Смекни!
smekni.com

Психологические операции вооруженных сил США против режима талибов в Афганистане (стр. 2 из 4)

В такой ситуации руководство США предприняло ряд экстренных мер, призванных восстановить контроль Вашингтона над информационной обстановкой вокруг антитеррористической операции. Прежде всего Пентагон призвал журналистов более ответственно подходить к освещению событий, не давать талибской пропаганде возможности использовать западные СМИ в своих целях. Со стороны государственных структур США и Великобритании применялись меры политического давления с целью добиться полной информационной изоляции «Талибана». Имели место и меры политического давления на независимые СМИ. Так, «Аль-Джазира» была вынуждена заключить договор с CNN, позволяющий последней включать свои новостные сюжеты в телепередачи канала по принципу «обмена информацией».

Помимо расширения штатов афганских редакций и сетки вещания радиостанций «Голос Америки» и «Радио Свобода» было возобновлено вещание радиостанции «Свободный Афганистан». Конгресс США выделил на эти цели 20 млн. долларов.

Начиная новое «информационное наступление», администрация Дж. Буша сделала и несколько нестандартных шагов. На должность заместителя государственного секретаря по информационной политике была назначена Ш. Бирс, специалист по рекламе и связям с общественностью. Ей была поставлена задача координировать работу правительственных структур и частных СМИ. Принято решение о привлечении к ведению информационной кампании частных PR-организаций и выделении им около 400 млн. долларов на пропагандистские мероприятия в 78 государствах, прежде всего мусульманских. Кроме того, США и Великобритания разместили в Исламабаде Коалиционный информационный пресс-центр («медиа-центр быстрого реагирования»), в состав которого вошли как официальные военные представители, так и гражданские сотрудники СМИ. В целом это позволило сделать работу западных СМИ в регионе более оперативной и перехватить инициативу в освещении афганских событий у ближневосточных средств массовой информации, действуя по принципу опережения.

Поворотным моментом в ходе психологической операции ВС США и началом ее второго этапа стало неожиданное решение талибского руководства оставить крупные города и перейти к тактике партизанской войны. Это стало мощным аргументом в пользу правильности тактики американских войск и существенно усилило действенность пропаганды. Призывы к выходу из состава талибских формирований, переходу на сторону антиталибской коалиции, сдаче в плен под гарантии безопасности и т.д. стали в краткосрочном плане привлекательными для большей части полевых командиров и вождей афганских племен, а также для рядовых боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды».

На втором этапе у американских подразделений ПсО, помимо остававшейся на повестке дня задачи по окончательному разгрому формирований «Талибана» и «Аль-Каиды», появились новые задачи – обеспечение информационной поддержки планов США по вводу международного миротворческого контингента и послевоенному политическому переустройству Афганистана под контролем США. На первый план вышла задача агитации местного населения в поддержку временного правительства Афганистана, присутствия на территории международных миротворческих сил, прежде всего контингентов ВС США и Великобритании. Военнослужащие Группы ПсО активно привлекались к оказанию гуманитарной помощи, для чего на месте была создана оперативная группа ПсО. В ее состав вошли штаб, центр разработки информационно-пропагандистских материалов (ИПМ) и отдел координации действий со штабами других групп и контингентов ВС США. Оперативная группа планировала и вела согласование ПсО со штабами других служб и оперативных групп, готовила аудио- и печатные материалы информационно-психологического воздействия, а также специальные разговорники для распространения среди военнослужащих. Для согласования действий при проведении специальных операций в передовом штабе силы специальных организаций (ССО) в Катаре была создана группа по взаимодействию, ответственная как за проведение ПсО, так и за организацию взаимодействия с подразделениями ССО.

В начале 2002 г., условно на третьем этапе операции, в связи со смещением акцентов антитеррористической операции «Несокрушимая свобода» на решение миротворческих, гуманитарных задач существенно возросла роль подразделений Связи с гражданской администрацией. Значительная часть задач в этот период была возложена на личный состав батальона связи с гражданской администрацией, развернутого на территории Афганистана. К началу 2002 г. в различных районах страны действовали свыше 100 военнослужащих этого батальона, которые были разбиты на мелкие группы по 2–3 человека и выполняли специальные задачи в тех районах и населенных пунктах, которые полностью контролировались американскими и афганскими правительственными войсками.

