемачеловека, личности вфилософии. Общественная природачеловека. 90

Вопрос 52. Общество. 93

Вопрос 53. Обществоиприрода. 96

Вопрос 54. Познание (гносеология)100

Вопрос 55. Философияистории. 101

Вопрос 56. Будущее. 104

Вопрос 57. Общаяхарактеристика русскойфилософии. 105

Вопрос 58. РусскаяфилософияXIX в.108

Вопрос 59. РусскаяфилософияХХв.111

Вопрос 60. Американскийпрагматизм. Новаторствофилософии ДжонаДьюи. 114

Вопрос 61. Психоанализ. 117

Вопрос 62. Современнаятеологическая философия. 119

Вопрос 63. Основныенаправления современнойпозитивистской философии. 120

Вопрос 64. Герменевтика. 122

Вопрос 65. Экзистенциализм (экзистенциональная философияКьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера)123

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 125

СОДЕРЖАНИЕ. 127

3

Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения

1. Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем.

В истории человечества выделяются три основные формы ми­ровоззрения:

мифология;

религия;

философия.

2. Мифология — форма общественного сознания, мировоззре­ние древнего общества, которое совмещает в себе как фантасти­ческое, так и реалистическое восприятие окружающей действи­тельности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие

основные вопросы:

• происхождение Вселенной, Земли и человека;

• объяснение природных явлений;

• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

• вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

• очеловечивание природы;

• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

• однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

3. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

• объяснение природных явлений;

• поступки, судьба человека;

• нравственно-этические проблемы.

4

Основными мировыми религиями являются:

христианство;

ислам;

буддизм.

Крупнейшие и наиболее распространенные в мире нацио­нальные религии:

синтоизм;

индуизм;

иудаизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

• культурологическую (способствует распространению опреде­ленной культуры, влияет на культуру);

• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде­алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

4. Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

• основано на знании (а не на вере либо вымысле);

• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

• логично (имеет внутреннее единство и систему);

• опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

5. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе ко­торого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Дре­вней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство не-