Смекни!
smekni.com

Правовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь (стр. 4 из 8)

Глава 37.Статьи 438- 465 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Есть необходимость более подробно рассмотреть данные тенденции.

Во-первых, в подавляющем большинстве подразделений и воинских частей, где возбуждены уголовные дела по фактам неуставных взаимоотношений, командование недостаточно владеет обстановкой и своевременно (до наступления определенных последствий, например травм) не принимает необходимых мер в соответствии с законодательством.

Статья 443, 459, 460 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Во-вторых, в отдельных органах военного управления, структурных подразделениях Министерства обороны анализ состояния преступности осуществляется формально.

Глава 23. Статьи 23.4, 23.18 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).

В-третьих, анализ преступности показывает, что в некоторых соединениях и воинских частях ненадлежащим образом выполняются требования по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы в соответствии с системой, которая утверждена в Министерстве обороны.

Глава 25. Статьи 25.25.3- 25.4, 25.8 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).

В-четвертых, несмотря на сокращение общего количества противоправных действий командиров и начальников по отношению к подчиненным, их процент в структуре преступности остается почти неизменным за пятилетие.

Еще одна тенденция. До 70 процентов противоправных действий младших командиров вызваны неправомерными действиями самих потерпевших: это отказ выполнять законные требования начальника, оскорбление начальника, намеренное недобросовестное исполнение приказания.

Статья 438- 444 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

В предшествующий период снижение преступности обусловлено созданием необходимых объективных условий, в которые поставлены командиры (начальники) воинских частей как органы дознания. С 2002 года в нормативной правовой базе закреплено положение об обеспечении их поддержки при принятии законных мер по поддержанию правопорядка, разумеется, до наступления тяжких последствий данных правонарушений. Причем вне зависимости от числа возбужденных уголовных дел.

Вместе с тем понимание значения данного концептуального положения достигнуто не всеми. На уровне младших командиров эти требования игнорируются. Не сформировано понимание того, что, с одной стороны, одними уголовными преследованиями порядок не навести (нужен дополнительный огромный пласт работы: организационной, воспитательной, профилактической), но с другой – что вся организация этой работы и воспитание будут бессмысленны без главного условия: если есть покушение на совершение преступления (а тем более само преступление), то непосредственный виновник должен отвечать по закону.

То есть должна быть гарантирована неотвратимость наказания непосредственного виновника, а командир должен чувствовать постоянную поддержку при реализации главного его права и обязанности – быть единоначальником, осуществляя свои полномочия, разумеется, в строго правовом поле. Это должны понимать все, начиная от командира отделения и солдата срочной службы.

Но этого нет. За дисциплину реально не отвечают командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты.

е) Причины преступных деяний в воинских коллективах

В чем причины наличия данных преступных деяний в воинских коллективах?

Главная причина наличия неуставных взаимоотношений – ущербная позиция отдельных руководителей, не вникающих в реальное состояние дел и формально выполняющих нормативные правовые акты Министерства обороны.

Первая причина – формализм в работе отдельных руководителей при анализе состояния дисциплины и правопорядка в подчиненных войсках и организации работы по профилактике правонарушений.

Вторая причина – ненадлежащее выполнение отдельными должностными лицами требований нормативных правовых актов по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы.

Третья причина – недостаточная правовая и педагогическая культура отдельных командиров и начальников.

Но это также субъективная причина. В Военной академии и иных вузах в соответствии с постановлением Министерства обороны №1 введен, причем одними из первых на постсоветском пространстве, курс «Военная девиантология», разработаны методики профилактики правонарушений. Но если начальник не понимает того, что поддержание дисциплины основывается на обширных знаниях в области наук (криминологии, военной педагогики, психологии, социологии и иных), позитивного результата не достигнуть.

Одновременно необходимо понимание того, что в современных условиях, как и в прошлом, главной формой подготовки офицера является самостоятельная подготовка. В этом отношении у нас нет недостатка в литературных источниках, учебниках по военной психологии и военной педагогике, не говоря уже о том, что практически все военные библиотеки подключены к глобальной Сети.