Перед отправкой в Афганистан для специалистов батальона СГА были организованы курсы переподготовки на базе учебного центра в Форт-Брэгге, на которых слушатели изучали особенности ведения специальных операций в Афганистане, культуру, ислам (в том числе радикальные течения) и историю страны, а также местные языки. На территории Афганистана они действовали небольшими группами, в основном при военных гарнизонах правительственных войск Афганистана в крупных населенных пунктах (Кабул, Кандагар, Герат, Хост, Баграм). Специалисты групп одевались в национальную гражданскую одежду (халат, жилет, головной убор, обязательно ношение бороды), по стране передвигались в сопровождении военнослужащих правительственных войск (3–4 человека).

При контактах с представителями местной администрации первостепенное внимание уделялось вопросам восстановления разрушенной инфраструктуры, строительства гражданских объектов, в первую очередь школ, больниц, восстановления радио- и телесети, доставки и распределения гуманитарной помощи.

Другим направлением деятельности информационных структур США на стратегическом уровне стало обеспечение проамериканского освещения событий в Афганистане в мировых СМИ. В этих целях в Кабуле на базе центра боевых и миротворческих операций Объединенного оперативного формирования многонациональных сил (JointCivilMilitaryOperationsTaskForceCenter) был сформирован пресс-центр для зарубежных СМИ. В задачи указанного Центра входило оказание представителям национальных и зарубежных СМИ информационной поддержки, предоставление им средств связи и обеспечение доступа для сбора информации в местах дислокации ВС США и союзников; отбор информационных сообщений о ходе операции «Несокрушимая свобода» и ее гуманитарной составляющей, отбор для общения с корреспондентами задержанных и арестованных руководителей и боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды», ведение пропаганды среди местного населения. Функционирование пресс-центра для зарубежных СМИ обеспечивала группа офицеров ВС США под руководством полковника П. Пирса.

Помимо Кабула, для всестороннего информационного обеспечения были развернуты и функционируют оперативные группы по связям с общественностью и информационные центры:

– оперативная группа по связям с общественностью при штабе объединенного центрального командования (ОЦК) ВС США (авиабаза Мак-Дилл, штат Флорида);

– оперативная группа по связям с общественностью сухопутного компонента МНС при передовом штабе сухопутных войск объединенного центрального командования ВС США (Кувейт);

– оперативная группа по связям с общественностью морского компонента МНС при передовом штабе ВМС США (Манама, Бахрейн);

– оперативная группа по связям с общественностью в г. Исламабаде (Пакистан);

– оперативная группа по связям с общественностью в Узбекистане;

– информационный центр в г. Баграме (Афганистан);

– информационный центр в г. Кандагаре (Афганистан);

– информационный центр в г. Мазари-Шарифе (Афганистан).

Крайне низкий уровень развития информационной инфраструктуры в Афганистане существенно осложнял работу специалистов ПсО ВС США. В частности, при талибском режиме было запрещено телевидение и интернет. Поэтому основными формами информационно-психологического воздействия, которые использовали ВС США в Афганистане, стали радиопропаганда и печатная пропаганда.

Радиовещание было оценено американскими специалистами как наиболее эффективное средство ведения пропаганды в условиях Афганистана. Исследования 1999 г. показали, что 80% жителей Афганистана регулярно пользуются информацией радиостанции «Голос Афганистана» – по крайней мере, один раз в неделю – и до 60% прослушивают ее передачи ежедневно. Значительное количество афганцев также прослушивало новостные блоки, транслируемые британской корпорацией Би-Би-Си.

Специалистами ПсО США было развернуто радиовещание общим объемом до 10 часов в сутки (по пять часов в утреннее и вечернее время) на средних и коротких волнах. Вещание осуществлялось на языках дари и пушту как с бортовых радиопередатчиков самолетов ЕС-130Е «Коммандо Соло» – П, так и со стационарных радиостанций и ретрансляторов на территории Пакистана, Турции, Киргизии и Туркменистана. В условиях малой обеспеченности населения радиоприемниками для расширения слушательской аудитории американской авиацией над разными районами Афганистана было сброшено до 100 тыс. радиоприемников с фиксированной частотой, как это ранее практиковалось во Вьетнаме и Ираке.

Помимо ретрансляции передач радиостанций «Голос Америки» и «Радио Свобода», информационные материалы для радиопередач готовились специалистами группы ПсО. В эфире эти передачи появлялись под названиями «Информационное радио» и «Радио Свободный Афганистан». В содержании радиопрограмм особое место занимала тема дискредитации лидеров «Талибана» и «Аль-Каиды», а также тексты из Корана, специально подобранные американскими специалистами для опровержения тезисов талибской пропаганды и антиамериканских высказываний бен Ладена. Начинались и заканчивались радиопрограммы народной афганской музыкой. Позднее, в результате работы с тест-группами и контактов с местной аудиторией цитирование Корана было признано контрпродуктивным и в последствии не использовалось.