Смекни!
smekni.com

Мораль и право в правоохранительной деятельности (стр. 5 из 7)

Эти принципы положены в основу таких международных документов, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейская декларация о полиции от 8 мая 1979 г., Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка от 17 декабря 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия 1990 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными и др.

Российский законодатель в ст. 4 действующего Закона РФ «О милиции» установил, что международные договоры РФ являются одним из элементов правовой основы деятельности милиции. Указанные стандарты правоохранительной деятельности должны быть изучены представителями сил правопорядка и положены ими в основу выполнения своего служебного долга.

Национальные кодексы полицейской этики, как правило, провозглашают в качестве одного из важнейших этических принципов правоохранительной деятельности уважение достоинства любого человека, независимо от его происхождения и национальности, его социального статуса, политических, религиозных или мировоззренческих убеждений.

Но при этом сотрудник сил правопорядка должен четко сознавать, что немалое количество преступлений сегодня совершается именно по политическим мотивам с национальной окраской (например, терроризм, массовые беспорядки и т.п.) Таким образом, он обязан, с одной стороны, осознавать значимость не допущения какого-либо ущемления прав человека по политическим, национальным или иным основаниям, а с другой стороны, не должен воздерживаться от активного преследования лица, совершившего противоправное деяние по вышеназванным мотивам.

Совесть, честь и культура – основополагающие качества сотрудника милиции.

Деятельность правоохранительных органов всегда находилась под пристальным вниманием общества, поскольку эта деятельность в той или иной мере всегда затрагивает интересы как всего общества, так и отдельных его членов. Работа правоохранительных органов сопряжена со множеством нравственных проблем, исходя из специфики целей, содержания, форм, методов и средств в их деятельности. В современных условиях особое значение приобретает четкая постановка обществом задач, стоящих перед правоохранительными органами, определение их функций и полномочий, возможных и допустимых средств в борьбе с преступностью. Предоставление сотрудникам правоохранительных органов властных полномочий и как следствие моральной санкции на проведение мероприятий по охране и защите прав граждан, налагает на этих сотрудников высокую ответственность за неуклонное исполнение законности, и в том числе обязанность придерживаться границ допустимых действий, связанных с выполнением служебных обязанностей.

Уже сегодня в России, современное общество достигло такого уровня демократичности и цивилизованности, что и в таких строго регламентированных структурах, как правоохранительные органы, нравственность и культура, честь и совесть сотрудников приобрели огромную значимость. Соблюдение законности и служебной дисциплины определяется на сегодня не только, и не столько требовательностью руководителей, сколько нравственными и моральными установками, и культурной воспитанностью. Во многих случаях эти качества оказывают на эффективность служебной деятельности большее воздействие и играют большую роль, чем профессиональная компетентность, что естественно не умаляет роли последней. Иными словами, нравственность и культура, честь и совесть сотрудника рассматриваются как важнейшие профессиональные качества, определяющие его готовность к обеспечению служебных задач, желание их выполнить, чувство ответственности за их выполнение с наиболее результативным эффектом.

Профессиональная честь - это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками ОВД высокой социальной ценности (нужности и важности) самоотверженного выполнения своего долга. Чувство чести - это мощный движитель дел и поступков сотрудников ОВД.

Категория чести очень близко примыкает к категории достоинства. Они практически совпадают по своему объективному содержанию, но различаются по форме. Оценка чести – это оценка общественного мнения, а оценка достоинства - это прежде всего дело самой личности.

Сотрудники правоохранительных органов в своём большинстве - люди чести. Она проявляется у них прежде всего в выполнении ими своего служебного долга. Его специфика в том, что и в мирное время выполнение долга требует мужества, выдержки, а порой и самопожертвования.

Честь сотрудника ОВД неотделима от чести коллектива, подразделения, в котором он несёт свою нелёгкую службу. Поэтому он не может позволить себе ничего такого, что позорило бы своих товарищей по службе. Честь коллектива - это и его честь.

Авторитет ОВД за последние годы в общественном мнении значительно снизился, всё же вся система ОВД в народе рассматривается как необходимая и в целом оценивается положительно. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у нас несомненно были.

