Смекни!
smekni.com

Особенности подготовки личного состава в объединенной группировке внутренних войск в Северо-Кавказском регионе (стр. 2 из 6)

Режимно-пропускной контроль перемещения населения и распределения ресурсов в районах, где бандиты проживали и имели активную поддержку местного населения, позволял эффективно выявлять членов бандгрупп и их пособников.

Результативность борьбы с бандитизмом прямо зависела от сосредоточения основных усилий на проведении агентурно-оперативных мероприятий по разложению бандформировании и тщательной подготовке чекистско-войсковых операций.

Депортация коренных народов лишила бандформирования опоры среди местного населения, предотвратила развитие пов­станческого движения на Северном Кавказе в 1940-50 гг. После завершения этой акции появлялись малочисленные по своему составу банды, состоявшие в основном из нелегалов-одиночек, объединившихся для совершения преступлений общеуголовного характера. Борьбу с этими бандгруппами успешно вели местные территориальные органы МВД-МГБ.

Далее хочу провести анализ условий и характера специальных операций в Чеченской Республике в 1994-1996 гг.

Во временном Уставе внутренних войск МВД РФ под специальными операциями понимается комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятий, проводимых органами внутренних дел совместно с войсковыми частями и другими взаимодействующими силами в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цель специальной операции - восстановление нарушенного правопорядка, задержание зачинщиков, активных участников массовых беспорядков, задержание преступников, обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения операции, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа.

Специальные операции в Чечне наряду с боевыми действиями являлись основной формой действий временных объединенных сил (группировки внутренних войск МВД России).

Они охватывали весьма широкий спектр, резко различались по масштабу (от оперативно-тактического до действий одного полка), составу сил и средств, применяемых способов действий (как силовых, так и мирных) В ходе действий по разоружению НВФ на равнинной и горной частях Чечни проводились масштабные специальные операции, состоявшие из ряда последовательных этапов. В каждого этапа, как правило, осуществлялись маневр группировки войск и ликвидация боевиков в 1-3 населенных пунктах на отдельных участках местности (лесной массив, ущелье т.д.).

Способы проведения специальной операции зависели от состава, состояния, характера действий незаконных вооруженных формирований, возможностей федеральных сил, площади операции, количества населенных пунктов, характера местности, отношения местного населения к войскам.

Показатели специальной операции характеризовались шириной полосы поиска, глубиной, продолжительностью, периметр (протяженностью) района блокирования операции.

Ширина полосы поиска (полосы операции) должна была обеспечить соединениям и воинским частям (подразделениям) максимальную эффективность действий группировки сил и средств при выполнении поставленной задачи. По опыту, ширина полосы на различных этапах операции составляла от 2 до 10 км.

Глубина специальной операции зависела от обстановки, целей операции, наличия сил и средств. Она могла составлять от 2-3 км. В условиях города до 50 км (в отдельных случаях и более: специальные операции в Ачхой-Мартановском и Урус-Мартановском районах в апреле 1995 года, "Восток" в мае 1995 года, в Ножай-Юртовском и Веденском районах в марте 1996 года, включать от 1 до 15 населенных пунктов (один - три административных района).

На практике продолжительность специальной операции составляла от 3 до 25 суток, а в городских условиях - несколько часов.

Силы, привлекаемые к специальной операции, я рассмотрю ниже. Итак, совместное применение соединений и воинских частей внутренних войск и Вооруженных Сил проводилось практически с начала вооруженного конфликта в Чеченской Республике, однако первоначально это касалось выполнения лишь отдельных задач. Однако в ходе этих действий совместные органы управления не создавались, совместное планирование на необходимом уровне не проводилось, взаимодействие ограничивалось лишь обменом информацией. Первым опытом создания совместного штаба можно считать проведение специальной операции в Гудермесском районе Чеченской Республики в феврале 1996 года. При подготовке операции было назначено командование сил специальной операции (руководитель - генерал-лейтенант Гафаров B.C., заместитель по ВС генерал-майор Шаманов В.А., заместитель руководителя по подразделениям органов внутренних дел генерал-майор милиции Колесников А.П., начальник штаба полковник Дадонов В.А.), сформированы совместные органы управления (штаб и др.)

В результате успешных совместных действий было нане­сено поражение наиболее мощной и подготовленной группировке дудаевцев в восточной части республики, уничтожена отлаженная система управления бандформировании "Восточной зоны обороны" в Новогрозненском.

