Смекни!
smekni.com

Сущность и содержание территориальной обороны (стр. 5 из 5)

Интересны данные об использовании бронепоездов и мотоброневагонов. На охрану Октябрьской и Кировской железных дорог было выделено 6 бронепоездных подразделений, в том числе два легких бронепоезда и четыре мотоброневагонов (12 МБВ), которые охраняли выделенные им участки (до 300км.). Полностью использовать бронепоезда не удалось, их разделили на отдельные бронеплощадки с задачей прикрыть головные станции снабжения армейских складов и сопровождать эшелоны на боевых участках.

Боевое крещение получили многие командиры частей, соединений, приобретя опыт управления войсками тыла в боевых условиях. Этот опыт они в последствии использовали в годы Великой Отечественной войны (комдив П.А. Артемьев, полковники А.А Забалуев, СИ. Донсков, А.Е. Булыга, К.И. Ракутин, М.А. Еншинидр.).

Принятые меры по охране тыла, использование для этой цели пограничных и внутренних войск, а также тыловых частей фронта, оказались весьма эффективными. Все это позволило взять под надежную охрану, с использованием для усиления охраны и обороны подвижных огневых средств, все важнейшие объекты и коммуникации, пресечь попытки проникновения к ним с целью шпионажа и диверсий вражеских агентов и диверсионных групп.

Опыт войны заставил сделать серьезные выводы об изменении систем боевой подготовки, поднятии уровня подготовки командных кадров, рационализации системы управления войсками в сторону централизации.

Опыт малой войны свидетельствовал о бесспорной целесообразности ис­пользования войск НКВД для охраны тыла полевых частей, но этот вопрос тре­бовал еще серьезного изучения, обобщения и доработки. Многое было сдела­но для укрепления пограничных и внутренних войск в последние предвоенные годы. Серьезное внимание уделялось подготовке войск к действиям против вражеских десантов, диверсионных групп.

В агрессивных планах фашистской Германии значительное место отводи­лось подготовке подрывных сил и средств для осуществления шпионажа, диверсий по ближайшем и глубоком тылу СССР. В экспансионистской стратегии германского империализма тайная война против СССР играла особую роль. Она началась задолго до того, как прозвучал первый выстрел на рассвете 22 июня 1941 года, и преследовала цель подготовить насильственную "германизацию" богатейшего жизненного пространства на Востоке, свержение советского общественного и государственного строя, создать для этого "пятую колонну", насадить свою агентуру, собрать информацию об экономическом и военном потенциале страны, не останавливаясь ни перед какими средствами для осуществления этих преступных планов разграбления советской земли, уничтожения и порабощения советских народов. С целью реализации этих чудовищных замыслов объединились усилия финансово-промышленной олигархии, руководства нацистской партии, вермахта и секретных служб.

Основную ставку гитлеровская клика делала на националистические элементы, особенно в Прибалтике, Западной Белоруссии, Западной Украине, а также в Крыму и на Кавказе.

Нацеленные против СССР германские разведывательные органы усилива­ли попытки создать на территории советских республик шпионскую сеть. В 1940 году они забросили в СССР в 4 раза больше агентов, чем в 1939 году, по сравнению с которым число забрасываемых агентов в 1941 году возросло в 14 раз.[12] Задолго до нападения на СССР в фашистской Германии готовились специальные формирования, в задачу которых входило: ведение войсковой и агентурной разведки, захват мостов, переправ, важнейших объектов и удержание их до подхода своих войск, организация антисоветских бандитских выступлений, распространение ложных слухов, сеяние паника и другие методы дезорганизации тыла. В дальнейшем функции этих формирований расширились: прибавились такие задачи, как борьба с партизанами, карательная деятельность на оккупированной территории, террор и разбой.

С этой целью был сформирован в мае 1940г. полк особого назначения "Брандонбург-800" (до этого Абвером была создана во время войны с Польшей рота спецназначения, преобразованная в период подготовки захвата Бельгии и Голландии в батальон). Подразделения готовились из специально отобранных лиц, напичканных идеологией германского фашизма, владеющих языком страны, в которой предстояло действовать. Они приобрели опыт в боевых операциях при осуществлении захватов Германией стран Европы. Действуя переодетыми в форму армии противника, эти подразделения быстро захватывали мосты и другие объекты, способствуя, таким образом, вторжению главных сил.

