Смекни!
smekni.com

Становление и развитие танковой промышленности (стр. 2 из 7)

В качестве источника для курсовой работы была использована статья «Записная книжка маршала Ф.И. Голикова» [17], содержащаяся в журнале «Новая и новейшая история». Уже к началу второй мировой войны Ф.И. Голиков вырос в крупного военачальника, возглавив 6-ю армию Киевского особого военного округа. А в июле 1940 г. он, генерал-лейтенант, получил назначение на пост заместителя начальника Генерального штаба Красной Армии - начальника Разведывательного управления. Еще более он продвинулся по командной линии, вернувшись на родину после завершения миссии в Великобритании и США. В своей «Записной» книжке он отмечает, что: «всего в западных приграничных округах и флотах насчитывалось 2,9 миллиона человек, более полутора тысяч самолетов новых типов и довольно много самолетов устаревших конструкций, около 35 тысяч орудий и минометов (без 50-миллиметровых), 1800 тяжелых и средних танков (на две трети новых типов) и значительное число легких танков с ограниченными моторесурсами» [17, с.32]. Далее Ф.И. Голиков отмечает, что данное количество вооружений и людских ресурсов было недостаточным для противостояния такому сильному противнику как фашистская Германия на начальном этапе Великой отечественной войны.

В исследовании автором были использованы историко-генетический и историко-сравнительный методы.

Так, например, историко-генетический метод в исследовании был применен в анализе развития советской промышленности и связанного с ней напрямую становления бронетанковых войск, выявлены сущностные причины взаимообусловившие их стремительное развитие.

Историко-сравнительный метод в работе может быть применим к исследованию динамики роста влияния бронетанковых войск на обороноспособность Красной Армии вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Таким образом, рассмотренный перечень источников и литературы, а также методов исследования по рассматриваемой проблеме, дает возможность сделать вывод, что события, связанные с развитием советского танкостроения в период от образования СССР до начала Великой отечественной войны, получили достаточное освящение как в советской, постсоветской, так и в зарубежной литературе.

Однако, все же, целый ряд вопросов необходимо подвергнуть определенной степени пересмотра и анализа. Поэтому есть необходимость вновь вернуться к исследованию развития советского танкостроения в довоенный период сквозь призму времени.

2. СОСТОЯНИЕ ВОЕННОЙ ОТРАСЛИ СТРАНЫ В 20-е гг. XX в.

Период 20-х гг. XX века охватывает годы гражданской войны, а также годы восстановления и реконструкции народного хозяйства молодой Советской республики. Он характерен созданием первых образцов советских танков, накоплением конструкторского и производственного опыта.

Вооруженная борьба в годы гражданской войны и иностранной интервенции носила решительный характер. Обе стороны применяли наиболее активные формы ведения войны, стремясь к полному разгрому противника, что в свою очередь определяло высокую маневренность действий войск. Необходимость в широком маневре диктовалась также и тем, что военные действия развернулись на обширной территории при сравнительно ограниченном количестве сил, которыми располагали борющиеся стороны.

На формы и способы ведения вооруженной борьбы оказывало влияние и то обстоятельство, что организация и строительство Вооруженных Сил Советской республики осуществлялись в ходе войны. Белогвардейцы же формировали свои вооруженные силы под прикрытием иностранных интервентов, вторгшихся на территорию России, и при их всесторонней помощи. Кроме того, контрреволюция опиралась на кадровых офицеров бывшей царской армии. В лагере контрреволюции оказалась также значительная часть казачества, которое имело хорошую военную подготовку и постоянно действующее военно-административное устройство [41, с.74]. Однако у сил контрреволюции отсутствовала прочная и широкая поддержка среди народа. В короткий срок была создана Красная Армия, которая, несмотря на разруху в стране, оснащалась необходимым вооружением, в том числе бронеавтомобилями, бронепоездами, а затем и танками.

На III Чрезвычайном Всероссийском съезде Советов в марте 1918 года В.И. Ленин говорил, что в современной войне «...берет верх тот, у кого величайшая техника, организованность, дисциплина и лучшие машины...» [26, с.215].

Это ленинское положение легло в основу деятельности партии и правительства по созданию броневых сил молодой Республики Советов. В начале 1918 г. был организован первый центральный орган управления бронечастями - Центральное броневое управление (Центробронь).

Уже к октябрю 1918 года армия имела на вооружении 23 бронепоезда и 37 броневых отрядов, в которых насчитывалось 150 броневых автомобилей, а в 1920 году было сформировано 52 бронеотряда и 103 бронепоезда [30, с.57].

