Смекни!
smekni.com

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности (стр. 3 из 3)

Примеры эйдетической интуиции – наглядное представление о структуре молекулы бензола, возникшее у Кекуле, или наглядное представление о строении атома, созданное Резерфордом. Эти представления не сводятся к простому воспроизведению данных непосредственного чувственного опыта и формируются с помощью понятий.

Примеры концептуальной интуиции – возникновение понятия «нейтрино» у Паули или понятия «кватернион» у Гамильтона. Эти понятия возникали не путем последовательного логического рассуждения, а скачкообразно; большое значение при их формировании имело комбинирование соответствующих чувственных образов («комбинаторная игра» образными элементами мышления, по выражению Эйнштейна).

К общим условиям формирования и проявления интуиции можно отнести следующие:

1) основательная профессиональная подготовка человека, глубокое знание проблемы;

2) поисковая ситуация, состояние проблемности;

3) действие у субъекта поисковой доминанты; на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

4) наличие подсказки.

Последний момент в некоторых случаях не обнаруживается, но значительная их часть связана с действием «подсказки», которая служит пусковым механизмом для интуиции.

Важность для интуиции подсказок, за которыми стоят аналогии, общие схемы, общие принципы решения задач или проблем, ведет к определенным практическим рекомендациям.

- Субъекту, находящемуся в творческом поиске, необходимо стремиться не только к максимуму информации по своей специальности и по смежным дисциплинам, но и к расширению диапазона своих интересов, включая музыку, живопись, научно-фантастическую, художественную и детективную литературу, научно-популярные статьи, журналы, газеты.

- Поскольку интуитивная работа мышления происходит в подсознательной сфере и продолжается даже при отключении субъекта от проблемы, постольку можно сделать вывод, что такое временное отключение может оказаться полезным. Таким образом, после серьезной работы над проблемой нужно откладывать ее решение на некоторое время и заниматься другими проблемами.

- Субъект должен внимательно относиться к содержанию своих сновидений, хотя не следует переоценивать их значение в проявлении интуиции.

Конкретное изучение механизма взаимодействия сознания с бессознательным и подсознательным может дать в руки ученых реальные средства управления процессом интуиции и существенно воздействовать на их творческую способность.

Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание. Английский физик М. Фарадей, известный своими работами в области электричества, магнетизма, электрохимии, писал, что никто не подозревает, сколько догадок и теорий, возникающих в голове исследователя, уничтожается его собственной критикой и едва ли одна десятая часть всех его предположений и надежд осуществляется. Возникшая в голове ученого или конструктора догадка должна быть проверена. Проверка же гипотезы осуществляется в практике научного исследования. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но ее недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.

Доказательство включает в себя обращение к чувственным восприятиям некоторых физических предметов и явлений, а также логические рассуждения, аргументы. В дедуктивных науках доказательства представляют собой цепочки умозаключений, ведущих от истинных посылок к доказываемым тезисам.

Таково отношение к интуиции в европейской рациональной культуре. Однако Восток даёт нам совершенно иной пример отношения к интуиции. Прежде всего, для восточной культуры интуитивное знание является столь же привычным, как для европейца знание рациональное. Поэтому в традиционной восточной культуре интуиция не воспринимается как нечто случайное и вероятностное. Интуитивное знание там считается выше по уровню, чем знание рациональное. Кроме того, на Востоке научились высвобождать интуицию из оков разума путём изменения состояния сознания в процессе медитации. Поэтому знания, получаемые интуитивным путём, не являются неожиданными. Таким же образом достигается и непосредственность знания: в процессе медитации человек выходит за пределы своей субъективности и происходит слияние субъекта познания с познаваемым объектом. По-видимому, этот процесс следует понимать как подключение к информационному полю Вселенной и прямое считывание информации из реальности более высокого порядка.

