Смекни!
smekni.com

Наука как компонент духовной культуры (стр. 1 из 63)

Кандидатский экзамен по истории и философии науки

1. Наука как компонент духовной культуры.

2. Наука и философия.

3. Онтология и гносеология как составная часть философии.

4. Научное и вненаучное знание. Формы вненаучного знания.

5. Основные функции науки.

6. Исторические этапы развития науки. Античная наука.

7. Средневековая наука: соотношение веры и знания, теория двойственной истины, спор об универсалиях.

8. Наука эпохи Возрождения и ее представители.

9. Наука Нового времени. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р. Декарта.

10. Классическое естествознание: Коперник, Галилей, Ньютон.

11. Философия науки эпохи Просвещения XVIII века.

12. Научная революция конца XIX – начала XX века. Теория относительности и квантовая механика.

13. Формирование технических наук.

14. Структура научного знания.

15. Классификация наук.

16. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

17. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки.

18. Эмпирический уровень научного знания: наблюдение, сравнение, эксперимент, факт.

19. Теоретический уровень научного знания: формализация, аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, восхождение от абстрактного к конкретному.

20. Общелогические методы и приемы исследования: анализ и синтез, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, дедукция, аналогия.

21. Критерии научного познания: объективность, предметность, строгость, достоверность, обоснованность, доказательность, эвристичность, верифицируемость, непротиворечивость, когерентность, фальсифицируемость.

22. Понятие научного закона и его основные признаки.

23. Наука и ее основания. Идеалы и нормы научного исследования.

24. Научная теория: ее структура, типы, характеристика.

25. Роль языка в процессе становления научной теории.

26. Единство эмпирического и теоретического знания. Проблема практического воплощения теории.

27. Динамика научного знания: модели роста.

28. Методология в структуре научного знания. Классификация методов.

29. Научная картина мира, ее исторические формы.

30. Проблемные ситуации в науке.

31. Роль математики в научном знании.

32. Научные революции как перестройка оснований науки. Т. Кун о научной революции.

33. Глобальные научные революции и историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая.

34. Теория самоорганизации (синергетика) и новые стратегии научного поиска.

35. Характеристики самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, диссипативность.

36. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

37. Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере.

38. Взаимосвязь внутринаучных и социальных ценностей как условие современного развития.

39. Этические проблемы науки.

40. Сциентизм и антисциентизм.

41. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

42. Постнеклассическая наука, изменение мировоззренческих ориентаций.

43. Понятие социального познания. Роль философии в формировании научных знаний об обществе.

44. Науки о природе и науки о культуре (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

45. Методология социально-гуманитарных наук и их специфика.

46. Наука как социальный институт: наука и экономика, наука и власть, проблема государственного регулирования науки.

47. Основной вопрос философии, его две стороны.

48. Основные подходы к определению категории «материя».

49. Движение и развитие. Формы движения, направления развития.

50. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики: теоретическое и методологическое значение.

51. Принцип детерминизма.

52. Категории: причина и следствие.

53. Категории: необходимость и случайность.

54. Категории: сущность и явление.

55. Категории: общее, особенное, единичное.

56. Категории: возможность, действительность и вероятность.

57. Категории: форма и содержание.

58. Сознание и самосознание и их социальная сущность.

59. Теория отражения, опережающее отражение (П.К. Анохин).

60. Проблема истины в науке. Основные концепции истины. Абсолютность и относительность, объективность и конкретность истины.

--------------------------------------------------------

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ ОТВЕТОВ

1) Представленные ниже ответы на вопросы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки в большинстве своём есть компиляция соответствующих материалов следующих учебников:

  1. Философия науки в вопросах и ответах: Учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  2. Лешкевич Т. Г. Философия науки: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА – М., 2006.
  3. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д, 1999.
  4. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов-на-Дону, 2003.
  5. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – М.: Республика, 2003.
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004.

2) Материалы публикуются для сокращения времени поиска ответов на вышеуказанные вопросы и увеличения времени непосредственной подготовки к экзамену.