Броневой автомобильный отряд обычно имел четыре бронеавтомобиля, из них три пулеметных и один пушечный, два-три мотоцикла, четыре автомашины и ремонтные средства [7, с.223]. В отряде насчитывалось до ста человек. Первые броневые отряды предназначались для усиления кавалерийских полков и дивизий. В сентябре — октябре 1918 года при обороне Царицына несколько таких отрядов впервые были объединены в отдельную броневую колонну. Этим наметилась линия на самостоятельное применение броневых частей.

Бронеотряды и бронепоезда, явившись предшественниками танковых войск, сыграли важную роль в борьбе против иностранной военной интервенции и в гражданской войне 1918-1920 годов. Бронепоезда и бронеавтомобили успешно применялись на всех фронтах гражданской войны. Наличие броневых частей не только усиливало мощь стрелковых и кавалерийских соединений, но и положительно влияло на их моральное состояние.

Однако одних бронепоездов и бронеавтомобилей было недостаточно для борьбы с мощными соединениями интервентов, вооруженных самым современным по тому времени вооружением и техникой, в том числе и танками. В 1919 году В.И. Ленин поставил перед машиностроителями задачу - в кратчайший срок приступить к постройке своих, советских танков. В конце 1919 года завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде по заданию правительства приступил к проектированию и производству легкого танка [43, с.39]. В те времена Сормовский завод считался одним из самых мощных предприятий отечественной промышленности. В конце 1919 года на заводе «Красное Сормово» были разработаны чертежи и технология производства бронированных машин. Танк создавался совместно с Ижорским заводом, изготовлявшим броню, и Московским автомобильным заводом АМО изготовившим двигатель [4, с.67].

31 августа 1920 года из ворот завода «Красное Сормово», вышел первый советский танк, названный «Борец за свободу тов. Ленин» (Приложение 1). Он прошел официальные испытания и поступил на вооружение Красной Армии. Танк имел массу 7 т, вооружен 37-мм пушкой, одним пулеметом, бронирование толщиной 8-16 мм, максимальная скорость 8,5 км/ч. Этот танк превосходил по вооружению подобные иностранные танки, имевшие только пулеметное вооружение. Всего построено 17 таких танков и каждый из них имел свое название: «Парижская Коммуна», «Красный борец», «Илья Муромец» [39, с.77]. Они приняли участие в боях на фронтах гражданской войны.

Создавая танки, советское танкостроение отыскивало новые оригинальные пути развития. В 1919 г. инженер Максимов разработал первый в мире проект сверхлегкого одноместного танка – «щитоноски». Этот танк, вооруженный пулеметом и защищенный противопульной броней, должен был весить 2-2,5 т, при мощности двигателя 29 кВт, скорость могла достигать 17 км/ч [39, с.79].

В 1920 г. был организован конкурс на лучший проект танка. Первую премию за разработку плавающего танка присудили проекту Ижорского завода. Однако развертывание танкостроения для разрушенной промышленности было необычайно трудной задачей, так как все силы были мобилизованы на восстановление разрушенной промышленности и поднятия сельского хозяйства.

Таким образом, Советское государство в условиях разрухи, голода, тяжелой гражданской войны создало хорошие и современные по тем временам танки, что царская Россия сделать не смогла.

Для укомплектования первых танковых частей Красной Армии использовались и трофейные танки, захваченные у интервентов в различное время. Так, весной 1919 года под Одессой у французов были отбиты малые танки типа «Рено», а на Украине захвачены английские большие танки типа «Риккардо». Одну из захваченных машин бойцы 2-й Украинской советской армии прислали в Москву в подарок В.И. Ленину. Танк демонстрировался на Красной площади в день 1 Мая [31, с.24].

Осенью 1919 года два десятка больших английских танков были отбиты у деникинцев. Большие и малые танки интервентов оказались в числе трофеев при разгроме Юденича и белогвардейцев на севере России. В декабре 1919 года и в январе 1920 года войска Южного фронта захватили большое количество танков при освобождении Ростова-на-Дону, несколько машин различных типов было отбито у Врангеля и белополяков [6, с.729].

Таким образом, в 1920 году сложились условия, позволившие приступить к формированию танковых отрядов.

Первый штат танкового отряда был утвержден приказом Реввоенсовета 28 мая 1920 года. В отряд включались три танка, несколько автомашин, мотоциклы и железнодорожный состав [36, с.29]. Наличие подвижного состава позволяло быстрее и без затрат моторесурсов выдвигать танки на нужное направление. Кроме того, учитывались и технические возможности танков, которые не могли еще совершать длительных маршей.