Честь сотрудников ОВД требует от них движения вперёд, овладения современной техникой и новейшими приёмами и методами для выполнения своих профессиональных обязанностей. В этом смысле важно изучать опыт работы и достижения правоохранительных органов других стран. Это возвышает и укрепляет честь и достоинство наших ОВД, помогает более эффективно выполнять свой служебный долг.

Ничто так не подрывает чести сотрудника ОВД как нарушение данного слова, отступление от него. В конце концов, он неизбежно теряет авторитет и его ждёт неотвратимое фиаско.

Категория чести одна из важнейших в нравственной культуре сотрудника ОВД. Дорожить честью - это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому необходимо постоянно учиться.

Именно совесть представляет характеристику сущности человека. Утеря совести, даже умаление этого чувства означает деградацию человеческого начала личности.

Формы проявления совести могут быть самыми разными, например, совесть может проявляться:

• в форме нравственного удовлетворения, когда исполненный долг, помощь человеку в ней нуждающемуся, защита от насильника, уважительное отношение к старшим, женщине, забота о детях, пусть даже связанные с переживаниями, трудностями, а то и с риском для жизни вызывают у человека чувство душевного удовлетворения, счастья и радости от содеянного;

• в форме стыда, когда чувство стыда испытывается как перед другими людьми за безнравственное деяние, ставшее известным им, либо перед самим собой - за поступок или поступки, о которых люди, товарищи по службе могут даже не догадываться. Этот стыд проявляется в форме угрызений совести. И только раскаяние, открытое признание своей вины может освободить душу от мук совести;

• в форме сомнения. Сомнение есть результат незнания или неполного знания, поспешности или игнорирования объективных законов, уступок себе или групповым интересам и т.п. Поэтому человек и терзается сомнениями: а правильно ли я поступил? Этот вопрос не даёт человеку спокойно жить: он вроде и прав, и не прав, и в основе этого чувства - неспокойная совесть.

Совесть выступает как огромная побудительная сила, это иммунитет от многих нравственных заболеваний. Она не позволяет сотруднику милиции спустя рукава относиться к порученному делу, лгать, обманывать, грубить.

Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников ОВД. Это объясняется характером их деятельности, так как она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством, что в свою очередь предъявляет к сотрудникам ОВД высокие нравственные требования. Ведь даже в мирных условиях их деятельность часто сопряжена с риском для жизни.

Нравственные качества, входящие в понятие нравственной культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно ОВД. Когда Ф.Э. Дзержинский говорил о горячем сердце и чистых руках сотрудника ВЧК, то он имел в виду прежде всего его высокие нравственные качества.

Работник милиции постоянно находится в сфере нравственного воздействия общества и своей служебной структуры. С одной стороны он испытывает воспитательное нравственное воздействие общества, формирующее его в соответствии с принципами общественной нравственности, с другой, он своей деятельностью сам оказывает воспитательное воздействие на граждан.

. В одной ленинградской газете 8 апреля 1943 г., была напечатана передовая статья «Каким должен быть работник милиции». В ней говорилось: «В нашем милицейском работнике должно сочетаться: высокая бдительность, политическая острота в работе, находчивость, подтянутость, опрятный внешний вид. Нарушение или невыполнение одного из показателей данных условий будет говорить о неполноценности работника и неспособности его выполнить все требования, предъявляемые к органам милиции». Это написано в газете города, находящегося в блокаде, где свирепствовали голод и холод, болезни и смерть.

К сожалению проблема задержки заработанной платы, плохое материально - техническое обеспечение, отсутствие должного комфорта служебных помещений и т.п. называется всего лишь объективными или субъективными причинами, и рассматривается лишь в связи как с причиной могущей поколебать моральный фактор. И до тех пор пока сохраняется подобное положение вещей поддерживаемое официальной идеологией, «низкие» моральные качества не перейдут в «высокие», несмотря ни на какую «всестороннюю поддержку» государства, и несмотря ни на какие всесторонние изучения профессиональной этики