Подведя итог сказанному, следует отметить, что проблема территориальной обороны и одна из ее форм - охрана тыла - являются важной составной частью обороны страны, подготовки вооруженных сил и населения к защите Отечества.

В зачаточном виде эта проблема возникла еще в дореволюционное время получила мощное развитие в годы гражданской войны и в последнее время уделялось внимание в мирный период, и особенно накануне Великой Отечественной войны.

Теоретические разработки проверены па практике во время событий на КВЖД, в районе Халхин-Гола, на советско-финляндской войне. Этот опыт был подытожен и изучен, разработаны соответствующие документы. Функции внутренних и пограничных войск были уточнены, войдя в подготовленные накануне войны мобилизационные планы.

Именно поэтому с первых дней Великой Отечественной была введен тема охраны войскового тыла фронтов и армий, совершенствовавшаяся войны и доказавшая свою высокую эффективность.


Заключение

Я надеюсь, что разработанная мною курсовая работа дала определенные представления о сущности территориальной обороне в целом. Таким образом, территориальная оборона - система правовых, военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых дислоцированными на определенной территории РФ разнородными силами для защиты объектов и коммуникаций, как в мирное, так и в военное время от действий противника, совершения диверсионных и террористических актов, а с вводом режима военного положения - его установления и поддержания".[13]

В заключении следует отметить, что вопросы, раскрытые в моей курсовой работе не имеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия данной темы. Часть из них, безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения и практических проверок.

Я выдвигаю предложение о необходимости дальнейшей теоретической разработки данной темы.


Список использованной литературы

1.Официальные документы я нормативные акты:

1.Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит.,1993. 96с. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Ассамблея ООН 17 декабря 1979 года. М.: Международные отношения 1998г.

2.Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 года № 2052с «Об утверждении Временного устава внутренних войск Министерства внутренних дел».

3.Закон РФ от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.

4.Закон РФ от 12 марта 1998г. «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. 1998.№22 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. (Постановление Президента Российской Федерации от 10 января 2000г. № 24) // Российская газета.

2. Учебники, учебные пособия:

5. Можаев М.Н. Служебно-боевое применение воинских частей, подразделений, войсковых нарядов Внутренних Войск прим Чрезвычайных обстоятельствах в условиях введения Чрезвычайного положения. Саратов, 2004. С. 94-98; 4-16.

6. Войсковой вестник 2003, №2.


[1]МВД РОССИИ: Энциклопедия.-М., 2002. С.501.

[2]2Закон РФ "Об обороне" (1996 г.); Законы "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 24.IX.1992 г. и 6.Н.1997 г.; Ук. Президента РФ "Об утверждении Положения о территориальной обороне" (1995 г.) и др.

[3] Российский государственный военно-исторический архив (РГИА), ФЗ, оп.1, д.242, л.28, 29.

[4]Приказ по ОКВС N 148 от 23.IX.1854 г.; № 157 от 2.Х.1854 г.; № 187 от 10.XII.1954 г

[5]Собрание узаконений РСФСР, 1920, № 50, ст.220

[6]См.: Российский государственный военный архив (РГВА), фор.42, ст. 1,9,1972, л.12, 13.

[7] См.: Свод законов СССР, 1924, № 19. ст. 184.

[8] См.: Приказ НКВД СССР от 5 апреля 1940 г;

[9] См.: РГВА, ф.34980, оп. 14, д.555, л.1-2;

[10] См.: Там же, д.506, л.5;

[11]ЦГАСА, ф.38260, оп.1, д.51, л. 87-94.Материал был направлен в Комиссию по описанию советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

[12]См.: Крылов С. На фронтах тайной войны. - Пограничник, 1965, № 5, стр.6.

[13]МВД РОССИИ: Энциклопедия.-М., 2002. С.501.