регистрация /  вход

Ранние номады и их вклад в развитие военного дела (стр. 1 из 2)

Реферат

На тему: «Ранние Номады и их вклад в развитие военного дела»

Введение

Настоящий реферат ставит задачу, опираясь на имеющийся материал, раскрыть историю развития военного дела у племен и народов, населявших Казахстан, в конкретные исторические периоды. Показать преемственность военных традиций, накопление опыта и совершенствование военного искусства у номадов.

РАННИЕ НОМАДЫ И ИХ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ВОЕННОГО ДЕЛА

В первом тысячелетии до нашей эры обширную территорию, охватывавшую северную Индию, Афганистан, Среднюю Азию и юг Казахстана заселяли многочисленные племена, носившие собирательное имя «сак». Геродот и другие античные историки называли их скифами. Сакские племена были современниками скифов, обитавших в Северном Причерноморье и Преднепровье, и савроматов, обитавших в Нижнем Поволжье и Южном Приуралье, современниками персов, Кира и Дария I, греков эпохи Александра Македонского.

В персидских клинописях остались сведения о трех группах саков:

- парадарайя

- тиграхауда

- хаомаварга

Опираясь на сведения античных авторов, материалы археологических раскопок, историки-исследователи воссоздали хозяйство, быт, культуру и общественный строй сакских племен.

С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах, в сочетании с земледелием. В качестве подсобного промысла у саков было развито охотничество и рыболовство. Высокого развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработки, в частности с литьем бронзы.

Сакский период - это время прорыва из века бронзы в железный век, т.е. наряду с бронзой разрабатываются месторождения железа, меди, олова, свинца, серебра и золота.

Саки знали и другие виды ремесел: изготовление бытовой посуды, камнерезное и косторезное дело, выделка кож, прядение и ткачество. Высокого уровня достигло ювелирное дело.

Племенные союзы саков середины I тыс. до н.э. представляли собой начальную стадию зарождения государственности. У выборных вождей концентрируется гражданская и военная власть, образуются военные дружины. Сакское общество состояло из трех сословий: воины, жрецы, общинники.

Вожди и цари входили в сословие воинов, их атрибутами были лук и стрелы, которые передавались по наследству.

Военная сила саков позволила им завоевать достойное место на исторической арене древности Уже в У111-У11 веках до н.э. сакские племена были связаны с древнейшими цивилизациями Востока -Ассирией, Мидией, с У1 века до н.э. с государством Ахеменидов. Персидский царь Кир заключил союз с сакскими царями и с их помощью воевал с лидийским царем Крезом. Кир в 530 году до н.э. предпринял поход на саков. Геродот противниками персов называет массагетов. О последнем походе Кира в античной литературе сложилось несколько легендарных повествований, связанных с именем массагетской царицы Томирис, которая будто бы после гибели Кира в проигранном им сражении, приказала бросить его голову бурдюк с кровью. Впрочем, сам Геродот называет эту версию одним из «многочисленных рассказов о смерти Кира». Достоверно известно лишь, что Кир погиб в сражениях на берегах Узбоя (древнее название Амударьи), в начале августа 530 года до н.э.

Вторую военную операцию на сакские земли предпринял Дарий I. Поход Дария I на массагетов в 518 году не увенчался успехом. Древнегреческий автор Полиен рассказывает о подвиге рядового общинника Ширака. Царский табунщик Ширак, чтобы погубить персидскую армию, обманным путем завлек их в безводную пустыню, пообещав Дарию вывести его войска в таком направлении, где можно будет напасть на массагетов врасплох. Персы, взяв семидневный запас продовольствия, вышли в поход. Обман они обнаружили слишком поздно. Ширак был казнен, однако персы понесли потери, погибло большинство персидских воинов, Дарий I спасся чудом. В 30-е гг. IV в. до н. э. Войска Александра Македонского направились к Сырдарье, где встретили упорное сопротивление местного населения. Борьбу с македонскими завоевателями у саков возглавил Спитамен. На юге Казахстана есть перевал, который называется «Вершина, с которой Ескендер (Александр) повернул назад».

Древние авторы, описывая сакских воинов, говорят о них как о прекрасных кавалеристах, искусно владевших тактикой, как конного, так и пешего боя. Их вооружение состояло из лука и меча, панциря, боевой медной секиры и легкого щита. Боевые конские доспехи состояли из нагрудника и панциря. В рукопашном бою использовали короткие кинжалы (акинаки) и копья, а для дальнего боя - лук и стрелы. Кавалерия саков делилась на легкую и тяжелую конницу. Тяжелая панцирная конница была заимствована у персов.

Войны с македонянами дали мощный импульс совершенствованию вооружения и тактики ведения войны. В частности, саки совершенствовали тактику ведения ближнего боя и вооружения, происходит массовый переход к длинному узкому мечу с прямым металлическим покрытием.