Так как же выглядит процесс движения знания: прерывно или непрерывно? Если брать развитие науки в целом, то очевидно, что в этом общем потоке прерывности, обозначаемые на индивидном уровне интуитивными скачками, не дают о себе знать; здесь свои скачки, называемые революциями в науке.

Но для отдельных ученых процесс развития познания в их области научного исследования предстает по-другому: знание развивается скачкообразно, с перерывами, с «логическими вакуумами», но, с другой стороны, оно развивается без скачков, поскольку следующая за каждым «озарением» логическая мысль методично и направленно заполняет «логический вакуум». С точки зрения индивида, развитие знания есть единство прерывности и непрерывности, единство непрерывности и скачка.

Итак, роль интуиции в познании чрезвычайно велика. Без нее многие научные открытия отодвинулись бы на много лет вперед, а может быть, мы до сих пор не знали бы ни теорию относительности, ни закон всемирного тяготения.

Каждый из нас наверняка сталкивался с этим пока еще не совсем разгаданным процессом. Не раз интуиция выручала нас из сложных проблемных ситуаций или помогала предвидеть итог того или иного нашего поступка.


3. Заключение

Из характеристики познавательного процесса как отображения окружающей реальности следует характеристика истины как правильного, адекватного ее отображения. Если же по какой-то причине адекватность отображения нарушается, деформируется, результат познания приобретает противоположный характер — заблуждение. Однако наше отображение никогда не является зеркальной копией реального мира, а если между реальным предметом и его познавательным образом не существует такого абсолютного сходства, то возникает вопрос о критериях различия между правильным и деформированным отображениями, между истиной и заблуждением. Объективность истины является одной из ее важнейших характеристик. Ее можно трактовать как независимость содержания нашего знания от людей и человечества, а не самого знания (то есть истины, поскольку она и есть знание) от человека. В этом ракурсе рассмотрения проблемы истины возникают вопросы этического характера. «Кто не знает истины, тот просто дурак. Но кто знает ее и называет неправдой, тот преступник», — именно такую оценку возможным отношениям к истине предоставляет Г. Галилей в осмыслении Б. Брехта.

Другой плоскостью познавательного процесса являются особенности его построения, в связи с чем речь идет о научном и ненаучном познании. Научное познание ограничено предметной структурой деятельности, оно ищет законы перехода предмета деятельности, то есть объектов в продукт. Особенностями научного познания выступают обоснованность, систематизированность, доказанность. Создание метода, методологической основы как условия воспроизведения объекта, который исследуется, обязательно. В научном познании истина становится превыше всего. Среди ненаучных методов познания выделяют художественное, религиозное, мифологическое, изотерическое и прочие. Эти формы постижения реальности не имеют четких рациональных критериев истинности и обоснованности.

Опытный уровень познания вырастает непосредственно из практики, сохраняя с ней теснейшую связь, которая заключается в том, что полученное таким путем знание является как бы непосредственной деятельной моделью объекта. В опытном познании «природа» знания явная, в связи с чем понятие «практика» выражается через достаточно широкий спектр терминов, среди которых «действие», «опыт», «физическая жизнь» и т. д. Таким образом, практику можно охарактеризовать как чувственно-предметную деятельность, которая направленная на непосредственное преобразование объективной реальности в соответствии с потребностями общества. Среди важнейших форм практики следует подчеркнуть следующие: материальное производство, преобразование естественного бытия людей; общественное производство, преобразование общественного бытия людей, изменение существующих социальных отношений определенными средствами: реформированием, революциями, войнами и т. д; научно-экспериментальная деятельность — активная по сравнению с наблюдением деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать конкретные свойства окружающего мира, которые его интересуют.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. И.Б. Гайдукова . Учебное пособие / Курск / 2006.

2. Философский словарь под ред. И.Т. Фролова/ М., изд-во политической литературы/ 1987.

3. Г.И. Рузавин, В.П. Ляшенко, О.А. Митрошенков. Философия /М., Перспектива/, 2007.

4. Философия под ред. проф. О.А. Митрошенкова /М., Гардарики/, 2002.