Нужны лишь воля старших начальников и система контроля за подготовкой офицера.

Несколько сложнее с подготовкой сержанта. Приходится иногда сталкиваться с распространением ущербного мнения, что у нас якобы плохой сержант. Но сержанта опять же необходимо ставить в условия, в которых он стал бы выполнять свои обязанности. Это значит, что необходимо подобрать младшего командира, исходя из его моральных и деловых качеств, научить – дать необходимые знания, сформировать навыки и умения, а главное – потребовать с него в соответствии с законодательством за конечный результат.

Понятно, что мы не в состоянии увеличить в несколько раз время на подготовку младшего командира. Но здесь также дело поправимое. Применительно к тем условиям, в которых мы находимся, вполне реально обеспечить повышение компетентности младшего командира за счет совершенствования системы отбора для назначения на соответствующие должности, а также оптимизации программ подготовки младших командиров в сторону увеличения количества часов на такие предметы, как военное право, а также на военную психологию и военную педагогику. Кстати, в начале ХХ века военная психология входила самостоятельным разделом в тактику, и на это были веские причины.

Четвертая причина – неуставные взаимоотношения являются следствием совокупности ряда неблагоприятных факторов (социокультурных, психологических, социально-демографических, криминологических и иных). Это исключительно сложное явление, с которым сталкиваются практически все армии мира.

В последние 8 лет именно у нас в значительной степени оптимизирована система профилактики правонарушений, что позволило снизить преступность. Но это одновременно породило у части должностных лиц благодушие и иллюзию, что можно без особых усилий и в дальнейшем поддерживать правопорядок. А это далеко не так.

Соответственно, одна из ведущих причин сегодня – недостаточно эффективная комплексная, постоянно совершенствующаяся система профилактики неуставных взаимоотношений на уровне отделение – взвод – рота – батальон – бригада.

ж) Совершенствование системы поддержания правопорядка

В современных условиях для дальнейшего совершенствования системы поддержания правопорядка предлагается следующее.

На уровне структурных подразделений Министерства обороны, объединений необходимо еще раз проанализировать требования нормативных правовых актов, регламентирующих работу по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах, и прежде всего постановление Министерства обороны 2002 года №1, и неформально, со знанием дела организовать их исполнение в каждом воинском формировании.

А главное – добиться того, чтобы сто процентов личного состава, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат неукоснительно выполняли распорядок дня и расписание занятий.

В интересах дальнейшего совершенствования научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил необходимо:

спланировать серию научных исследований криминологических и социально-психологических аспектов профилактики противоправных действий в армейской среде;

ежегодно проводить социально-психологическое исследование правонарушений, связанных с насильственными действиями военнослужащих, в целях их оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин совершения, разработки и принятия мер по их профилактике;

подготовить и издать учебное пособие «Криминологические, психолого-педагогические и социокультурные аспекты правонарушений в сфере межличностных отношений» и модельную программу профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений;

в 2010 году во взаимодействии с органами системы обеспечения безопасности и Белорусской военной прокуратурой, Белорусским военным судом организовать проведение научно-практической конференции по теме «О состоянии и мерах повышения эффективности профилактики правонарушений в сфере межличностных отношений в армейской среде».

Важнейшим условием эффективной профилактики правонарушений являются компетентность и активная роль в этом процессе младших командиров. Поэтому руководителям органов военного управления необходимо:

в текущем году проанализировать действенность существующей системы подготовки младших командиров и внести установленным порядком предложения по ее совершенствованию, в том числе дополнения в программы подготовки младших командиров, направленные на повышение их знаний, навыков и умений в поддержании дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений, а также изучение основ военного законодательства;

ввести в практику непосредственно в войсках систему работы с младшими командирами, предусмотрев на всех уровнях регулярное проведение сборовых мероприятий, показных занятий по вопросам применения форм и методов воспитательной работы с подчиненными, выявления и профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, показных занятий для должностных лиц, контролирующих и обеспечивающих строгое соблюдение распорядка дня, с целью достижения единого понимания роли уставного порядка в системе профилактики нарушений воинской дисциплины, обобщение опыта лучших и их поощрение.