В своих наступательных походах саки использовали ударный кулак конницы для атаки центра вражеского войска. Мобильная конная лава обрушивалась на противника, наводя панику и страх. Первоначально использовались смертоносные стрелы, напоенные ядом. Затем начиналась сеча, в дело шли топоры-секиры, копья, акинаки и мечи. Саки владели искусством взаимодействия конницы и пехоты. Всадники по двое сидевшие на коне, при сближении с противником действовали как конники и пехотинцы: одни оставались на лошади, другие соскакивали и пешими вступали в бой. Греки не знали этого приема. Саки применяли и другие тактические приемы притворное бегство, наскоки малыми группами, стремительное преследование врага при его отступлении. Благодаря высокому мастерству они сумели три года противостоять самой сильной армии мира того времени.

Говоря о боевых традициях саков, следует заметить, что ношение оружия было обязанностью каждого мужчины, даже на пир они не выезжали без лука и стрел. Один из военных обычаев саков описан у древних авторов. Ежегодно, на празднествах вождь в своем околотке собирал воинов и угощал вином из почетной круговой чаши тех воинов, которые отличились в бою. Те же воины, что не сумели проявить себя, сидели в стороне и это было для них самым страшным позором. У саков накануне похода весь народ становится войском. Сакские женщины наравне с мужчинами принимали участие в боях.

УСУНИ. Вслед за саками на исторической арене появляются племена усуней, которые наследовали земли саков-тиграхауда в Семиречье. Основная территория располагалась в Илийской долине, западная граница проходила по рекам Чу и Талас, где усуни граничили с кангюями, на востоке они имели общую границу с хуннами, а на юге их владения соприкасались с Ферганой. Столица усуней - Чигучен (г. Красной доллины) находилась на берегу Иссык-Куля.

Этническая принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни считают что усуни были предками тюрков, другие, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам.

Китайские источники характеризуют усуней как кочевников. По археологическим материалам прослежено, что хозяйство усуней было комплексным скотоводо-земледельческим.

Письменные источники и археологические материалы дают возможность не только отметить факт социального неравенства в усуньском обществе, но и расчленить его на главные социальные группы:

• Усуньская знать

• Свободные общинники

• Зависимые мелкие производители и рабы .

Усуньские племена, наследовав земли саков, переняли их военное искусство. Усуни считались одним из значительных этнополитических объединений в Центральной Азии в древности.

Имея во П в. до н. э. население 630 тыс. человек, они могли выставить большое войско из конницы и пеших лучников. Дружина гуньмо (верховного правителя) и двух его наследников состояла из 30-ти тысячной конницы. Свидетельством военного могущества усуней являются исторические сведения о заключении династийных браков между китайской царской семьей и усуньскими правителями.

КАНГЮИ . В результате Великого переселения народов во второй половине II в. До н.э. в Центральной Азии образовалось государство Кангюев. Племена кангюев занимали территорию к северу от ср. теченья Сырдарьи. В исторической науке еще остается так называемая «кангюйская проблема». До конца не выяснена этническая история кангюев, точное время возникновения государства, его реальные границы, месторасположение столицы г. Битянь.

Отдельные исследователи истолковывают этноним «кангюи» как «люди в кожаных доспехах». Археологические раскопки дают нам материал о военных традициях кангюев. Так, на одной из пластин, где изображена битва, четко вырисовывается одежда воинов: шлемы, бронированные воротники, облегающие штаны, грудь защищена доспехами из нашитых пластин. Оружие представлено длинными копьями, двулезвийными мечами, ножнами, луками, стрелами, боевыми топориками.

ГУННУ. Около пяти веков в степи господствовали гунну. Древние китайские источники сообщают, что название «гунну» они получили в связи с названием реки Орхон, с которой тесно связана их история. Западные гунны, двигаясь из глубины Азии, в казахской степи смешивались с усунями, кангюями, их потомки известны как _уннс, гузы, кипчаки, карлуки. В исторической науке сохранились сведения об основателе государства Гунну шаньюе Модэ в 209г. До н.э. он объединил 24 гуннских рода и создал державу настолько сильную, что китайцы сравнивали со Срединной империей. Реформы Модэ превратили гуннский этнос в агрессивную военную державу, в которой господствовал обязательный нравственный закон - «Будь тем, кем ты должен быть!» И действительно каждый гунн в то время был воином, имел начальника и был обязан строго подчиняться ему.1

Рядовой гунн, родившись воином, должен был быть только воином, при этом он получал гарантии, т.к. род не мог оставить его на произвол судьбы. Богатеть он мог за счет добычи, которая была его неотъемлемой собственностью. Жизнь рядового гунну в мирное время состояла из перекочевок (2-4 раза в год), военных упражнений. Общую численность