Учитывая успех совместных действий, состав сил специальной операции решено было сохранить. Созданная группировка, получившая наименование войсковая маневренная группа №1 (ВМГ-1), в дальнейшем успешно действовала в Курчалоевском, Ножай-Юртовском и Веденском районах.

С учетом опыта выполнения задач «ВМГ-1» в марте 1996 года в соответствии с оперативной директивой командующего Временными объединенными силами из состава группировки федеральных войск было создано пять войсковых маневренных групп. Это позволяло проводить блокирование населённых пунктов одновре­менно с разных направлений, что являлось неожиданным для боевиков и, как следствие, операции стали более эффективными.

В отдельных случаях проводились операции в зонах ответственности рейдовыми отрядами (до батальона каждый) из базовых центров. Их эффективность была подтверждена практикой.

В конце февраля 1996 года войсковая маневренная группа №1 (135, 136 омсбр, 47 пон, 8 оСпН, подразделения ОМОН и СОБР) сразу после завершения операций по разоружению банд-формирований в Гудермесском районе приступила к очистке от боевиков Курчалоевского и Шалинского районов. Уже к 5 марта были очищены от боевиков населенные пункты Аллерой, Центорой, блокирован Бачи-Юрт.

ВМГ-2 (1/693, 2/429, 2/503 мсп, 1493 оисб, 405 обе, 344 орвб, 1096 обмо, 135 омедб, 21 бррхбз, 26 оброн, 7 оСпН, подразделения ОМОН и СОБР) провела операцию по уничтожению бандформировании, занимавших укрепленные позиции в районе населенных пунктов Бамут, Орехово, Старый Ачхой, при поддержке группировки войск СКО ВВ блокировала отряды боевиков в Серноводске .

ВМГ-З (оперативная группа 67 АК, 131 омсбр, пдо 104 вдд, 94 оброн, подразделение СОБР) провела специальные операции в Шелковском районе.

Таким образом, это привело к изменению тактики НВФ, которые перешли к действиям мелкими группами, устройству засад и проведению террористических и диверсионных актов, что затруднило борьбу с ними.

В целом состав сил для проведения специальной операции был различен и, в зависимости от объема задач, включал 2-4 части внутренних войск (пон или оСпН), 2-4 усиленных мсб от армии, подразделения обеспечения, формирования органов внут­ренних дел. Общая численность составляла от 300 до 2,5 тыс. чел., бронетехники - до 100 ед., орудий и минометов - от 20 до 70 ед.


2. Особенности подготовки специальной операции

Подготовка специальной операции осуществлялась, как правило, заблаговременно и включала:

создание группировки войск (сил), организацию действий (принятие решения, постановку задач соединениям и частям, рекогносцировку, организацию взаимодействия, при необходимости - огневого поражения НВФ, организацию всестороннего обеспечения и управления, планирование действий); подготовку сил к предстоящим действиям, подготовку района операции, организацию и проведение воспитательной работы с личным составом, работы с населением, практическую работу руководителя специальной операции, его заместителей, штаба (оперативных групп), начальников служб в воинских частях и подразделениях, другие мероприятия.

Подготовка операции осуществлялась в соответствии с календарным планом, в котором отражались: решаемые задачи, проводимые мероприятия, доведение задач до войск (сил), организация подготовки войск (сил) и района операции, организация обеспечения и управления.

Решение на операцию принималось, как правило, по карте или схемам населенных пунктов. При проведении специальных операций в Ачхой-Мартановском районе в 1995 году, в Гудермесском районе в 1996 году использовались схемы, подготовленные с аэрофотоснимков.

При определении замысла учитывалось отношение населения к мероприятиям федеральных войск. Так, в ходе специальной операции в Гудермесском районе в феврале 1996 года, при действиях в Нижнем и Верхнем Суворов-Юртах войска ограничились поисковыми мероприятиями, а в Новогрозненском осуществлялись наступательные действия в связи с упорным сопротивлением боевиков.

Для уточнения решения проводилась рекогносцировка. Могла осуществляться с воздуха (облет района проведения операции и уточнение задач на местности).

На рекогносцировке изучались местность, особенности застройки населенных пунктов в район пунктов вокруг него на господствующих высотах, автомобильных дорогах;

- проведение переговоров с местной администрацией, старейшинами, духовенством о вводе войск в населенный пункт, сдаче оружия, ликвидации оборонительных сооружений, выдаче боевиков и др.;

- ввод в район операции подразделений внутренних войск, ОМОН, СОБР, проведение оперативно-розыскных мероприятий по проверке паспортного режима, изъятию оружия, боеприпасов, задержанию лиц, подозреваемых в причастности к НВФ;