3) Неоценимую помощь при подготовке к экзамену Составителю данных ответов оказали Философский словарь под ред. М.М. Розенталя и П.Ф. Юдина, М., Политиздат, 1964 и Краткий философский словарь под ред. К. Верховской и М. Суслина, 1939 (!), чётко, кратко и максимально доступно излагающие философские вопросы в своих статьях.

Успешной сдачи!

1. Наука как компонент духовной культуры

Наука является одним из важнейших основных компонентов духовной культуры. Ее особое место в духовной культуре определяется значением познания в способе бытия человека в мире, в практике, материально-предметном преобразовании мира. Материально-предметное, практическое изменение мира невозможно без познания мира. Познание является внутренним, неотъемлемым моментом практической деятельности. Практика и познание взаимно дополняют и опосредуют друг друга. Познание порождается практикой человека и в конечном счете нацелено на ее совершенствование.

Познание может быть донаучным, вненаучным и научным. Наука представляет собой лишь одну из исторических форм познания мира. Долгое время познание развивалось в донаучных формах (мифология, религия и др.). Вместе с тем некоторый познавательный момент несомненно свойствен (был всегда и присутствует сейчас) и ненаучным формам духовной культуры — искусству, политическому сознанию, правосознанию, морали и религии.

Донаучное и вненаучное обыденное, житейское знание позволяет лишь констатировать и поверхностно описывать состояния предметов, вещей, фиксировать некоторые факты. Научное знание предполагает не только описание, но и объяснение фактов, выявление всего комплекса причин, порождающих явление. Наука ориентирована на получение такого нового знания, истинность которого не просто утверждается, но и доказывается, обосновывается, ориентирована на строгую, последовательную организацию знания, на его систематизацию, получение достоверных предсказаний и т.п.

Наука стремится к максимальной точности, объективности. Результаты научного познания (теории, понятия и др.) организованы таким образом, чтобы исключить все личностное, привнесенное исследователем от себя. Одна из главных особенностей науки состоит в том, что она нацелена на отражение объективных сторон мира, т.е. на получение таких знаний, содержание которых не зависит ни от человека, ни от человечества. Наука стремится прежде всего построить объективную картину мира, т.е. отразить его так, как он существует «сам по себе», независимо от человека. Никакой другой компонент духовной культуры (ни искусство, ни идеология, ни религия и т.д.) такой цели перед собой не ставит.

В разных отраслях познания переход от донаучного знания к научному происходил в разное время и был связан с осознанием идеи доказательности и обоснования знания, с определением предмета познания, соответствующих ему исходных понятий и методов, с открытием общих законов, позволяющих объяснять множество фактов, с формулированием базовых принципов, на которых создается фундаментальная теория, и др. В математике и астрономии такой переход совершился еще во времена античности, физике — в XVII в., химии — в XVIII в., биологии — в XIX в. и т.д.

Наука представляет собой исторически сложившуюся систему познания объективных законов мира. Результатом научной деятельности выступает система развивающегося доказательного и обоснованного знания. Научное знание, полученное на основе проверенных практикой методов познания, выражается в различных формах: в понятиях, категориях, законах, гипотезах, теориях, научной картине мира и др. Оно дает возможность предвидения и преобразования действительности в интересах общества и человека.

2. Наука и философия

В античности философию понимали как науку всех наук. Такое царственное положение философии обращало в ее ведение все виды человеческих знаний. Однако никакая сфера человеческого духа, и философия в том числе, не может вобрать в себя всю совокупность специально-научных знаний о мироздании. Философ не может подменять собой работу медика, биолога, математика, физика и т. п.

Философия не может быть наукой всех наук, т. е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть сведена к одной из частных наук в ряду прочих. Философия — это любовь к мудрости, это особая форма общественного сознания, основным вопросом которой является вопрос об отношении мышления к бытию. Многолетний спор философии и науки о том, в чем больше нуждается общество — в философии или науке, какова их действительная взаимосвязь, породил множество точек зрения на их соотношение.