Смекни!
smekni.com

Связующие нити любви (стр. 1 из 5)

Любви связующая нить

План

Вступление

1. Любовь с научной точки зрения

2. Э.Фромм о любви

3. Любовь в литературе и искусстве

4. Библия и богословы о любви

Заключение

Библиография

Вступление

О любви сказаны миллионы слов и написано множество книг. Есть формулы любви, научные определения, философские трактаты, художественные произведения и шедевры искусства. Но для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь.

Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Любят свое дело, своих товарищей, друзей. Любят близких, семью, детей. Бывает любовь живая и действенная. Бывает любовь абстрактная, отвлеченная, ни к чему не обвязывающая, например,- к человечеству вообще, к природе вообще...

Но умы людей больше всего занимает любовь мужчины и женщины. Другой вопрос насколько сильной, прочной она оказывается. И выдерживает ли она проверку временем, страданием…Здесь уже можно рассмотреть не только любовь, как чувство, но и способность человека любить. От чего она зависит? Наверное, в этом играют важную роль не столь биологические параметры, но качества души, такие как, например, умение понимать и принимать человека как он есть, без попыток манипулировать им в угоду себе, а также видеть в нем как достоинства, так и недостатки, но при этом, все-таки, уметь доверять и прощать. От таких качеств человеческой личности напрямую зависит, какой будет любовь, качество этого чувства. Будет ли она передвигать горы, или же станет тихо тлеть на пепелище. Перенесет ли она боль, разлуку или же растает как снежинка на руке?

Богатая, сильная и стойкая, приносящая удовлетворение обоим. Без такой любви наша жизнь не имеет смысла. Желание давать и получать здоровую, нескончаемую любовь живет в сердце каждого человека. Заповеди Нового завета тоже говорят о любви, о ее необходимости. Именно любовь и есть та самая связующая нить между Богом и человеком, мужчиной и женщиной, матерью и ребенком, между друзьями… Продолжать эту цепочку можно долго. Мы рассмотрим в ней лишь несколько звеньев.

1.Любовь с научной точки зрения

Любовь и ненависть – одни из сильнейших чувств человека. Из этих диаметрально противоположных представлений о любви можно увидеть, насколько широк диапазон этого чувства. Если же подойти исключительно с духовной точки зрения, то не случайно именно любовь – главное, всеобъемлющее чувство, на котором строится христианская этика. Сложился целый ряд концепций любви, основанных на результатах исследований. Одни ученые полагают, что любовь - это скорее не врожденная тенденция, а реакция, возникающая в результате социализации, другие считают любовь одной из основополагающих человеческих эмоций. Сравнительный анализ этнографических сведений показал, что между существующими в разных культурах представлениями о любви, сексе и близости наблюдается заметное сходство, между тем как индивидуальные различия могут оказывать на формирование основополагающих для отношения к любви установок и поведения конкретного человека куда более значительное влияние, чем культурная среда. В дальнейшем эти предположения были подтверждены результатами исследований генетики поведения. По всей видимости, стиль любви зависит скорее от жизненного опыта.

Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений: любовь не терпит прямого света и держится непониманием. Да, любовь - это тайна. Но здесь вопрос не в том, познаваема ли суть любви, а в том, какому виду знания она подвластна, каковы пути, способы, методы ее исследования. Такие научные дисциплины, как физиология, в том числе физиология высшей нервной деятельности, психология, конкретная социология, выявляют материальные основания любви, общественные условия ее возникновения и развития. Но в ее существе частные науки разобраться не могут. И этому есть причины. Любовь целостна и уникальна в каждом личном проявлении. Отдельные науки, “ухватив” нечто массовое и повторяющееся в ее физиологии и общественном функционировании, разнимают ее на части и вынуждены пренебречь индивидуальностью любовного чувства, признав его непознаваемым средствами науки. Представить же себе специальную науку о любви - невозможно. Но, наука и познание нетождественны. Существует безграничная, живая область повседневного мышления. Почти каждый человек вносит свое отношение, вклад и в чувство любви, и в суждения о ней. А самое возвышенное, яркое, меткое бережно сохраняется в неисчерпаемой сокровищнице общественного опыта. Повседневные, обыденные чувства, мысли, поступки людей всех эпох и наций, всех классов и сословий, всех профессий и возрастов, испытавших чувство любви, составляют важнейший источник искусства и особенно литературы, которые и вносят в ее понимание системность. Единого определения любви, как и единой классификации этого понятия, не существует. В разные времена различными исследователями предлагались различные трактовки, как самого понятия, так и вариативные классификации предмета. Это происходит из-за высокой полисемичности понятия любовь и еще большего количества значений у ее синонимов.
В рамках одной из наиболее разработанных типологий любви выделяется шесть психологических установок по отношению к любви, которые обозначаются греческими терминами.

* Для эроса, или чувственной любви, характерны страстность, преданность и физическое влечение ("Мой любимый (моя любимая) и я созданы друг для друга").


* Людус, или любовь как игра, подразумевает менее ответственное отношение к партнеру, поскольку любовь воспринимают как игру, партнеров в которой может быть сколь угодно много ("Мне нравится играть в любовь со всеми"). Нет при людусе ни глубины чувств, ни настоящей преданности, нет тревоги за себя и любимого человека. Сегодня ты со мной, завтра с другим, послезавтра мы снова вместе, и никаких слез, упреков, взаимных обещаний. Игра, в которую играют все, кому не лень. И, тем не менее, это - любовь, потому как начинается людус с влечения. “Нравится!” - решает про себя юноша (или девушка) и делает шаг навстречу человеку, которого выделил из всех. Бывает людус веселый, озорной, шутливый, вроде детской полузабытой игры в прятки: и хочется выскочить из укрытия собственных представлений о том, что такое хорошо, что такое плохо, и вроде страшновато. С одной стороны, и приятно, и как-то по-особому тепло с этим человеком. Но, с другой - при расставании тоска не гложет. Одно время людус даже был в моде, считался современным видом межличностных отношений. Но потом люди стали постепенно уставать от дешевки, все больше жизненного пространства в человеческом сообществе отвоевывало себе микрообщество “Ты и Я”. Людус притупляет чувство, оно не развивается вглубь, качество отношений подменяется количеством партнеров, не давая возможности подняться выше эмоций, влечения.

Психологические разновидности, любви могут переходить друг в друга, видоизменяться. Углубляться или, напротив, затухать, становиться поверхностнее. Людус иногда бывает прелюдией эроса.


* Мания - это стиль любви, для которого характерны одержимость, страстность и ревность ("Я прихожу в ужас, когда любимый (любимая) не обращает на меня внимания"). Мания - любовь-тревога, любовь-тоска. Мания - чувство чрезвычайно опасное, изматывающее, иссушающее. Это вечная неуверенность в себе, в любимом, ревность, недоверие. Большое терпение надо иметь, чтобы понять и простить мучимого манией.


* Прагма - это весьма практичный стиль любви, сторонники которого выбирают партнера, соответствующего определенным критериям ("Я хочу выбрать такого любимого (любимую), с которым (которой) нам гарантирована счастливая жизнь"). При прагме, рассудочной любви, рядом с влечением, эмоцией, страстью, стоит верный страж - сознание. Прагма не отличается разнообразием эмоциональных оттенков. Человек встречает привлекательного партнера, испытывает к нему или к ней легкое влечение и сейчас же начинает анализировать: “ А сколько зарабатывает ее отец? “, “ А его бабушка согласится отдать нам квартиру? “ и так далее. Одним словом - расчет.


* Сторге - это стиль любви, основанной на сильной и прочной дружбе ("Мой любимый (моя любимая) – мой лучший друг"). Сторге - любовь-дружба. Это когда все ясно, хорошо, спокойно, но не пресно, не скучно. Сторге - само доверие, сторге - с улыбкой, умеет ждать и прощать, сторге - терпеливое чувство. Сторге и мания - в какой-то степени антиподы. Мания - постоянное беспокойство: любит - не любит? Меня - не меня? Как посмотрел? Почему не туда села? И тому подобное.


* Агапе, или жертвенная любовь, - это альтруистический подход к любви, при котором потребности любимого человека имеют для любящего гораздо большее значение, чем его собственные ("Лучше буду страдать я, чем смотреть на то, как страдает любимый (любимая)").

Живая индивидуальность любви, пусть даже в особых социальных обстоятельствах ее развития, для философии в отличие от искусства есть воплощенная абстракция. Это определяется конкретной целью философского исследования. Опираясь на массовые проявления и условия любви, диктуемые ей социумом, на ее изображение литературой и искусством, философия следует от ее индивидуальных значений, от особенного и типического к ее общей социальной значимости и функциям, к пониманию ее общественных противоречий. Конкретность любви для философии должна приобрести вид всеобщего и всесторонне объясненного социального чувства и отношения.

Любовь - маленькое, но сложно устроенное государство. Тут возможны всякие формы отношений: и демократия, и анархия, и просвещенный абсолютизм, и даже, к сожалению, деспотия. Но при одном условии: если форма эта принята добровольно. Нет ничего печальнее и безнадежней, чем долгая изматывающая борьба за власть.

В начальную, самую праздничную пору любви мы уступаем друг другу радостно, как уступают ребенку в игре. Но ссора, другая - и кончился праздник. А в будни уже не до игры. И вот каждый обиженно и скандально требует то, что ему недодано. А ведь любовь - это когда я забочусь о тебе, а ты обо мне. Любовь - не для эгоцентриков.